THE ISSUE OF THE INITIAL STAGE OF FORMATION "THE PERSONNEL OF THE FUTURE" OF RUSSIAN MEDICINE

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы целесообразности/обонования введения дополнительного испытания (экзамена) для абитуриентов медицинских вузов страны как индификатора соответствия врачебной специальности.

Полный текст

Анализ научных поисков по проблеме эффективного развития кадровых ресурсов отрасли здравоохранения отсылает нас к вопросу его истоков - формированию действенного "корпуса" абитуриентов медицинских вузов страны и дальнейшего обучения их уже в качестве студентов медицинских вузов. И если материалы по студенческой тематике, особенно в плане модернизации образовательных процессов, обновляются в последние годы с заметной активностью, то информационное поле о "процедуре" поступления/отбора претендентов в студенческие ряды активно не представлено. В предыистории к освещению этого вопроса рассмотрим два "заметных события" кадровой тематики последнего времени (вторая половина 2018г.). I. Устранение дефицита кадров первичного звена. В выступлении Министра здравоохранения на встрече с членами Совета Федерации в рамках "Открытого диалога с министром" (https: //medvestnik.ru от 20.11.2018) отмечается, что во всех регионах страны, независимо от сегодняшнего уровня дефицита, к 2021 году обеспеченность первичного звена кадрами (врачами и средним медицинским персоналом) будет доведена до 95%. Подчеркивается, что для каждого региона создаются линейки полного устранения дефицита кадров до 2024 года. Таким образом, подразумевается, что через пять лет в стране будет сформировано "полновесное" первичное звено, полностью укомплектованное эффективно работающими медицинскими кадрами. Последнее утверждение обосновывается предпринятыми беспрецедентными нововведениями в области образовательных инициатив обучения студентов-медиков, что подразумевает повышение качества их обучения в соответствии с современными требованиями и, соответственно, повышение качества оказанной ими помощи населению. 84 II. Повышение престижа профессии врача. Так, ВЦИОМ (https: //vademec.ru, 24.10. 2018, ВЦИОМ) опубликовал данные, в соответствии с которыми за последние шесть лет (по сравнению с 2012 годом) престиж профессии врача вырос вдвое. Здесь следует добавить, что в 2018 году конкурс в вузы России составил в среднем девять человек на место. При этом самой востребованной оказалась медицинская специальность (Т. Голикова, выступление на Дне первокурсника в МГУ им. М.Ломоносова, 01.09.18, https: //www.dp.ru). Также отмечается, что, например, в 2017 году вузы Санкт-Петербурга показали самый высокий проходной бал по ЕГЭ, а самыми популярными оказались медицинские специальности, где конкурс составил 288 человек на место! И этот показатель с меньшими, но также очень высокими значениями отмечается и по другим регионам. Отметим, что средний бал по ЕГЭ для поступления в медицинский вуз достаточно высок и составляет в пределах 82-85 баллов (медицинские вузы ряда регионов), более 90 баллов для МГУ и в пределах 65-75 баллов - для некоторых региональных вузов. Соответственно, повторимся, следуя полученным данным, в недалеком будущем должен быть сформирован высокопрофессиональный кадровый "корпус" молодых специалистов, которые смогут оказывать качественную медицинскую помощь, опираясь на хорошие знания, полученные в школе (высокие баллы абитуриентов по ЕГЭ) и высокий обучающий уровень в современном медицинском вузе. Но поступление в медицинский вуз по результатам только ЕГЭ не предоставляет возможности "отсекать сторонних для медицины людей". Известно, что сегодня для поступления в медицинский вуз достаточно "набрать" высокие баллы по таким предметам, как русский язык, химия и биология. На ряд факультетов требуется физика и/или математика. Фактически те же баллы по ЕГЭ и по тем же предметам (в различных вариациях, в зависимости от факультета) требуются абитуриентам, поступающим в МГУ на биологический факультет, в МСХА имени К.А.Тимирязева и ряд других вузов. Но медицинская специальность имеет очень яркие "характерологические" особенности и "предъявляет" к абитуриентам права на изначальное/потенциальное обладание рядом специфических черт характера, не требующихся абитуриентам, обучающимся другой специальности, а именно: - готовности учиться (в буквальном смысле слова) всю жизнь, путем познания очень сложных дисциплин и умении концентрироваться на этом; - "предрасположенности" к занятиям в анатомических аудиториях и 85 лечебно-профилактических учреждениях; - личностному потенциалу, предрасполагающему к "тесному" общению/взаимодействию с пациентом (постоянное нахождение в "поле болезни и смерти" другого человека), понимания его проблем, связанных со здоровьем и готовность взять на себя ответственность за назначаемое лечение; - обладанию качествами, позволяющими сделать общение с пациентом максимально эффективным и комфортным для него; - предрасположенность к стрессоустойчивому поведению. Обобщая сказанное, подчеркнем, что все вышеперечисленное требует от абитуриента, помимо высоких знаний по профильным предметам, обладания такими человеческими качествами, как сострадание, человеколюбие, внимательность, "теплота души" и пр.. Т.е. абитуриент, поступающий в медицинский вуз, сообразно сути медицинской профессии, должен иметь вышеперечисленные качества, совсем не обязательные для других абитуриентов, поступающих в вузы со сходными предметами на вступительных экзаменах. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль в свою очередь отметил, что должны быть выработаны специальные критерии отбора студентов в медицинские вузы, поскольку по его мнению, высокие баллы ЕГЭ не гарантируют, что выпускник может стать хорошим врачом. Также он добавил "что у нас еще не выработаны критерии, кто может стать доктором и я даже не знаю, могут ли они быть выработаны. Ведь так легко ошибиться". И справедливо добавляет: "Хотя, безусловно, какие-то критерии отбора должны быть" [1]. Обоснованность приведенных положений подтверждается материалами интервью, данному порталу "Медицинская Россия" Директором Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения Татьяной Семеновой (https: //medrussia. ru, 29.08.17). В беседе поднимается важная тема проведения профильных экзаменов для абитуриентов, поступающих в медицинский вуз. Также отмечается, что в России медиков готовят около 50 медицинских и фармацевтических вузов и 40 факультетов в самых разных университетах. Каждый год в медицинские вузы и на медицинские факультеты поступает около 50 тысяч абитуриентов. Известно также, что вот уже несколько последних лет вузы имеют право проводить для будущих медиков профильный экзамен, но повсеместно этого не происходит. Отвечая на вопрос о причинах этого, Директор Департамента отмечает, что уже несколько лет подряд три медицинских вуза проводят профильные испытания. Приводится пример Первого медицинского 86 Университета им.И.М.Сеченова, который проводил такие испытания в 2017 году на факультетах стоматологии и педиатрии (отметим, что это был экзамен по химии). Отмечается, что результаты экзамена оценивались по 100-бальной системе, все задания были вывешены на сайте вуза заранее и никаких вопросов у абитуриентов не возникало. Подчеркивается, что такая мера позволяет отсеять часть случайных людей. Здесь необходимо возразить, что тестовый экзамен по предмету "Химия", с заранее "объявленными" заданиями - и правильно решенными абитуриентом - выявляет лишь его стремление к поступлению; очевидно хорошие знания и память; платежеспособность родителей (возможности нанять хорошего репетитора). Но полученные данные не могут являться главенствующими показателями, определяющими преимущество абитуриента при поступлении в медицинский вуз. Здесь нужны дополнительные критерии, раскрывающие характерологические особенности абитуриента в деле служения медицинской профессии. В разрешении сложившейся ситуации глава ведомства предлагает делать отбор и при поступлении и при окончании вуза. Но как именно это сделать, - спрашивает глава Департамента. Ей больше импонирует французская модель медицинского образования, где абитуриенты могут поступить только в вуз своего региона, но зачисляют на первый курс всех. После первого курса студенты пишут тесты, где есть вопросы, например о толерантности. Из тысячи, на второй курс берут только сто. Если студента не взяли, то на следующий год он может снова пройти этот тест. Но после двух попыток путь в медицину закрыт. Но понимая всю "неоднозначность" критериев отбора кандидатов на "место будущего врача" и в вышеприведенном подходе, Семенова Т.В. отмечает, что в далекие времена в России была практика профильного отбора, когда на вступительных экзаменах поступающие писали сочинение, где предлагались темы: "Почему я хочу стать врачом?", "Как сделать мир лучше?". Приводится размышление о том, что может быть и нужно вернуться к эссе в качестве вступительного испытания для врачей, но только как сделать критерии этого эссе прозрачными и кто их будет оценивать? И добавим - в какой степени слова, представленные в сочинении о "долге, служении людям, спасении человеческих жизней" и т.д. будут искренними, и, самое главное, доподлинно соотноситься с внутренними качествами абитуриента, как предрасположенность к служению медицинской профессии? (об этом же говорил Л.Рошаль). Здесь следует обратиться к исследованиям, которые в определенной степени раскрывают мотивацию поступления 87 абитуриентов в медицинский вуз, тем самым хоть в какой-то, пусть малой степени и косвенно, определяя портрет врача в будущем. В работе [2] отмечается, что проведенные исследования показали у абитуриентов, решивших связать свою жизнь с врачебной деятельностью, преобладания высокого уровня эмпатии. Подчеркивается, что данные респонденты способны проникнуть и "вчувствоваться" в переживания других людей, они всегда готовы оказать помощь и эмоциональную поддержку. Подчеркивается, что высокий уровень эмпатии в сочетании с другими личностными качествами, сможет в дальнейшем способствовать формированию доверия между врачом и пациентом. Исследование указывает также на различия в уровне эмпатии от выбранного абитуриентами факультета. Так, отмечается, что самый высокий уровень эмпатии обнаружен у абитуриентов, подавших документы на специальность "клиническая психология". Высокий уровень эмпатии обнаружен также у абитуриентов, поступающих на педиатрический факультет. Самый низкий уровень эмпатии выявлен у абитуриентов, поступающих на фармацевтический факультет. Приводятся и другие информативные данные, характеризующие абитуриентов со "знаком +" для поступления в медицинский вуз. По итогам работы приводится положительное заключение, констатирующее, что абитуриенты, поступающие в медицинский вуз обладают качествами, которые необходимы им, как будущим врачам: высокой стрессоустойчивостью, отсутствием страха перед трудностями, низким уровнем ригидности, высоким уровнем эмпатии, средним уровнем агрессии. В другой работе [3], с целью выявления профессиональных стратегий и описания социального портрета студентов медицинских специальностей, было проведено авторское исследование [20152016гг.] на примере студентов медицинских вузов трех регионов России (Республики Татарстан, Свердловской области и Удмуртской Республики). Отмечается, что профессиональный выбор студентов-медиков зачастую зависит от социального капитала, которым они обладают. Исследование продемонстрировало, что часто респонденты, вне зависимости от региональных особенностей, являются продолжателями семейной медицинской династии. Так, 38% опрошенных выпускников из Республики Татарстан ответили, что "являются выходцами из семей медицинских работников"; у каждого четвертого выпускника Свердловской области родители так же являются представителями медицинских профессий; 36% студентов-медиков из Удмуртской Республики продолжают профессиональную династию. 88 Подчеркивается, что представленные данные прежде всего говорят о высокой профессиональной преемственности поколений. Отмечается, что, с одной стороны, такая преемственность может способствовать успеху в получении образования в случае, если студента действительно интересует профессия врача. С другой стороны, если студент поступает в медицинский вуз под активным давлением родителей, без собственной внутренней мотивации, то это в итоге, по данным последних исследований, "часто приводит к "аллергии" на учебу, а потом - к отчислению (ссылка в работе на Горбунову Е., https: //ig.hse.ru/news). Такая же тенденция подтверждается и в работах Ясько Б.А., 2004,; Доника А.Д., 2005; Степановой Н.В., Усыниной Т.П., 2016 и др.. Здесь также необходимо подчеркнуть важный момент того, что еще в 2013 году, идея введения в медицинских и фармацевтических вузах дополнительных вступительных испытаний была одобрена Президентом России В.В.Путиным в ходе июльского Госсовета, на котором глава государства высказал свое недовольство качеством высшего медицинского образования в России (medvestnik.ru). Тогда, отмечая сложность решения проблемы, зам.министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева подчеркивала, что названные сроки введения таких испытаний - 2014 год, не точны, возможно, что идею из-за достаточного объема работы с нормативно-правовой базой отложат еще на год. По ее словам, проработку этой идеи Минздрав планирует обсудить с общественными организациями, и, в частности, Национальной медицинской палатой. И, как мы отмечали выше, несколько лет назад, медицинские вузы получили такое право проводить дополнительные экзамены для абитуриентов, но воспользовались им лишь единицы в форме усиления одного из профильных предметов (химия, медицинский Университет им. И.М.Сеченова, как отмечалось выше), либо дополнительный экзамен профессиональной направленности (Волгоградский медицинский университет), программа которого включает в себя основополагающие вопросы из всего школьного курса, имеющего непосредственную связь с человеческим организмом, в основном из области биологии: анатомии, физиологии человека, паразитологии, генетики, эволюции и т.д., а также первой медицинской помощи (https: //volmed.ru.) Обобщая сказанное, отметим, что приведенные выше исследования, в целом показывают положительный тренд оценки "профиля" будущих врачей, но выраженная специфика профессии врача определяет необходимость привнесения адресной врачебной "акцентуации" в отборочные испытания при поступлении в медицинский вуз, что требует поискового научного похода в решении данного 89 вопроса. Подтверждением сказанного являются материалы, изложенные в работе [4] за 2017 год, где отмечается, что для абитуриентов медицинских учебных заведений предполагается ввести дополнительные вступительные испытания. Отмечается, что эта инициатива будет касаться всех колледжей и вузов страны, в которых готовят медиков. Поясняя данную позицию, Президент общества врачей России (ОВР) Олег Янушевич отметил, что в обществе врачей России не хотят отменять ЕГЭ. Планируется лишь ввести вступительное испытание, которое позволило бы оценить предрасположенность молодых людей к профессии врача. Президент отмечает: "Надо понимать, что сейчас многие из тех, кто заканчивает медицинские вузы, не идут работать по профессии. Все потому, что они не готовы ежедневно сталкиваться с болью людей, проявлять сострадание к пациентам. Поэтому сейчас ОВР планирует разработать особые задания для поступающих, которые помогли бы понять свойственны ли человеку милосердие, отзывчивость, готовность к самопожертвованию" - поясняет Янушевич. Предлагается создавать для будущих медиков специальные условия, чтобы они полностью понимали, что их ждет. Отмечается, что "сейчас же многие абитуриенты думают, что на работе все за них будут делать особые приборы. Они даже не подозревают, с чем им придется столкнуться в реальности". По словам Янушевича, предложение о дополнительном испытании сейчас разрабатывается группой ведущих академиков и профессоров ОВР. Таким образом, представленные материалы показывают поисковый характер путей, выбранных учеными, основанных на создании условий, позволяющих раскрыться потенциалу будущих медиков; позволяющих им ответит самим себе на вопрос о правильности выбранной профессии, оценке своих возможностей в приобщении к великому делу - служении людям, как бы банально и пафосно эти слова не звучали. Конечно, критерии оценки раскрытия в абитуриенте предрасположенности к работе в медицинской профессии отчасти сложны и спорны при интерпретации полученных ответов (психологические тесты, ситуационные задачи, социологические опросы и многое другое). Здесь высока цена ошибки - не принять в медицинский вуз действительно достойного кандидата. Но высока и степень удачи - при прочих равных условиях (баллы ЕГЭ), с помощью баллов по дополнительным испытаниям помочь поступить наиболее достойным. В любом случае, на наш взгляд, дополнительный экзамен в медицинские вузы страны должен стать обязательным. И, помимо или вместо дополнительного усиления в виде одного из основных 90 предметов (биологии или химии), обязательно должно быть адресное испытание, именно адресное - в плане выявления у абитуриентов "внутренней" готовности к работе в медицинской профессии, восприимчивости к чужой боли и страданию. Помимо этого, введенный дополнительный экзамен, имеющий непосредственное отношение к медицинской специальности, "придаст" определенный статус "целенаправленного отношения" медицинских вузов собственно к медицине, а не абстрактной специализации, если руководствоваться только предметами ЕГЭ. Такие научные походы к решению проблемы позволят сформировать современные действенные испытания для абитуриентов медицинских вузов, что еще больше упрочит престиж медицинской профессии.

Об авторах

Татьяна Ивановна Расторгуева

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»

Email: rasto@mail.ru
Москва, Россия
д.м.н., ведущий научн.сотр

Ольга Владимировна Миргородская

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»

Москва, Россия
к.м.н., старший научн.сотр

Татьяна Николаевна Проклова

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»

Москва, Россия
к.м.н., старший научн.сотр.

Список литературы

  1. Абитуриенты медицинских вузов будут сдавать дополнительные экзамены /http: //doctorpiter.ru, 03.10.2013.
  2. Акимова О.В., Щибря А.В., Аранович И.Ю. Структура личностных особенностей абитуриента медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал, 2014. - N 10 (2), - С. 311-314.
  3. Заляев А.Р. Социальный портрет и профессиональные стратегии Российского студента-медика (результаты эмпирического исследования //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2017.- N39, /https: //cyberleninka.ru/article.
  4. Дополнительные вступительные испытания разрабатываются для медицинских вузов и колледжей /http: //4 ege.ru, 2017.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 19

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах