LEGAL SECURITY OF STATE GUARANTEES SECURITY OF THE YOUNGER GENERATION OF RUSSIA

Abstract


The publication draws attention to the peculiar scissors between the emphasis on the health of citizens of all age groups on the one hand, and the clearly small content in federal regulations of issues of life protection of the population, especially childrens ones on the other. It has been shown that the preventive focus of the whole case of interagency health care of the younger generation, including the activities of the health care industry and its paediatric service, is, as if, a concern for saving his life. While the current situation in the country, although it tends to improve, continues to cause concern for Russias future. The article summarizes and analyses the main official documents in the field of protection of the rights of children and adolescents of 0-17 years as the basis for strengthening the provision by the State and its security institutions of the life of children and adolescents. The need for a special law on the protection of the health and life of children is justified. Keywords

Full Text

альных культурных и иных СССР ратифицировал документ 13 июня 1990 года а для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит laquo Каждый имеет право на жизнь raquo Ведущим в системе правового обеспечения является федеральный закон laquo О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации raquo По материалам Всемирной организации здравоохранения далее ndash ВОЗ в мире существует целый комплекс факторов влияющих на здоровье Они могут усугублять свое влияние в подростковом возрасте а их последствия сказываются в течение всей жизни В число этих факторов риска не только для здоровья но и жизни включены недостаточная физическая активность употреб-ление табака алкоголя наркотиков незащищенный секс и иные ВОЗ дополнила риски включив в перечень травмы и несчастные случаи беременность и юное материнство ВИЧ-патологию отклонения в психическом здоровье депрессии суицид и др Это в полной мере характерно и для детско-подростковой популяции России Указанные риски формируют отклоняющее поведение молодых людей приводящее в конечном счете к нарушению законодательства и нередко ndash к трагедиям Добавим сюда насилие в семье жестокое обращение с детьми жестокость самих подростков их агрессию Неформальные сообщества молодежи зачастую связаны с систематическим нарушением законодательства группы суицида в социальных сетях фанатские группировки laquo зацеперы raquo и т п Руководством страны предпринимаются постоянные усилия направленные на улучшение демографической ситуации укрепление института семьи усиление гарантий защиты прав и интересов детей Наличие большого числа риск-факторов представляет собой серьезную угрозу жизни детско-подросткового контингента являющегося важнейшим потенциалом общественного здоровья национальной безопасности государства Целью исследования явилось обобщение и анализ ведущих официальных документов в области охраны прав детско-подросткового контингента 0-17 лет как основы усиления обеспечения государством его институтами безопасности жизнедеятельности детей и подростков Систематизированы изучены и проанализированы основные международные правовые документы ООН ВОЗ Европейского регионального бюро ВОЗ а также Указы Президента России иные нормативные акты в части гарантий государства по охране здоровья детско-подросткового контингента Применен с акцентом на аналитический комплекс современных методов и методических приемов социально-гигиенического и медико-организационного исследования статистический экспертной оценки изучения анализа и обобщения опыта исторический экскурс и др Приоритетное место в изучении проблемы жизнесбережения детского населения России занимает исследование состояния федеральной нормативно-правовой базы В ходе анализа нами установлено что даже в ведущем законе 323-ФЗ об основах охраны здоровья термин laquo безопасность raquo применяется избирательно ndash в отношении здоровья при осуществлении медицинской деятельности применения медицинских изделий пищевых продуктов безопасных и доступных лекарственных препаратов а также условий труда но напрямую не говоря о жизнесбережении граждан Первым и до недавнего времени единственным исключением в этом плане стал федеральный закон о физической культуре и спорте далее ndash ФиС Так статьей 3 об основных принципах законодательства в данной сфере в их числе предусмотрено обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц занимающихся ФиС а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий Лишь в новой редакции упомянутого закона 1998 года о гарантиях прав ребенка измененной спустя почти 20 лет 2017 в статье 12 на организацию отдыха детей и их оздоровление возложена функция создания безопасных условий пребывания в ней детей присмотра и ухода за ними организации их питания содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами обеспечивающими жизнь и здоровье детей Стратегией развития воспитания особое внимание уделено воспитанию у подрастающего поколения культуры здоровья Оно подразумевает выработку ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни ndash ЗОЖ а также формирование культуры безопасной жизнедеятельности профилактика наркотической и алкогольной зависимости табакокурения и других вредных привычек и др Еще одним документом Распоряжением Правительства России для достижения целей государственной молодежной политики к контингенту молодых людей отнесены лица в возрасте от 14 до 30 лет среди приоритетных поставлены задачи формирования ценностей здорового образа жизни создания условий для физического развития молодежи формирования экологической культуры а также повышения культуры безопасности жизнедеятельности молодежи Еще в 2011 году началась работа над проектом Государственной программы развития отрасли Правительство России одобрило модернизационный сценарий ее развития Целями Программы laquo Развитие здравоохранения raquo на этапах 2013-2015 гг и 2016-2020 гг явились увеличение продолжительности жизни россиян укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний При этом при рассмотрении модернизационного и бюджетного сценариев подчеркивалось что квинтэссенцией различий двух сценариев является различие в числе сохраненных жизней к 2020 году которое составит 1 млн 100 тыс человек Однако в последующем например в Государственной программе laquo Развитие здравоохранения raquo на 2018-2025 гг речь идет о цели увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении о формировании здорового образа жизни укреплении общественного здоровья но вместе с тем избегается упоминание задачи именно сохранения жизни Подчеркнем что именно законодательное обеспечение прав детей на жизнь и охрану здоровья определено Союзом педиатров России в начале ХХI века в качестве важнейшего принципа и методологической основы государственной политики в данной области затрагивающей сегодня интересы порядка 29 7 млн российских детей с рождения и до достижения ими возраста 18 лет совершеннолетия что составляет 20 2 от всего населения Подобный подход обоснован результатами первого в стране научного исследования теоретических и практических аспектов разработки и осуществления государственной политики в области охраны детства Это своего рода нормативно-регулятивный механизм обеспечивающий эффективность функционирования системы laquo здоровье ребенка ndash общество raquo в интересах подрастающего поколения детства 1 В число таких принципов общим числом шесть также входят программно-целевой подход межсекторальность в решении вопросов охраны здоровья и жизни акцент на превентивные мероприятия региональную специфику приоритетное внимание к детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации 2 с 6 ndash 11 Их учет в полной мере способствует разработке и внедрению в практику действенных организационно- управленческих технологий как в области охраны здоровья прав так и медико-социальной помощи детям и подросткам Различные аспекты охраны здоровья в том числе с позиции безопасности детско-подросткового контингента получили освещение в целом ряде других публикаций 3 с 18 ndash 21 4 с 39 ndash 40 Особенности и трудности реализации дела охраны прав ребенка особенно выявляются на местах в субъектах России прежде всего в конкретных медицинских и образовательных организациях Так комплексное изучение в Республике Татарстан 5 Республике Башкортостан 6 и на других территориях состояния медико-социальной помощи далее ndash МСП детям и семьям ndash как составляющей реализации принципов охраны здоровья на уровне организаций первичной медико-социальной помощи ndash показало недостаточную действенность российского законодательства В силу прежде всего его разрозненности laquo разбросанности raquo по различным нормативным актам ведомственной разобщенности Это приводит к недостаточной эффективности социально-правовой помощи ребенку включая проведение профилактического социального патронажа в семьи При реализации пилотных проектов выявлены возможности нивелирования этих недочетов путем создания в детских поликлиниках отделений МСП обеспечивающих должное межсекторальное сотрудничество Авторами статьи не проводится анализ смертности детей России что требует специального рассмотрения на основе материалов статистики и научных исследований Вместе с тем проблемы именно сохранения жизни детей их смертности в том числе от внешних причин ее масштаб тенденции традиционно пытаются завуалировать К тому же официальная информация по данному вопросу очень скудна и в настоящее время она проходит в основном со ссылкой на Следственный комитет России и другие компетентные органы в большей степени концентрируясь в регулярно публикуемых Докладах на сайтах Уполномоченного по правам человека в России а также Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Среди причин смерти детей уже со 2-3 годов жизни на 1-е место выходят внешние вполне предотвратимые причины у подростков ndash до 80 всех причин В структуре таковых у детей 0-14 лет ndash все виды несчастных случаев на транспорте утопления удушения самоубийства 70 ndash 80 мальчиков убийства случайные отравления несчастные случаи с огнем и иные По данным оказавшегося последним опубликованного доклада Детского фонда ООН ЮНИСЕФ смертность подростков в возрасте от 15 до 19 лет в Российской Федерации в 3-5 раз выше чем в Европейских странах Порядка 80 смертей можно было бы предотвратить при своевременном обращении к специалистам Каждая четвертая смерть среди подростков связана с употреблением алкоголя 7 И по недавним материалам ВОЗ Россия занимает третье место в мире по числу самоубийств среди подростков Средний показатель более чем в 3 раза превышает таковой в мире При этом не учитываются попытки суицида а также случаев когда самоубийство квалифицируется как несчастный случай На заседании экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова со ссылкой на материалы Следственного комитета России сообщила что число суицидов несовершеннолетних в России за год выросло почти на 14 в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида в 2018 году ndash 788 Это говорит том что дети предоставлены сами себе а их проблемы не волнуют взрослых 8 К данному аспекту прямое отношение имеет состояние репродуктивного здоровья и поведения подростков также заслуживающее отдельного обсуждения Подчеркнем что по материалам Минздрава России например общее число абортов несовершеннолетних в стране имеет заметную тенденцию к снижению у девочек в возрасте до 14 лет ndash с 966 в 2005 г до 240 ndash в 2018 г у девушек в возрасте 15-17 лет еще существеннее ndash с 34606 до 4405 соответственною Тем не менее опасность абортов для их здоровья и жизни несомненна 9 Периодически возникающие в стране тревожные ситуации с реализованными прежде всего в виде трагедий угрозами здоровью и жизни детей и подростков являются по нашему мнению своего рода упреком государству и его институтам самому населению не выполняющим в должной мере положения упомянутой Конвенции ООН о правах ребенка Прежде всего в части совершенствования правовой защиты детства А также обязанности осуществлять образование направленное на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе ст 29 А согласно Преамбуле к Конвенции и сам ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе Результаты наших комплексных исследований последнего десятилетия позволили получить научно-обоснованные представления о состоянии и динамике меняющейся в стране ситуации с охраной прав и здоровья подрастающего поколения 10 с 11 ndash 15 В пользу важности дальнейшего изменения и дополнения действующего законодательства в части обеспечения государственной заботы о безопасности детей и подростков России сохранения их жизни рассмотрим несколько примеров уже осуществленной трансформации в отдельный законодательный акт ряда статей упомянутого действующего базового по проблеме закона о гарантиях прав ребенка 1 Статья 9 Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания включает 3 пункта В ее развитие принят закон 273-ФЗ об образовании 2 Статья 14 Защита ребенка от информации пропаганды и агитации наносящих вред его здоровью нравственному и духовному развитию 3 пункта Как показывает анализ из всего объемного документа речь об обеспечении безопасности именно жизни детей идет лишь однажды и именно в этой статье Ее положения и использованы при подготовке соответствующего закона 436-ФЗ о защите детей от такой информации 3 Статья 12 Защита прав детей на отдых и оздоровление Она до недавнего времени содержала лишь 2 пункта Она заслуживает отдельного пояснения Более глубокое рассмотрение состояния всего дела оздоровления и отдыха детей России функционирования детских учреждений с позиции обеспечения безопасности контингента особенно в летний период стимулировали получившие широкий общественный резонанс трагедии с детьми Крупнейшей из них стала случившаяся в июне 2016 года гибель 14 воспитанников детского лагеря laquo Парк-отель Сямозеро raquo в Карелии Данные вопросы стали в дальнейшем предметом специального обсуждения на самом высоком уровне ndash на Президиуме Госсовета в СК МЧС РФ Минздраве РФ Минобрнауки РФ Роспотребнадзоре России и пр А в числе ключевых задач было поставлено законодательное обеспечение безопасного качественного отдыха и оздоровления подрастающего поколения как потенциала общественного здоровья Было подготовлено поручение Президента сформировать специальную нормативную базу А отсутствие единого ведомства отвечающего за проблему вынудило полномочия по регулированию всех аспектов организации детского отдыха и координации работы других министерств и ведомств в этой сфере передать Министерству образования и науки России Указанные трагические события на летнем отдыхе инициировали принятие специального федерального закона 465-ФЗ Документ существенно изменил трактовку и дополнил прежнюю редакцию статьи 12 закона 124-ФЗ о гарантиях прав ребенка Подробно это было нами рассмотрено ранее 11 с 36 ndash 42 Следует обратить внимание что в новой редакции статья 12 закона 124-ФЗ изложена под названием laquo Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление raquo и дополнена статьей 12 1 посвященной полномочиям федерального органа исполнительной власти а также субъектов России К таким полномочиям на федеральном уровне отнесены в частности разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления Заметим что в данном основополагающем по правам ребенка законе речь идет об обеспечении безопасности лишь пребывания детей в организациях отдыха и их оздоровления Правда как показал анализ в соответствующих ведомственных документах Минобразования РФ МВД РФ и иных имеются рекомендации в части например обеспечения безопасности автобусных перевозок охраны и др В то же время в законе нет специальной полагаем необходимой для включения статьи о жизнесохранении детей В ней должны быть учтены основные позиции по многоаспектной проблеме жизнесбережения ребенка и подростка в условиях семьи неорганизованного отдыха улицы образовательной организации включая уроки физкультуры при проведении спортивных соревнований осуществлении досуговой деятельности и пр Считаем что при разработке и введении в силу подобной статьи следующим этапом могла бы быть разработка специального федерального закона Но мы высказываем сложившееся по результатам многолетнего исследования в динамике мнение специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения Далее дело за юристами Не можем не упомянуть и еще один немаловажный аспект связанный с необходимостью комплексного подхода к решению обсуждаемых проблем Как свидетельствует анализ пока в стране еще недостаточно внедряются документы ВОЗ в части привлечения к охране здоровья самого подросткового контингента 12 Имеются в виду и рекомендации учитывать тот факт что это ndash творческие граждане способные оказать помощь в построении лучшего будущего для всех И нужно уважать их мнение право участвовать в решении насущных вопросов Для этого разработаны соответствующие материалы в рамках laquo школ здоровья raquo 13 Проведенный анализ действующих отечественных правовых актов по проблемам охраны здоровья граждан позволил выявить явно недостаточное внимание законодателя к обеспечению жизнесохранения прежде всего в отношении детского населения Обобщение и анализ в ходе исследования основных правовых аспектов охраны здоровья показали необходимость усиления государственных мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения России Представленные материалы свидетельствуют о важности усиления соответствующих мер государства его институтов по совершенствованию действующего законодательства в данной области как основы оптимизации с применением риск-подхода управленческих решений и организационных технологий принципа предупреждения трагических исходов для ребенка которые могут межсекторально реализовываться в семье образовательных организациях Отрадно что сегодня именно не только охрана здоровья но и защита прав в данном случае на обеспечение безопасности в различных сферах жизни граждан включая детское население стали особо акцентироваться рядом ведомств и организаций в комплексе решения социальных проблем отражаемых в отдельных материалах изданиях например в обширных докладах Общественной палаты России и др 14 По нашему мнению нуждаются в пролонгации углубленные научные исследования по обеспечению жизнесохранения детско-подросткового контингента совершенствование нормативно-правовой базы включая изучение обобщение и анализ международного опыта вкупе с таковым отечественным накопленного ведомствами прежде всего федеральными Минздравом Минобразования МЧС МВД Минкультуры Минспорта Необходимо исследовать и тиражировать опыт детских родительских молодежных и иных общественных организаций в области межсекторального сотрудничества по обеспечению безопасности жизнедеятельности Считаем целесообразным изучить и с экспертных позиций оценить состояние учебно-методического материала для детских образовательных организаций учебных программ вузов в первую очередь медицинского и педагогического профилей иных программ в части обеспечения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения Представляется важным чтобы эти предложения по совершенствованию охраны здоровья и жизни были учтены и в законодательном плане и в обосновании оптимальных технологий межведомственного взаимодействия собенно в переживаемый в период 2018-2027 гг Десятилетия детства Назрела необходимость ускорить и рассмотреть Государственной Думой ФС РФ разработанного Союзом педиатров России проекта уникального документа ndash закона об охране здоровья детей изменение наименования которого вытекает в том числе и из представленного выше материала Целесообразным представляется его название как laquo Закон об охране здоровья и жизни детей raquo

About the authors

L. P Chicherin

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health


V. O Shchepin

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health


M. V Nikitin

National Medical Research Center for Rehabilitation and Resort Science


References

  1. Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика / А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  2. Яковлева Т. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи / Т. Яковлева, А. Баранов // Вопросы современной педиатрии. – 2009. – № 8 (2). – С. 6–11.
  3. Русак О.Н. Безопасность детей как проблема национальной безопасности России / О.Н. Русак // Безопасность жизнедеятельности. – 2017. – № 1. – С. 18–21.
  4. Баранов А.А. Проблемы подрастающего поколения / А.А. Баранов // Огонек. – 2018. – № 25. – С. 39–40.
  5. Фаррахов А.З. Научное обоснование совершенствования региональной системы охраны здоровья детского населения (комплексное социально-гигиеническое исследование на примере Республики Татарстан): дис. … д-ра мед. наук / А.З. Фаррахов. – М.: Научный центр здоровья детей, 2014. – 402 с.
  6. Чичерин Л.П. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков: тенденции, проблемы, пути решения / Л.П. Чичерин, Р.Я. Нагаев, В.О. Щепин, С.Г. Ахмерова. – Уфа: «АИНСИ», 2016. – 164 с.
  7. Смертность подростков в Российской Федерации. – М.: «Бэст-принт», 2010. – 61 с.
  8. Кузнецова А. О росте числа детских суицидов в России. – URL: https://ria.ru/20190423/1552967532.html
  9. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. – М.: МЗ РФ, 2019. – 169 с.
  10. Чичерин Л.П. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 3. – С. 11–15.
  11. Чичерин Л.П. Современное правовое обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей России с позиции безопасности / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2018. – № 2. – С. 36–42.
  12. Навыки, необходимые для здоровья. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков. – Женева: ВОЗ, 2003. – 126 с.
  13. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. Всемирный доклад по мониторингу. – Женева: ВОЗ, 2015. – 500 с.
  14. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2018. – 189 с.

Statistics

Views

Abstract - 11

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies