СООТВЕТСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРОНАЖНОЙ СЛУЖБЫ ПО УХОДУ ЗА МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРИНЦИПУ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
- Авторы: Атаева Н.Б.1, Значкова Е.А.2
- Учреждения:
- Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы»
- Департамент здравоохранения города Москвы
- Выпуск: № 2 (2019)
- Страницы: 6-12
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1425
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2019.02.001
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Развитие патронажных служб - одна из приоритетных стационарозамещающих технологий медицинского обслуживания, внедряемая в деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы[1,2,4]. Цель настоящего исследования - проанализировать отдельные аспекты правового обеспечения при определении соответствия деятельности патронажной службы по уходу за маломобильными гражданами принципу доступности медицинской помощи. 7 Методы исследования В ходе проведения данной работы проводился анализ законодательных и нормативных правовых документов, регламентирующих правовые вопросы соответствия деятельности патронажной службы по уходу за маломобильными гражданами принципу доступности медицинской помощи. В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и обобщение опыта, аналитический и др. Результаты С 2017 года данная технология активно применяется для оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) маломобильным гражданам. В первую очередь, рассматриваемое нововведение было нацелено на повышение доступности медицинской помощи для указанной категории населения. Попробуем оценить, насколько данная цель достигнута к текущему моменту. Доступность медицинской помощи обеспечивается, в частности, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья (ст. 10 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Каких-либо дополнительных квалификационных требований к специалистам, работающим в патронажных службах, не предъявляется. Врач, как и обычный участковый, должен иметь диплом о высшем медицинском образовании по специальности «Терапия» («Общая врачебная практика (семейная медицина)», фельдшер -«Лечебное дело», медицинская сестра - «Сестринское дело». Между тем, видится необходимым, чтобы специалисты патронажной службы также проходили соответствующий инструктаж по специфике взаимодействия с маломобильными гражданами и оказания им ПМСП. На текущий момент данное условие реализуется в соответствии с п. 2.1.1. Регламента реализации мероприятий по оказанию плановой медицинской помощи на дому пациентам с ограничением (отсутствием) способности к самостоятельному передвижению и/или самообслуживанию, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в медицинских организациях (далее - 8 Регламент), согласно которому главный врач в ходе организации работы патронажной службы, среди прочего, обеспечивает подбор и обучение персонала [1]. В целях привлечения квалифицированных кадров для работы в патронажных службах в Москве было принято решение о выплате надбавок лицам, работающим с маломобильными гражданами. Так, приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.07.2017 № 513 «О выплатах стимулирующего характера медицинским работникам, участвующим в оказании плановой первичной медико-санитарной помощи на дому взрослым пациентам» были утверждены доплаты в размере 25000 рублей для врачей и 15000 рублей для среднего медицинского персонала[2]. Сложнее обстоит дело с возможностью выбора врача и медицинской организации. Первое зависит от штатной укомплектованности, которая привязана к численности пациентов патронажной службы. Согласно п. 2.1.2. Регламента рекомендуемая численность одного врачебного участка - 400 пациентов. Соответственно, при отсутствии большего числа нуждающихся в медицинском учреждении будет отсутствовать иной врач, занимающихся ведением патронажных пациентов. В таком случае право на выбор можно будет реализовать только применительно к другой медицинской организации. Однако в отличие от традиционной ситуации, когда пациент при желании получать медицинскую помощь в ином учреждении принимает на себя бремя несения дополнительных затрат на дорогу, здесь они будут ложиться на медицинскую организацию. В таком случае частично будет теряться положительный экономический эффект от внедрения патронажной службы, суть которого сводится к тому, что врач посещает пациентов на дому по территориально-участковому принципу, что сводит к минимуму временные затраты на дорогу. Путешествие из одного конца города в другой будет занимать время, которое врач или медсестра могли бы посвятить другому пациенту, не говоря о дополнительных расходах на бензин для транспортного средства или проездной. С учётом изложенного представляется оптимальным введение частичного ограничения права на выбор врача и медицинской организации. Например, путём предоставления права на выбор только в рамках административного округа. Однако такое нововведение потребует внесения изменения в Закон № 323-ФЗ. Обсуждение Дело в том, что на текущий момент согласно ст. 16 Закона № 323-ФЗ к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится установление порядка организации 9 оказания ПМСП только в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения ПМСП в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу. Медицинская же помощь, оказываемая патронажными службами, носит плановый (регулярный) характер. С учётом специфики оказания ПМСП маломобильным гражданам, а именно на дому, видится бесполезным для оценки эффективности такой критерий доступности медицинской помощи, как транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 5 Требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей 60 минут [3]. При этом очевидно, что для лиц с отсутствием способности к ориентации или передвижению любая удалённость медицинского учреждения будет являться критичной. К тому же вызывает вопрос, почему транспортная доступность измеряется временем, необходимым для достижения цели пешком. С учётом выявленной потребности оказания рассматриваемой категории лиц ПМСП на дому было бы целесообразней оценивать доступность с точки зрения возможности получения качественной медицинской помощи в надлежащем объёме всеми группами населения, в том числе инвалидами и другими группами населения с ограниченными возможностями передвижения. Да, безусловно, ранее маломобильные граждане получали медицинскую помощь, однако она носила бессистемный характер и оказывалась в недостаточном объёме, что ставило под вопрос её качество. В полной мере соответствуют московские нововведения в области оказания ПСМП маломобильным гражданам такому критерию доступности медицинской помощи, как оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. Так, наравне с Регламентом приказом ДЗМ № 145 от 26.02.2018 г. были утверждены перечни изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов, входящих в укладку врача, фельдшера и 10 медицинской сестры для оказания медицинской помощи пациентам патронажной службы. Также в Регламенте указывается на то, что оказание медицинской помощи осуществляется с использованием автомобильного транспорта, а пациенты имеют возможность прямой телефонной связи с сотрудниками патронажной службы, что требует укомплектование врачей, фельдшеров и медицинских сестёр телефонными аппаратами. Однако Регламент не содержит прямого указания на необходимость медицинских организаций обеспечить патронажные службы указанными техническими средствами. В п. 2.1.1 присутствует лишь общая фраза об обязанности главврача закупить оборудование, укладки и печатные материалы. Во избежание двусмысленного толкования предлагается в качестве приложения к Регламенту утвердить табель оснащения патронажной службы, как это было сделано в Методических материалах по созданию патронажной службы от 24.07.2017 г., подготовленных Департаментом здравоохранения г. Москвы. Выводы Таким образом, на текущий момент следует признать, что деятельность патронажных служб для маломобильных граждан не в полной мере отвечает принципу доступности медицинской помощи. В первую очередь проработки требует аспект, связанный с возможностью выбора пациентом патронажной службы медицинской организации и лечащего врача.Об авторах
Нина Бежановна Атаева
Государственное казенное учреждение города Москвы «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: AtaevaNB@zdrav.mos.ru
начальник Управления по работе с медицинскими организациями в административных округах города Москвы
Елена Александровна Значкова
Департамент здравоохранения города Москвы
Email: ZnachkovaEA@mos.ru
заместитель начальника отдела первичной медико-санитарной помощи
Список литературы
- Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы № 145 от 26.02.2018 г. «О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2016 № 293» // СПС «КонсультантПлюс»URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=MLAW&n=185114#02210455435131916 (дата обращения: 12.01.2019).
- Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.07.2017 № 513 «О выплатах стимулирующего характера медицинским работникам, участвующим в оказании плановой первичной медико-санитарной помощи на дому взрослым пациентам».
- Приказ Минздрава России от 27.02.2016 № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 18.
- Гришина Н.К., Значкова Е.А., Атаева Н.Б. Опыт совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи в столичном регионе с учетом дифференциации контингента пациентов // Перспективы развития современной медицины./ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 5. г. Воронеж. - НН: ИЦРОН, 2018 С. 21-23.