ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация


В статье дано обоснование формирования технологии "Эмоциональная безопасность профессиональной деятельности медицинских работников", представлены ее структурные элементы и перспективные ориентиры развития.

Полный текст

Одним из ключевых направлений современного здравоохранения является обеспечение эффективной профессиональной деятельности медицинских кадров, специфику работы которых составляют высокие профессиональные риски, в том числе из области эмоциональной сферы. Для формирования условий и поддержания эффективности такой энергозатратной работы требуется создание системы, определяющей организационные технологии для сохранения их здоровья, а также проведение на высоком управленческом уровне исследований в этом направлении, принятие законодательных мер, обеспечивающих эффективные процессы профессиональной деятельности специалистов. В то же время, анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации показывает, что "прорывных" исследований по вышеприведенным вопросам и принятым по ним действенным решениям в современном здравоохранении крайне мало. Это утверждение емко и точно характеризуется выступлением [1]вице-президента Российского научного медицинского общества терапевтов Владимира Терентьева. Он отмечает - "Мы начали с того, что проанализировали количество публикаций, в которых поднимается проблема здоровья врачей. И оказалось, что даже в 30-50-х годах прошлого века этому вопросу уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас. Особенно активно он обсуждался в 50-70-е годы, тогда было опубликовано более 2500 статей на данную тему. После 2000 года их количество уменьшилось в пятьсот раз! А ведь это важнейший индикатор отношения медиков к собственному здоровью". 70 Акцентируется внимание на данных официальной статистики, которая утверждает, что продолжительность жизни врачей в среднем на пятнадцать лет короче, чем у пациентов. Отмечается, что продолжительность жизни врачей, по данным ВОЗ, составляет в среднем 54 года, а самый рискованный контингент - хирурги, реаниматологи и анестезиологи. В работе приводятся материалы Ростовского государственного медицинского университета, где было проведено исследование, охватившее три тысячи респондентов от 26 до 83 лет из числа практикующих медиков. Отмечается, что на вопросы анонимной анкеты ответили более двух тысяч специалистов городских больниц, 400 сельских медиков и 500 клиницистов медицинского университета. Врачам задавали вопросы, на которые обычно отвечают пациенты: занимаются ли они физкультурой, как питаются, соблюдают ли режим сна и отдыха, позволяют ли себе выкурить сигарету или пропустить рюмку-другую? - "Мы ожидали, что здорового образа жизни придерживаются не менее 80 процентов врачей. Реальность оказалась гораздо печальнее, - считает Терентьев. Следят за собой лишь 41 процент медиков. Физкультурой занимаются 6 процентов сельских врачей, 20 процентов - городских и четверть - университетских клиницистов. Нормальный режим сна и отдыха соблюдают 20 процентов сельских медиков. У горожан этот показатель не дотягивает до 29 процентов, 39 процентов сотрудников медуниверситета заявили, что с отдыхом у них все в порядке. Согласитесь, показатели не радужные". Отмечается, что крайне неблагоприятно обстоят дела в медицинской среде и с питанием. Лишний вес наблюдается у 74 процентов сельских врачей. Причем это не просто склонность к полноте, а практически ожирение. Это наблюдается у 48 процентов городских медиков и 46 процентов - университетских сотрудников. Нарушение веса сопровождается артериальной гипертонией. Однако подчеркивается, что люди, у которых аппарат для измерения давления под рукой круглосуточно, не всегда фиксируют свои показатели, хотя прекрасно знают последствия. Как противоречивый факт приводится констатация того, что сегодня медики с тревогой говорят об эпидемии хронических неинфекционных заболеваний - ожирении, сахарном диабете, гипертонии, ишемической болезни сердца и мозга. Тем не менее, каждый четвертый врач не знает свой уровень холестерина и глюкозы в крови. Настораживает и другое: половина городских врачей признались, что снимают стресс при помощи алкоголя. И почти треть не прочь выкурить сигарету. Среди сельских медиков эти показатели несколько ниже - 36 и 34 процента 71 соответственно. - "На разных симпозиумах обратил внимание, что европейский врач разительно отличается от среднестатистического врача-россиянина, -говорит Терентьев. - Невозможно представить, что в перерыве между докладами сотрудники западных клиник станут в кружок и дружно задымят сигаретами. Это свидетельствует о непрофессионализме. У нас же такое сплошь и рядом". С горечью отмечается, что: " удовлетворенность от своей работы у отечественных медиков в два раза ниже, чем у иностранных коллег. Большинство наших врачей работают по совместительству, чтобы довести свою зарплату до приличного уровня. Высокая нагрузка, неадекватные условия труда, бумажный вал... И вот перед нами человек в белом халате, который не только неправильно питается, плохо спит и мало двигается, но зачастую даже не знает, чем он болен". Подчеркивается, что точных данных о здоровье врачей пока нет. Большинство занимаются самолечением, лечатся у коллег, ускользая от статистической отчетности. Или всячески скрывают наличие у себя патологий, не желая предавать их огласке из страха потерять работу. Отмечается, что казалось бы, диспансеризация должна решить проблему. Но механизм этот, по признанию самих врачей, работает недостаточно эффективно. Во-первых, ни в одной из опрошенных групп диспансеризация не достигла 100 процентов. А во-вторых, более половины медиков отметили формальный характер мероприятия и не ждут от него положительных результатов. Эти же позиции представлены и в работе [2]. Авторы также отмечают пародоксальность сложившейся ситуации. Сказано, что люди, призванные государством оздоравливать и лечить болезни общества, других людей, продлять им жизнь, сами умирают на 10-20 лет раньше своих пациентов и до этого нет никому дела. Получается, что врач -заложник профессии, заложник парадоксов социальной философии и психологии общества, заложник патологической государственной политики в сфере заботы о здоровье людей. Тогда как врачи рискуют своей жизнью даже больше, чем работники подводных лодок, космических кораблей, персонал, обслуживающий реакторы и т.д. Подчеркивается, что врачи платят собственными жизнями и болезнями, смертью своих родственников. Например, общеизвестно, что у добросовестного врача-психиатра или реаниматолога через 10 лет работы наблюдаются психические отклонения в поведении. Имея этот же стаж практической работы, врач патологоанатом получает вирусный гепатит, алкоголизм или СПИД. Врач-хирург "зарабатывает" себе гипертоническую болезнь и в последующем инфаркт миокарда. Как добавление-иллюстрацию к сказанному отметим "горький" 72 монолог современного врача [3]: "Раньше в среднем в день ко мне в клинику приходили по 20-25 человек, - рассказывает участковый терапевт диагностического центра N5 Ирина Кутузова. - Сейчас - 4046. И это не считая тех, кто "мне только спросить".... Врач горько признается: "У меня после 25 человека резко падает концентрация. Элементарно перестаешь соображать. Пациент тебе что-то говорит, а ты как в космосе. Недавно больной был. Смотрю, у него по электрокардиограмме серьезные изменения. Ситуация острая. Вызываю скорую. Хочу сказать: "Инфаркт". И не могу. Заклинило просто. Разве это нормально?". В вышеприведенной работе (2), авторы также отмечают высказывание известного американского хирурга и изобретателя Леонарда Шлейна. Он пишет: "Люди, которых я принимаю в течение дня, входят в мою жизнь в момент, который для них является самым страшным в их жизни. Когда я начинаю работать с ними, они находятся в состоянии большой тревожности, я постоянно имею дело с людьми, которые тревожатся. Для них это взаимодействие - единичное, очень важное событие; для меня оно - повседневная работа. Я не могу относиться к ним поверхностно. Я должен переживать с той же интенсивностью, что и они, а это очень утомляет, изматывает и истощает". На это "пиковое" эмоциональное состояние напряжения повседневной действительности в деятельности медицинского работника накладываются реалии их неудовлетворительного материального положения. Особенно это актуально для регионального здравоохранения. И это несмотря на предпринимаемые Правительством активные меры по решению этого вопроса. Как показывают исследования [4] Росстат опубликовал информацию, в соответствии с которой средняя заработная плата врачей в 2018 году по Росии составляет 72000 рублей в месяц, а заработная плата медицинской сестры в 2018 году составила 36000 рублей. Вместе с тем, Народный фронт провел в апреле 2018 года независимый опрос медицинских работников об уровне их заработной платы. 86% врачей-специалистов сообщили, что их зарплаты значительно меньше официально заявленных Росстатом. Отмечается, что многие врачи указали, что заняты на полторы и более ставки, каждый десятый врач трудится на двух и более ставках. Заработную плату, сопоставимую со средней по стране получают 14% опрошенных врачей. И, как помощь медицинским работникам в этой ситуации, в ОНФ прошло совещание по сложившейся ситуации, по итогам которого было принято решение создать рабочую группу, которая и будет 73 мониторировать реальный уровень оплаты труда медицинских работников и не допускать искажения данных. А ведь достойная заработная плата, адекватная затраченным каждодевным усилиям в процессе осуществления профессиональной деятельности, могла бы в определенной степени "смягчить" порог "запредельного" напряжения в работе специалистов. Что же остается в «сухом остатке»? Научными исследованиями показано, что в процессе осуществления профессиональной деятельности на медицинского работника воздействуют [5] следующие факторы: физические (3%); химические (27%); биологические (61%); эргономические (9%) и нервно-эмоциональные. Последние, в силу неразработанности вопроса процентного решения не имеют, но по данным научных поисковых исследований (Арутюнов А.В., 2004; Засеева И.В., 2013; Саблина Т.А, 2011; Силкина А.А., 2014; Сидоров П.И., 2013; Таткина Е.Г., 2009; Ульянова О.В., 2016 и др.) играют наиважнейшую роль в повседневной работе врача. Таким образом, руководствуясь тем, что вышепредставленные факторы воздействия на медицинского работника в процессе осуществления им профессиональной деятельности хорошо известны, подсчитаны и регламентируются/контролируются соответственными приказами и ведомствами, научным поискам следует сосредоточиться на формировании законодательно закрепленных мер помощи медицинским работникам в восстановлении эмоциональных затрат в процессе их труда. Здесь необходимо учитывать такое относительно недавно (1990г.) введенное в научную среду понятие, как эмоциональный интеллект, которое органично корреспонируется с сутью медицинское профессии - умению понимать/"тонко" чувствовать состояние другого человека, максимально приближаясь к внутреннему миру субъекта. За рубежом в последние годы этому направлению в науке уделяется достаточно пристальное внимание (Д.Майер, П.Сэловей, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Д.Карузо и др.), оно было введено более 25 лет назад в психологию Джоном Майером и Питером Сэловеем и имело определение способности "отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий"[6]. В отечественом научном поле можно отметить такие имена, как Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков, М.А.Алферова, Э.Ж.Базарсадаева и др. Что касается медицинской области, то следует указать работу "Эмоциональный интеллект в работе врача: понятие, применение, особенности", наукоемко представляющей суть проблемы [7] . Здесь также уместно привести высказывание известного психолога, 74 психотерапевта Литвака М.Е., приведенного в работе [2], о том, что "Современные нейрохирургические исследования показали, что 35% зон головного мозга стимулируется положительными эмоциями; эмоцией интереса стимулируется 30% зон, а эмоцией радости - 5%. Таким образом, условно говоря, 70% зон головного мозга стимулируются положительными эмоциями, что, безусловно показывает их беспрецедентную роль в развитии личности, в данном вопросе, личности медицинского работника. Соответственно отрицательные эмоции способствуют обратному эффекту и развитию, в том числе, синдрома эмоционального выгорания. Выше мы отмечали понятие эмоционального интеллекта, априори присущее "Настоящему" Врачу, как определяющее начало его профессиональной принадлежности, которое делает его таким восприимчивым и "камертонно" настроенным на боль другого человека, что вызывает раннюю изношенность организма и которое надо изучать в контексте антистрессовой составляющей работы специалистов. И все это, в конечном итоге приводит к развитию эмоционального выгорания. Таким образом, мы получаем, условно говоря, четко "работающую цепочку" в профессиональной деятельности медицинского работника, касающуюся его эмоциональной сферы - он обладает чувством эмпатии (эмпатия - /греч. empatheia - вчувствование, сочувствование/ - осозананное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека, www.psychologies.ru), эмоциональным интеллектом - умением транслировать эмпатию - и когда происходит "перерасход" восприятия чужого эмоционального поля - происходит развитие эмоционального выгорания. Приведем определение эмоционального выгорания, которое ранее мы рассматривали в работе [8]. Так, отмечалось, что впервые понятие "Эмоциональное сгорание", "Синдром эмоционального сгорания" (англ.Ьито^, burnout-syndrome) предложил H.J.Freudenberger (США) в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Бойко В.В. (1999), описывая "эмоциональное выгорание", определяет его уже как "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". Специалисты приводят следующие критерии, которые необходимо учитывать при рассмотрении данного синдрома [9], и эти параметры безусловно надо иметь в виду при формировании антистрессовых технологий в работе медиков. 75 Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами: • полом; • видом деятельности; • стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет); • занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям); • количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств); • уровнем личностной тревожности; • уровнем эмоциональной стрессоустойчивости; • межличностными отношениями в коллективе; • типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара); • наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги); • состоянием климата в семье. Далее отметим, что, соответственно, если есть состояние "исключения" эмоций, т.е. развитие синдрома эмоционального выгорания, то должна быть создана система, призванная не допустить/ослабить развитие этого состояния, чтобы сохранить для общества "фигуру эмоционально здорового" медицинского работника, оказывающего пациенту помощь в полном ее объеме. В силу этого, предлагаем сформировать понятие "Эмоциональная безопасность профессиональной деятельности медицинского работника", которое подразумевает под собой разработку системы мер (технологию эмоциональной безопасности), направленных на создание условий сохранения эмоционального здоровья медицинского работника. Отметим, что понятие "эмоциональное здоровье", относительно новый термин и обозначает состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества (https: //psychologytoday.ru, 20 февр., 2017г.) Мы сознательно не соотносим сейчас процесс "эмоциональной безопасности" с категориями медицинских работников, специальностями, стажем и т.д. (приведенными выше). Здесь много различий и требуется адресная, кропотливая научная работа по 76 созданию критериев безопасности под каждую обозначенную дифиницию. Проведем небольшой экскурс в историю вопроса, связанный с введением в научную среду собственно термина "эмоциональная безопасность". Так, отмечается [10], что одним из первых ученых, чье имя упоминается в связи с эмоциональной безопасностью, был канадский психолог доктор Уильям Э. Блатц, который считал, что всё поведение индивида во всех областях его жизни можно интерпретировать в терминах безопасности. В его теории целью каждого человека, вне зависимости от его возраста, статуса и уровня доходов, является достижение чувства безопасности. У. Блатц определял безопасность как чувство, так как тот, кто чувствует себя в безопасности, воспринимает себя свободным от опасности, а безопасность определяется как субъективное ощущение. Безопасность, по мнению Блатца, подразумевает две составляющие: - опыт адекватности в той или инои ситуации, когда личность чувствует, что способна справиться с ситуацией, - чувство адекватности для удовлетворения будущих последствий, которое проявляется в возможности предвидеть и прогнозировать. Таким образом, безопасность определяет переживание настоящего и будущего. У. Блатц приравнивал безопасность к чувству уверенности и эффективности, несмотря на то, что чувство эффективности во многом зависит от обстоятельств и окружающих людей. В 1939 году, профессор Эдуард А. Ботт писал, что слово «безопасность» (secure) происходит от латинского слова securum, то есть, «без попечения», «без тревоги», «без страха», «свободный от неуверенности». Отмечается, что в течение последующих пятидесяти лет эмоциональная безопасность была исключена из фокуса внимания ученых вплоть до 1994 года, когда данная концепция появилась в статье П. Дэвис и Э.М. Каммингс под названием «Семейные конфликты и ребенок: эмоциональная гипотеза безопасности», опубликованной в Psychological Bulletin. Отмечается, что авторы показали, что в основе чувства неуверенности лежит отрицательная связь между родителем и младенцем. Причиной неуверенности могут быть также семейные конфликты, которые способствуют тому, что дети думают, будто их безопасность находится под угрозой. Указывается на тот факт, что когда люди чувствуют, что безопасность утрачена, они мобилизуют свои ресурсы по восстановлению состояния эмоциональной безопасности. Таким образом, эмоциональную безопасность можно интерпретировать как уверенность человека в обладании внутренними ресурсами для 77 противостояния новым угрозам и опасным ситуациям. Подчеркивается, что безопасность во взрослом возрасте во многом определена принципом взаимного обмена, одним из базовых законов всего человеческого общества. Это отношения, в которых каждый партнер на основании своих знаний и навыков может обеспечить безопасность другому. Акцентируется внимание на том, что безопасность личности можно рассматривать как уверенность в возможности справиться с проблемами на основе своих навыков и знаний, что при необходимости ей помогут и придут на помощь, обеспечат комфорт и защиту (родители, муж/жена и т. д.), когда существует «подушка безопасности» в случае падения. В контексте рассматриваемых вопросов важное значение имеет утверждение того, что эмоциональная безопасность - это чувство принятия, уверенности, что вы находитесь в правильном месте, в окружении нужных людей. Если человек чувствует, что он приложил руку к созданию сообщества, в котором он находится, то он будет неизбежно идентифицировать себя с этим сообществом. Подчеркивается тот факт, что общая система символов также является одним из факторов, способствующих формированию эмоциональной безопасности. А это уже, мы подчеркиваем, сознательный "шаг" к вопросам корпоративной культуры, которые сейчас активно реализуются на базе лечебно-профилактических учреждений. Важным является то обстоятельство, что, как отмечается в работе, сложность изучения эмоциональной безопасности связана с тем, что в социальной психологии на сегодняшний день нет методик, изучающих данный феномен. Руководствуясь вышесказанным, сформируем базисные "метки", которые можно расматривать в контексте медицинской специальности, а имено - понятия "Эмоциональной безопасности профессиональной деятельности медицинских работников". К ним относятся "умения и навыки": I. НАПРАВЛЕНИЕ 1. Противостояния "внутренним и внешним" угрозам за счет (см.п2) 2. Мобилизации внутренних ресурсов специалиста. 3. Восстановления эмоционального состояния". II. НАПРАВЛЕНИЕ 3. Стремления к прочным семейным отношениям. 4. Приобретения новых знаний и навыков, как основы "уверенного будущего в профессии". 5. Упрочение партнерских взаимоотношений. 78 III. НАПРАВЛЕНИЕ 6. Формирование корпоративной культуры организации. Соответственно: I Направление можно условно обозначить, как ВОССТАНОВЛЕНИЕ утраченных "естественных" эмоций (путем активного включения п. 2); II - как УПРОЧЕНИЕ достигнутой гармонии через активацию положений (см.пп. 3, 4, 5); III - как ФОРМИРОВАНИЕ навыков безопасности, посредством укрепления роли профессиональной среды в судьбе специалиста. Подытожим и конкретизируем вышесказанное адресным "прикреплением "технологий эмоциональной безопасности" к вышеобозначенным направлениям, используя для этого материалы работы [11], где приводятся зарубежные, в т,ч. ВОЗовские и отечественные рекомендации. I. Для достижения позиции технологии восстановление предлагается: - проведение самоанализа до-клинических и клинических проявлений профессионального стресса; - обучение врачей методам восстановления себя и саморегуляции; - сеансы групповой психотерапии по методу Балинта; -когнитивная поведенческая психотерапия (СВТ); -психологические беседы и консультации; - фитнес и скандинавская ходьба; - водная гимнастика; - массаж; - расслабляющие ванны. II. Для достижения технологии УПРОЧЕНИЕ предлагается: - поддержание стабильных личностных отношений с коллегами и семьей; - активное участие в обучающих и развивающих профессиональных мероприятиях; - обучение конкретных специалистов антистрессовым мероприятиям на работе; - консультации с психологом; - нормализация режима отдыха и труда, налаживание режима питания; - наличие хобби и новых интересов вне рабочего времени. III. Для достижения технологии ФОРМИРОВАНИЕ (адресация к администрации) предлагается: - не предъявлять излишних требований к сотрудникам, которые оказывают медицинскую помощь пациентам; - задания должны распределяться между сотрудниками 79 равномерно; - рабочие процессы, которые вызывают слишком сильный стресс, должны быть модифицированы; - формирование специальных психологических групп поддержки; - возможность сотрудникам, при необходимости, работать не на полную ставку; - мотивация сотрудников к участию в жизни коллектива, в том числе для принятия решений, которые влияют на условия их работы; - создание комнаты отдыха для сотрудников в медицинских учреждениях; - работа психолога с медицинским коллективом; - организация активного отдыха с коллективом; - поддержка хобби сотрудников; - другие мероприятия, связанные с формированием корпоративной культуры организации. Таким образом, мы сформировали "матрицу" технологии "Эмоциональная безопасность профессиональной деятельности медицинских работников". Соответственно каждое из вышеприведенных направлений может/должно быть дополнено, "углублено", конкретизировано с учетом специфики ЛПУ, предпочтений работающих специалистов, "политики" администрации и т.д.. Важно, что третье направление - ФОРМИРОВАНИЕ, через организацию в ЛПУ корпоративной культуры явится той основополагающей структурой, которая и будет гарантом эффективного функционирования технологии "Эмоциональная Безопасность профессиональной деятельности медицинских работников" во всем объеме этого понятия. Небольшое добавление. В работе [2] приводится цитата из книги Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц "Психология в медицине" (М., Кедра-М; 1998), где сказано, что: "Для того, чтобы уметь адаптироваться..., люди должны изучить адаптацию и изучить стресс, чтобы представление о них вошло во внутреннюю картину здоровья как содержание переживания, регулирующее отношения между разными показателями и параметрами здоровья человека. Для этого необходимо проводить работу по обучению здоровому образу жизни...". В этих "простых" рекомендациях, на наш взгляд, содержится "стержень" понятия "эмоциональной безопасности" для медиков -обучить с помощью научных методов специалистов медицинской профессии правилам Адаптации к стрессу, пониманию его "природы" и возможностям профилактики. Отметим также, что обязательным условием эффективности работы технологии "Эмоциональная безопасность профессиональной деятельности " является наличие "обратной " связи с сотрудниками 80 учреждения, знания об их "нуждах, потребностях, устремлениях, желаниях. И помочь в этом сегодня может грамотно организованная работа соответствующих отделов в лечебно-профилактических учреждениях, занимающихся вопросами кадровой политики. Здесь уместно привести материалы работы [12], посвященной вопросам современной кадровой политики ЛПУ в аспекте изучения работы отделов кадров. На примере Московской области и ряда других регионов рассматривается роль современной службы управления персоналом в лечебных учреждениях. Так, отмечается, и это надо подчеркнуть как яркий положительный факт, что в регионах в ЛПУ стали активно создаваться отделы управления персоналом, которые несмотря на сохранившееся название - отделы кадров - существенно изменились организационно, а главное - функционально. Подчеркивается, что в целом это заметно повлияло на сохранение и развитие кадров в ЛПУ и регионов целом. И главное - отмечается -что на работу в эту структуру пришли выпускники факультетов управления, юристы, психологи в области управления персоналом. Конечно, это очень отрадная тенденция только начинает складываться, и соотносится пока в большей степени с крупными ЛПУ, но важно, что начало положено. И можно с "осторожным" оптимизмом говорить, что в стране начинают формироваться службы, которые смогут в будущем проводить работу по созданию режима эмоциональной безопасности профессиональной деятельности медицинских работников в лечебном учреждении, включая всю широкую палитру этого вопроса в аспекте разноплановых мероприятий по здоровьесбережению медицинских кадров отрасли. Как небольшую ремарку к сказанному добавим предложение Министерству здравоохранения заказать одной из ведущих социологических служб страны анонимный социологический опрос (среди организаторов здравоохранения и главных врачей лечебнопрофилактических учреждений) об основных достижениях и проблемах кадровой службы отрасли, которые будут актуальны для нее через десять лет. Особым вопросом поставить выявление отношения к необходимости и перспективам развития системы эмоциональной безопасности профессиональной деятельности медицинских работников. Подчеркнем, что мнение ведущих специалистов о дальнейшем видение развития кадровой структуры здравоохранения, в том числе вопросов развития здоровьесберегающих технологий, связанных с профессиональной деятельностью медицинских 81 работников, представляется нам достойным внимания в аспекте эффективного планирования развития отрасли на перспективу. Руководствуясь вышесказанным, предлагаем на уровне отраслевого Министерства в рамках Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении сформировать современную структуру, основным направлением деятельности которой станет координация и обеспечение технологии "Эмоциональная безопасность профессиональной деятельности медицинских работников" в ЛПУ страны в самом широком диапазоне этого определения. Помимо представленных выше вопросов к ним относятся: уровень заработной платы медицинских работников; правовая защищенность медицинских работников; психологическое сопровождение профессиональной деятельности медицинских работников; организационное сопровождение профессиональной деятельности медицинских работников и пр.. Все это будет способствовать реальным достижениям в решении кадрового вопроса отрасли, по настоящему формировать здоровое поколение и будущее страны.

Об авторах

Татьяна Ивановна Расторгуева

«Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: rasto@mail.ru
Москва, Россия
д.м.н., ведущий научн.сотр.

Оксана Борисовна Карпова

«Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Москва, Россия
к.ф-м.н., старший научн.сотр.

Список литературы

  1. Бровкина М. На что жалуетесь, доктор? Почему медики живут меньше своих пациентов //Российская газета - Федеральный выпуск N 5505 (129), 17.06.2011, https: //rg.ru.
  2. Алексеев А.А., Ларионова И.С., Дудина М.А. Врачи - заложники смерти /http: //www. htls.ru/books/vrachi.
  3. "Мне все равно". У 99% врачей в России - профессиональное выгорание, 07.12.2017, /http: //www.liveinternet.ru.
  4. Реальный размер зарплаты у врачей, медсестер, санитарок и медработников в 2018 году в рублях /http: //rosinformmburo.ru.
  5. Бухтияров И.В. Условия труда и профессиональные риски медицинских работников в условиях внедрения СОУТ //mos-medsestra.ru.
  6. Лимонова О. Эмоциональный интеллект, его структура и методы измерения /http: //www.b17.ru.
  7. Эмоциональный интеллект в работе врача: понятие, применение, особенности /https: //www.dirklinic, 1 декабря, 2017.
  8. Расторгуева Т.И., Проклова Т.Н. Основные направления обеспечения эффективных условий труда медицинских работников на современном этапе развития здравоохранения (или правила "трех п" или правила "трех шагов") //Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А.Семашко. 2016. N4, с.68-75.
  9. Силкина А.А., Саншокова М.К., Сергеева Е.С. Синдром "эмоционального выгорания" среди врачей различных специальностей в России и за рубежом. Обзор. //Медицинские интернет конференции, /Д: 2014-11-977-R4331, https: //medconfer.com.
  10. Зотова О.Ю. Эмоциональная безопасность личности в контексте жизненного пути //Дискуссия - N4, 2015, https: //cyberleninka.ru/article.
  11. Синдром эмоционального выгорания у медработников /https: //www.zdrav.ru/articles.
  12. Балашов П.Ю. Роль современной службы управления персоналом в осуществлении кадровой политики ЛПУ //Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения", 26.11.2014, N5.- 2014.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 20

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах