СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
- Авторы: Хабриев Р.У1, Линденбратен А.Л1, Коломийченко М.Е2
- Учреждения:
- Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
- Национальный медицинский исследовательский центр гематологии, Москва, Российская Федерация
- Выпуск: № 4 (2020)
- Страницы: 14-23
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1497
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2020.04.002
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Паллиативная медицинская помощь (далее – ПМП) как самостоятельный вид помощи впервые определена в Российском законодательстве в 2011 году и характеризуется тем, что оказывается пациентам, страдающим неизлечимым заболеванием. Кроме непосредственно медицинской помощи включает также психологическую помощь, мероприятия по уходу и др. При оценке качества и эффективности оказания ПМП кроме медицинского компонента (медицинские вмешательства, медицинская помощь) необходимо учитывать и психосоциальный компонент (мероприятия психологического характера и уход). В случае оценки качества предоставления ПМП затруднение возникает с компонентами немедицинского характера, такими как психологическая помощь и уход. Несомненно, качество оказания данных мероприятий необходимо оценивать наравне с качеством оказания медицинской помощи. ПМП подразделяется на паллиативную первичную (оказывается специалистами медицинских организаций, предоставляющих первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь) и паллиативную специализированную (оказывается в специализированных подразделениях или самостоятельных медицинских организациях: отделение выездной патронажной ПМП, дневного стационара ПМП, отделение ПМП, хоспис и др.)[1],[2]. Кроме того, оказание ПМП имеет ряд специфичных характеристик. Во-первых, контингент представлен пациентами чаще в тяжелом состоянии, без возможности достижения «выздоровления» в качестве результата лечения. Во-вторых, часто отсутствует контакт с пациентом, проведение любых вариантов опросов невозможно. Все перечисленное выше обуславливает специфичность данного вида помощи и необходимость особого подхода при разработке системы критериев ее качества. До настоящего момента описание системы управления качеством оказания ПМП в Российской Федерации в литературе не встречалось. Кроме того, некоторые критерии и показатели, закрепленные в правовом поле на территории Российской Федерации (Приказ № 203н[3] и Программа государственных гарантий[4]), а также показатели использования коечного фонда (например, оборот койки, средняя длительность пребывания больного на койке) и показатель больничной летальности не могут использоваться для объективной оценки качества оказания ПМП. Цель исследования. Разработка системы критериев и соответствующих им показателей для оценки качества и эффективности медицинской деятельности с учетом особенностей оказания паллиативной медицинской помощи. Материалы и методы. Настоящее исследование осуществлялось в рамках плановой темы НИР «Организационно-экономические основы разработки системы управления качеством и эффективностью медицинской деятельности». Источниками информации являлись нормативные правовые акты, а также научные публикации. Использован комплекс методов, включающий: изучение и обобщение опыта, методы монографического описания и моделирования, группу аналитических методов (контент-анализ, сравнительный анализ). Результаты исследования. Первоначально в настоящем исследовании были определены термины, соответствующие медицинской деятельности при оказании ПМП: 1) медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 2) качество медицинской деятельности – совокупность характеристик, отражающих качество медицинской помощи, а также качество ее организации и степень достижения запланированного результата; 3) медицинская помощь – комплекс медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, имеющих профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, и выполняемых по отношению к пациенту работником (работниками), имеющим (имеющими) право на осуществление медицинской деятельности; 4) качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также соблюдение технологии лечебного процесса; 5) критерий качества – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка качества медицинской помощи (медицинской деятельности); 6) показатель (индикатор) качества – числовой показатель, отражающий состояние категории «критерий качества медицинской помощи (медицинской деятельности)» (может выражаться в абсолютных или относительных величинах); 7) паллиативная медицинская помощь – вид медицинской помощи, представляющий собой комплекс мероприятий, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемый в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и членов их семей и направленный на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания, а также оказание психосоциальной поддержки [1, с. 30; 2, с. 66–69; 3, с. 60–67; 4, с. 5; 5, с. 14; 6, с. 14]. Далее были определены основные методические подходы к разработке системы критериев и показателей для оценки качества и эффективности медицинской деятельности с учетом особенностей оказания ПМП: 1. Разработка системы критериев и показателей для оценки качества и эффективности медицинской деятельности проводится в 2 основных этапа: - определение критериев; - выбор наиболее значимых показателей для каждого критерия. 2. При разработке системы критериев и показателей для оценки качества и эффективности медицинской деятельности при оказании ПМП должны быть учтены следующие основные принципы: 1) уровень управления [7, с. 15]: - федеральный; - региональный; - медицинская организация; - структурное подразделение медицинской организации; - специалист. 2) критерии качества медицинской деятельности как совокупности [8, с. 74–75; 9, с. 3–5]: - критериев качества медицинской помощи; - критериев качества организации медицинской помощи. 3) процессный подход к осуществлению медицинской деятельности [10, с. 3–4]: - критерии структуры; - критерии процесса; - критерии результата. 4) дифференцированные подходы к оценке «качества» и «эффективности» [7, с. 8, 12]. 3. Критерии процесса (то есть непосредственно оказания медицинской помощи пациенту) всегда соответствуют критериям качества медицинской помощи, критерии структуры – критериям качества ее организации; критерии результата являются интегрирующими, поскольку качество результата может определяться качеством оказания медицинской помощи и качеством ее организации [11, с. 22–23]. 4. Разработку системы критериев и соответствующих им показателей целесообразно проводить согласно схеме 1. Количество индикаторов, соответствующих каждому из критериев, может быть различным. 5. Все показатели целесообразно дифференцировать на 2 группы: - для определения которых достаточно имеющихся статистических данных; - для определения которых требуется проведение экспертной оценки. 6. Оказание медицинской помощи в доме (больнице) и отделении сестринского ухода целесообразно относить к паллиативной специализированной медицинской помощи (в соответствии с Положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи, дом (больница) и отделение сестринского ухода создаются в целях повышения доступности медицинской помощи). 7. Целесообразно проводить разработку критериев и показателей преимущественно для оценки качества и эффективности медицинской деятельности при оказании паллиативной специализированной медицинской помощи. 8. Для адекватной оценки, в зависимости от уровня управления, целесообразна детальная дифференцировка приведенных показателей. Например, оценивать показатель для городского и сельского населения, а также амбулаторных и стационарных условий оказания медицинской помощи. Таким образом формируются варианты показателей.Об авторах
Р. У Хабриев
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
Email: institute@nriph.ru
А. Л Линденбратен
Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
Email: otdel-77@mail.ru
М. Е Коломийченко
Национальный медицинский исследовательский центр гематологии, Москва, Российская Федерация
Email: niiskni@mail.ru
Список литературы
- Delivering quality health services: a global imperative for universal health coverage. - Geneva: World Health Organization, Organisation for Economic Co-operation and Development, and The World Bank; 2018. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. - 100 p.
- Handbook for national quality policy and strategy: a practical approach for developing policy and strategy to improve quality of care. - Geneva: World Health Organization; 2018. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. - 74 p.
- Щепин О.П. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О.П. Щепин, В.И. Стародубов, А.Л. Линденбратен, Г.И. Галанова. - М.: Медицина, 2002. - 176 с.
- Global Atlas of Palliative Care at the End of Life. - London: World Palliative Care Alliance, 2014. - 103 p.
- Palliative Care. The Solid Facts. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. - 32 p.
- Better Palliative Care for Older People. - Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. - 40 p.
- Щепин О.П. Оценка качества и эффективности медицинской помощи / О.П. Щепин, А.Л. Линденбратен, Т.М. Шаровар, В.С. Васюкова. - М.: РАМН, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.А. Семашко, 1992. - 91 с.
- Линденбратен А.Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Здравоохранение. - 2015. - № 1. - С. 74-78.
- Линденбратен А.Л. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и проблемы управления качеством медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - № 4. - С. 3-5.
- Линденбратен А.Л. Некоторые рассуждения о качестве медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2007. - № 10. - С. 3-5.
- Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки / А.Л. Линденбратен // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. - 2013. -№ 2. - С. 20-23.
- Delivering quality health services: a global imperative for universal health coverage. Geneva, World Health Organization, Organisation for Economic Co-operation and Development, and The World Bank, 2018. Licence, CC BY-NC-SA 3.0 IGO. 100 p.
- Handbook for national quality policy and strategy: a practical approach for developing policy and strategy to improve quality of care. Geneva, World Health Organization, 2018. Licence, CC BY-NC-SA 3.0 IGO. 74 p.
- Shchepin O.P., Starodubov V.I., Lindenbraten A.L., Galanova G.I. Metodologicheskie osnovy i mekhanizmy obespecheniya kachestva medicinskoj pomoshchi [Methodological foundations and mechanisms for ensuring the quality of medical care]. Moscow, Medicine, 2002. 176 p. (in Russian).
- Global Atlas of Palliative Care at the End of Life. London, World Palliative Care Alliance, 2014. 103 p.
- Palliative Care. The Solid Facts. Copenhagen, World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. 32 p.
- Better Palliative Care for Older People. Copenhagen, World Health Organization Regional Office for Europe, 2004. 40 p.
- Shchepin O.P., Lindenbraten A.L., Sharovar T.M., Vasyukova V.S. Ocenka kachestva i effektivnosti medicinskoj pomoshchi [Evaluation of the quality and effectiveness of medical care]. Moscow, Russian Academy of Medical Sciences, N.A. Semashko Research Institute of Social Hygiene, Economics and Health Management, 1992. 91 p. (in Russian).
- Lindenbraten A.L. Methodological approaches to assessing the quality of medical care. Zdravoohranenie [Health care], 2015, no. 1, pp. 74-78 (in Russian).
- Lindenbraten A.L. Federal law "On the basics of public health protection in the Russian Federation" and problems of quality management of medical care. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine], 2012, no. 4. pp. 3-5 (in Russian).
- Lindenbraten A.L. Some arguments about the quality of medical care. Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of standardization in healthcare], 2007, no. 10, pp. 3-5 (in Russian).
- Lindenbraten A.L. Quality of medical care organization and criteria for its evaluation. Byulleten' Nacional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN [Bulletin of the National Research Institute of Public Health of the Russian Academy of Medical Sciences], 2013, no. 2, pp. 20-23 (in Russian).