ACCREDITATION OF MEDICAL PROFESSINALS: THE DEBEFITS AND RISKS
- Authors: Petrova I.A1
- Affiliations:
- National Research Institute for Public Health
- Issue: No 4-5 (2015)
- Pages: 180-186
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2381
- Cite item
Abstract
1 January 2016 the Accreditation Certificate of the medical professionals will replace the Graduate Certificate. Accreditation of medical professionals is a legislative validation of knowledge and skills of medical professionals established educational and professional standards. Primary accreditation of medical graduates will be conducted by medical universities, secondary accreditation of the doctors will be carried out by authorized regional Centers of Accreditation. Accreditation for the several specialties under one certificate not provided.
Full Text
The modernization of health care, accreditation of the medical professionals, a higher educational standard, professional standard Министерством здравоохранения в настоящее время активно решаются задачи модернизации отрасли с целью повышения качества медицинской помощи и обеспечения безопасности медицинской деятельности. Помимо «материального компонента» - объекты недвижимости, медицинское оборудование, лекарственное обеспечение, другой составляющей отрасли является «человеческий компонент» - медицинские работники, и, следовательно, наряду с материальной модернизацией отрасли, столь же активно должна решаться задача совершенствования оценки компетенций и повышения уровня профессиональной подготовки медицинских работников. Базовые нормативные правовые документы Согласно ст. 69 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью имеют право заниматься лица, получившие профильное образование в соответствии с государственными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации установленного образца. Без этого документа врач не имеет права «выходить в профессию» [1]. Данное положение вступает в силу 1 января 2016 г. Однако до сих пор в профессиональном сообществе недостаточно прояснены базовые цели, алгоритм, польза и возможные риски введения в действие законодательно закрепленной нормы об обязательной аккредитации медицинских работников. В настоящее время базовым лицензионным требованием к медицинской организации является наличие у медицинских работников сертификатов специалиста. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному 181 Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291, невыполнение данного требования является грубым нарушением, которое может повлечь административное приостановление деятельности медицинской организации [2]. Аккредитация как процедура и результат Сама по себе аккредитация медицинского работника (как процедура) и свидетельство об аккредитации специалиста (как результат) представляют собой официальное подтверждение соответствия знаний и навыков медицинского работника установленным стандартам, и призваны гарантировать потребителю - пациенту или его законному представителю, не обладающих достаточными компетенциями, должное качество и безопасность профессиональной услуги. Это не просто реализация требования государства о подтверждения каждые пять дет на протяжении всей профессиональной жизни медицинскими работниками своей квалификации в соответствии с новыми стандартами, но финальный аккорд модернизации высшего медицинского образования. В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, смыслом которого является введение в европейских странах единых стандартов высшего образования, что должно привести к сопоставимости и взаимной конвертации государственных образовательных систем. Врач, окончивший учебное заведение и получивший соответствующую аккредитацию в одной европейской стране, без дополнительного подтверждения своей квалификации сможет работать на территории любой другой европейской страны. Аккредитация врачей с января 2016 г. упраздняет прежнюю систему выдачи сертификатов. Однако для специалистов, которым сертификат был выдан прежде, его законность будет сохраняться в течение указанного в нем срока. Алгоритм получения свидетельства об аккредитации специалиста 182 предполагает, что медицинский работник должен не только подтвердить свой профессионализм посредством сдачи специального экзамена. При прохождении планового тестирования, он должен получить обязательные новые компетенции в рамках послевузовского образования. Другими словами, обязательная аккредитация медицинских работников представляет собой своебразное «сито», через которое должен происходить «отбор» профессионалов, а выдаваемое аккредитационное свидетельство должно подтверждать, что услуги получившим его специалистом будут оказаны пациенту на должном профессиональном уровне и в соответствии с современными достижениями медицины. Особый смысл институт аккредитации медицинских работников приобретает в связи с тем, что врач, в результате введения этого института, становится субъектом права со всеми следующими из этого правами и обязанностями. Вопросы организации Процедура аккредитации медицинских работников будет происходить в медицинских учебных заведениях, которые прежде осуществляли выдачу сертификатов. Ведущая роль и руководство процессом отведены Национальному Центру, созданному в Первом медицинском университете им. И.М. Сеченова. Методическую поддержку призваны обеспечивать специализированные экспертно-методические центры. В регионах аккредитация будет осуществляться специально учреждаемыми двенадцатью окружными центрами аккредитации (вузы системы Минздрава). Аккредитация предполагает три составляющие профессиональной оценки медицинского работника: профессионального портфолио. профессиональных знаний по результатам профессионального тестирования, профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра. 183 Предусмотрена двухуровневая система организации аккредитации. Первичная аккредитация специалистов -выпускников медицинских вузов, остается за 46 профильными вузами системы Министерства здравоохранения. Вторичная аккредитация действующих специалистов будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно, в течение пяти лет, с постепенной заменой действующих сертификатов. В настоящее время образовательные организации, независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности, находятся в равных условиях. В соответствии с п. 3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности [3]. Поскольку уполномоченные медицинские вузы сами организуют и проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования, то возможно предположить у них известное конкурентное преимущество перед иными образовательными организациями в вопросах проведения аккредитации медицинских работников. В Российской Федерации в настоящее время работают около 650 000 врачей и 1 500 000 медицинского персонала среднего звена. При поэтапном проведении аттестации в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов, в среднем за год аккредитацию необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медицинским сестрам. В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса, работодатель организует дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения ими профильных видов деятельности. Согласно ст. 187 ТК РФ, при 184 направлении работника на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы [4]. Пунктом 2 уже упоминавшегося приказа Минздрава РФ № 982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н. Поскольку аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей не предусмотрена, речь может идти о дроблении допуска врачей к выполнению отдельных работ: к примеру, отдельно аккредитация по акушерству и отдельно по гинекологии. При этом, на наш взгляд, вполне может быть правомерным предположение о том, что равно уязвимыми сторонами такого дробления могут оказаться и врачи и пациенты. Другой областью, если не особого риска, то особого обсуждения является отмена в 2016 г. интернатуры, объясняемая нехваткой врачебных кадров в медицине. Студенты-выпускники смогут приступать к работе в амбулаторно-поликлиническом звене сразу после получения диплома. Какого профессионального уровня будет эта помощь? Потребуется серьезная корректировка подготовки студентов-специалистов. Основными особенностями образовательного стандарта третьего поколения, т.н. ФГОС - 3, являются компетентностный подход, усиление практической подготовки, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура) и введение научноисследовательской работы студента как обязательного образовательного компонента. Безусловно, оптимальной 185 является организация обучения студентов на базе вузовских клиник и клинических баз, отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах. В качестве наиболее яркой иллюстрации применения передовых цифровых образовательных технологий можно привести первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. Такое обучение становится неотъемлемой частью образовательных программ, многократная повторяемость манипуляций, работа над ошибками, практически своего рода квази-замена дополнительных допусков к больному. Все это, безусловно, вызывая новые вопросы, все же позволяет точнее соотносить учебные программы с профессиональными стандартами и, следовательно, способствует обеспечению качество и безопасности медицинской помощи. ЛитератураAbout the authors
I. A Petrova
National Research Institute for Public Health
References
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // «Российская Газета»-Федеральный выпуск № 5639 от 23 ноября 2011 г.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 г // «Российская Газета» - Федеральный выпуск № 6067 от 24 апреля 2012 г.
- Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» // "Российская Газета" - Федеральный выпуск № 6056 от 12 апреля 2013 г.
- Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Рипол Классик, 2015, - 224 С.
Statistics
Views
Abstract - 65
PDF (Russian) - 9