ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕВЕРНОЙ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ ПИККЕЛЬ)

  • Авторы: Андреева А.В1, Самбуров Г.О1, Спасенников Б.А2
  • Учреждения:
    1. Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Российская Федерация
    2. Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация
  • Выпуск: № 1 (2021)
  • Страницы: 92-99
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1523
  • DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.01.012
  • Цитировать

Аннотация


В 2021 году исполняется 110 лет со дня рождения известного врача-педиатра, доктора медицинских наук, профессора Марии Владимировны Пиккель (1911-2008). Ее ученики и их последователи - выпускники Архангельского государственного медицинского института (ныне - Северный государственный медицинский университет) стали известными учеными, врачами, организаторами здравоохранения, продолжив развитие Северной научной педиатрической школы.

Полный текст

В истории медицины считается, что научные школы создаются в рамках кафедры учебного заведения, отдела или лаборатории специализированного научного учреждения. Они отличаются оригинальным направлением исследований, заданным руководителем научной школы и творчески развиваемым его учениками [1, с. 222]. Один из примеров научной школы – Северная научная педиатрическая школа, сформировавшаяся во второй половине ХХ века на базе Архангельского государственного медицинского института (далее – АГМИ), который сейчас носит название Северный государственный медицинский университет (далее – СГМУ). Основу научных школ этого вуза заложили сотрудники кафедр АГМИ, созданного в 1932 г. в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров РСФСР № 1055 [2, с. 9]. Первоначально в АГМИ действовал рабочий факультет для подготовки абитуриентов и лечебно-профилактический факультет, который был единственным на протяжении четверти века [2, с. 16]. В дальнейшем к нему присоединились стоматологический (1962) и педиатрический (1979) факультеты. Для создания крупнейшего на Севере медицинского вуза в Архангельск, из центральных городов страны, были направлены ученые, ставшие организаторами теоретических и клинических кафедр, заложившие основы целого ряда научных и клинических медицинских школ [3, c. 355]. Одной из них является Северная научная педиатрическая школа. Ссылка на Север спецпереселенцев со всех концов СССР пополнила Архангельск весьма образованными людьми, которых Советская власть считала своими врагами. Среди первых ученых АГМИ встречались представители репрессированных, отбывавших наказание в Северном крае (с 1937 года – Архангельская область). Одной из них была семья В.Э. Пиккеля, отправленного на Соловки, отбывавшего ссылку в Кеми в начале 1930-х гг. [4, с. 4]. После освобождения В.Э. Пиккеля рядом с ним всегда была дочь Мария[1], ставшая в дальнейшем известным педиатром, профессором, гордостью архангельской медицины. Мария Владимировна, несмотря на тяжелые испытания, репрессии и другие трагические события, уготованные ей и её семье, состоялась как врач, ученый и поэт, стала гордостью Северной научной педиатрической школы [4, с. 4–5]. В тяжелые предвоенные и военные годы Мария училась на рабфаке при АГМИ (1936-1938), затем на лечебно-профилактическом факультете (1938-1942)[2]. Мария Владимировна позднее объясняла, что обучение на рабфаке было вызвано тем, что она не имела школьного аттестата, проходила домашнее обучение из-за болезни. Вероятно, причина домашнего обучения была в другом, но сейчас это уже не уточнить. В ее становлении как врача важную роль сыграл врач-педиатр, выпускник Казанского медицинского университета Юрий Васильевич Макаров, прибывший в Архангельск с женой, также педиатром Г.А. Хайн-Макаровой, для создания кафедры детских болезней [5, с. 266]. Герма Адольфовна также проводила практические занятия и сыграла большую роль в воспитании архангельских педиатров. В архангельских больницах в то время остро не хватало детских коек и врачей-педиатров. Лечением маленьких северян занимались фельдшера и врачи-терапевты. В центре Архангельска, в 1935 г., при активном участии супругов Макаровых, было организовано детское отделение, где, кроме палат для маленьких пациентов, располагались клиническая лаборатория и лекционная аудитория. В 1936 году Ю.В. Макаров защитил докторскую диссертацию [6, с. 149]. Под научным руководством Ю.В. Макарова на кафедре проводились значимые для того времени исследования. В довоенные годы коллектив кафедры опробовал в терапии расстройств пищеварения у детей применение альгината из водорослей Белого моря, выделенного сотрудниками кафедры химии АГМИ. Эти исследования сыграют большую роль в период Великой Отечественной войны [7, с. 205]. В 1936 году, одной из первых на кафедре, была подготовлена диссертация Г.А. Хайн-Макаровой, посвящённая роли фосфатов в патогенезе рахита у детей, благодаря которой разработана методика их лечения на Севере [5, с. 266]. С 1941 года профессор Ю.В. Макаров, одновременно с работой в клинике детских болезней, трудился заместителем директора АГМИ по научно-учебной части [6, с. 149]. Во время Великой Отечественной войны, на фоне голода и других факторов военного времени, росла детская заболеваемость. Сотрудники кафедры боролись за жизнь и здоровье детей не только на клинической базе, но и в родильных домах, областном доме ребёнка. При этом продолжалась научно-исследовательская работа. На кафедре детских болезней разрабатывалась терапия детей с истощением, разрабатывались новые средства для лечения детей с острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Например, использовалась альгиновая кислота и ее соли (альгинаты), которые получали из беломорской водоросли Laminaria saccharina [8, c. 216]. В 1943−1944 гг. сотрудники педиатрической кафедры АГМИ провели обследование детей с дистрофиями в процессе изучения влияния витамина B1 на желудочную секрецию. Результаты этих и других исследований были представлены на научных сессиях АГМИ. Например, Г.А. Хайн-Макарова выявила, что в патогенезе анемий в раннем детском возрасте имеет значение недостаток гемогена, витамина C и железа [5, с. 266]. Кафедра детских болезней тесно взаимодействовала с другими кафедрами. Так, например, в военные годы на кафедре детских болезней АГМИ доцент Р.Б. Коган, исполнявшая обязанности заведующего кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения СГМУ, проводила исследование по анализу детской заболеваемости и смертности. В дальнейшем она защитила диссертацию, в которой архангельские данные были представлены в сравнении с аналогичными московскими. Супруги Макаровы за 10 лет работы в Архангельске внесли неоспоримый вклад в развитие педиатрической школы на Европейском Севере. Их достижения отражены в журнальных публикациях, сборниках, монографиях и диссертациях. Заведование кафедрой педиатрии АГМИ, после отъезда Юрия Васильевича и Гермы Адольфовны Макаровых, принял доцент Андрей Григорьевич Суворов, продолживший заложенные ими научные традиции. Основой его деятельности стала борьба с детскими желудочно-кишечными инфекционными заболеваниями на Севере, что являлось в послевоенные годы тяжелой патологией и главной причиной детской смертности. Он успешно внедрил в архангельскую практику свой опыт, полученный за годы работы в детской клинике Казанского университета и Ижевского медицинского института [5, с. 266]. Не жалея сил и здоровья, Андрей Григорьевич много времени посвящал работе на кафедре, охотно помогал органам здравоохранения и проводил консультации в детских учреждениях города Архангельска. А.Г. Суворов подготовил докторскую диссертацию в области изучения быта, состояния здоровья и развития детей в районах Ненецкого национального округа, но не успел защитить её, однако помог защититься другим педиатрам [5, с. 266; 6, с. 183]. Среди его известных архангельских учеников – В.Н. Королёва, Т.П. Левитина и многие другие [6, с. 181; 10, с. 104]. Дальнейшее развитие педиатрии в архангельском регионе неразрывно связано с именем Марии Владимировны Пиккель. Она начала работу в детской клинике еще студенткой. Окончив АГМИ с отличием в 1942 г., по предложению заведующего кафедрой, была направлена врачом-педиатром детского отделения 1-ой Архангельской городской клинической больницы. Мария Владимировна выполнила под руководством Ю.В. Макарова ряд исследований авитаминозов у детей, что было особенно актуально в годы войны [9, c. 148]. Одним из способов профилактики и лечения авитаминоза D у детей, разработанных М.В. Пиккель и сотрудниками кафедры, стало использование в пище рыбьего жира, который заготавливали из рыб тресковых пород. Были обоснованы методы профилактики нарушений питания за счёт включения в пищу мяса морских животных[3]. С помощью этого метода от голода удалось спасти жизни многих маленьких северян [5, с. 266]. Обобщенный материал, уже после войны, Мария Владимировна оформила в виде кандидатской диссертации «Рахит у детей-дистрофиков», которую защитила в Казанском государственном медицинском институте под руководством профессора Ю.В. Макарова [4, с. 37]. В 1947 г. М.В. Пиккель полностью перешла на работу в АГМИ в качестве ассистента кафедры педиатрии. В тот период научные исследования Марии Владимировны были посвящены проблеме детских дистрофий, предупреждению и лечению инфекций. Благодаря её деятельности на базе Архангельской инфекционной больницы был организован курс детских инфекций, а М.В. Пиккель была избрана доцентом кафедры педиатрии по этому курсу. В 1950-е годы Мария Владимировна занялась исследованием туберкулезного менингита, который был краевой проблемой того времени, вызывал большую смертность. Огромная заслуга педиатрической кафедры АГМИ и лично М.В. Пиккель в победе над этой болезнью. Она организовала специальное отделение на базе инфекционной больницы, затем было открыто специализированное отделение в детской больнице. Результаты проведенных исследований и клинических наблюдений за более чем 500 пациентами легли в основу докторской диссертации «Туберкулезный менингит, его клинические формы при современных методах лечения», которую она защитила в 1966 г., став первой женщиной, доктором наук, среди выпускников АГМИ [9, с. 149]. В том же 1966 г. Марии Владимировне было передано руководство кафедрой детских болезней АГМИ. В январе 1964 года детская больница переехала в двухэтажное здание на перекрестке Набережной Северной Двины (в то время – Набережная имени В.И. Ленина) и улицы Свободы. Коечный фонд клиники расширился до 100 коек. Расширение коечного фонда позволило создать два специализированных отделения: отделение детей младшего возраста на 50 коек (заведующая отделением Т.К. Львова) и отделение детей старшего возраста на 50 коек (заведующая отделением М.М. Серова). С 1964 года в больнице начал работать специализированный детский зубоврачебный кабинет, положивший начало детской стоматологии в Архангельской области. В клинике были созданы условия для матерей, ухаживающих за своими больными детьми, что предотвращало дополнительный психотравмирующий фактор госпитализации как для ребенка, так и для матери. Было увеличено количество учебных аудиторий для кафедры. В 1968 г. М.В. Пиккель было присвоено ученое звание профессора. В те годы в Архангельской области крайне недоставало врачей, особенно участковых педиатров. В область направлялись для работы выпускники Ленинградского педиатрического института, педиатрического факультета Ивановского медицинского института, но они долго не задерживались. Отработав обязательные для того времени 3 года, они уезжали в родные края. Нехватка квалифицированных педиатрических кадров была обусловлена и тем обстоятельством, что в АГМИ отсутствовал педиатрический факультет. Главный врач городской детской клинической больницы А.В. Спасенникова, вместе с ректором АГМИ Н.П. Бычихиным, инициировали создание педиатрического факультета. Н.П. Бычихин и А.В. Спасенникова были членами архангельского городского совета народных депутатов, поочередно занимая должность председателя комиссии по здравоохранению, что позволило им добиться поддержки предложения о создании педиатрического факультета партийными и советскими руководителями города и области. В открытии факультета (1979) активно участвовала и Мария Владимировна. Одновременно шло интенсивное строительство новой Архангельской городской детской клинической больницы, которая, после окончания строительства, была внезапно преобразована в областную детскую больницу[4]. Однако, в период строительства городской детской больницы руководители областного отдела здравоохранения, в том числе П.Г. Выжлецов, чье имя сейчас носит больница, ею не интересовались, так как строился городской объект. 2–3 раза в неделю на строительство выезжала главный врач городской детской больницы А.В. Спасенникова. Иногда к ней присоединялась и Мария Владимировна, как заведующая кафедрой педиатрии[5]. К тому времени активно развивающаяся кафедра детских болезней под руководством профессора М.В. Пиккель сформировалась как многопрофильная. На ней преподавались все основные разделы педиатрии: пропедевтическая, факультетская и госпитальная педиатрия. С учетом сложных климатических условий приарктической зоны необходимо было определить круг краевой патологии по педиатрии, выделить для изучения ее ключевые проблемы. Кафедра педиатрии стала базой образования новых профильных кафедр факультета – неонатологии и перинатологии, пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии и др. Профессора В.И. Макарова, Л.В. Титова, Г.Н. Чумакова, В.А. Терновская, Е.Н. Сибилева, Л.И. Меньшикова, С.И. Малявская, О.В. Самодова в разные периоды возглавляли различные педиатрические кафедры [3, с. 363; 10; 11; 12]. Продолжалась активная научная работа ученых-педиатров. В своей кандидатской диссертации «Механизмы расстройств функции хемотаксиса лейкоцитов периферической крови при ревматизме и пограничных состояниях у детей» [13, c. 74] Валерия Ивановна Макарова изучила клеточные и гуморальные факторы регуляции функции подвижности лейкоцитов периферической крови, провела анализ расстройств хемотаксиса, обусловливающих особенности течения воспаления, и определила возможность использования в клинической практике данных методов исследования для дифференциальной диагностики ревматизма. Целью ее докторской диссертации «Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера» [13, c. 165] было определение особенностей морфофункционального развития детей дошкольного возраста в климато-экологических условиях Европейского Севера, выявление условий формирования здоровья и разработка методов управления здоровьем и процессами адаптивных механизмов во время пребывания детей в дошкольных учреждениях. Лариса Владимировна Титова изучала клинико-лабораторные особенности сальмонеллеза, дизентерии, колиинфекции и их сочетанного течения в условиях Крайнего Севера в кандидатской диссертации «Особенности кишечных инфекций у детей первого года жизни в условиях Севера» [13, c. 76]. Работа была продолжена, результаты обобщены в докторской диссертации «Эволюция острых кишечных инфекций у детей первого года жизни за двадцатилетний период в условиях Севера» [13, c. 238]. Галина Николаевна Чумакова в кандидатской диссертации «Реакция освобождения и функциональная активность тромбоцитов при асфиксии новорожденных» [13, c. 84] выявила роль нарушений функциональной активности тромбоцитов в развитии геморрагических осложнений асфиксии новорожденных; оценила влияние перинатальной терапии гипоксии плода и новорожденного на функциональную активность тромбоцитов. В своем докторском исследовании «Роль тромбоцитарных дисфункций в перинатальных расстройствах гемостаза» [13, c. 211] она проследила пути снижения частоты геморрагических расстройств у новорожденных за счет направленной профилактики и патогенетической терапии [14, c. 485]. В докторской диссертации «Клинико-цитохимические аспекты развития ребёнка, прогнозирования и профилактики заболеваний на Европейском Севере» Виктории Афанасьевны Терновской разработана тактика оптимизации развития ребенка, а также профилактики и ранней эффективной метаболитной терапии острых респираторных заболеваний, основанных на прогнозировании с учетом цитохимических вариантов и клинических синдромов болезни [13, c. 119; 14, с. 436]. Отдельные звенья гормональной адаптации и гуморальных факторов специфической иммунологической реактивности у новорожденных детей первой недели жизни, родившихся в асфиксии изучены в кандидатском исследовании Елены Николаевны Сибилевой [13, c. 50]. В ее докторской диссертации «Медико-экологические особенности зобной эндемии у детей и подростков Архангельской области» установлено наличие зобной эндемии в Архангельской области, дана оценка ее влияние на состояние здоровья детей [15, c. 72]. В кандидатской диссертации «Клинико-метаболическое обоснование парентерального питания для коррекции дислипидемии при гипотрофии» Лариса Ивановна Меньшикова[6]обосновала парентеральное питание как способ метаболической коррекции нарушений липидного обмена при гипертрофии [13, c. 127]. В своей докторской диссертации «Эволюция кардиоваскулярной патологии у детей и подростков Европейского Севера России» на основании изучения эволюции кардиоваскулярной патологии у детей и подростков разработана и внедрена оптимальная модель организации специализированной кардиологической помощи с использованием стационарзамещающих технологий [15, c. 43]. Светлана Ивановна Малявская в кандидатском исследовании «Физиологические механизмы развития гиперандрогенных состояний в процессе полового созревания, ранняя диагностика и прогнозирование возникновения» изучала физиологические механизмы формирования гиперандрогенных нарушений полового развития, разработала возрастные критерии ранней диагностики синдрома гиперандрогении у девочек, прогнозирование возникновения и исходов этих нарушений в манифестные варианты репродуктивной патологии [13, c. 171]. В докторской диссертации «Клинико-физиологическая эволюция изолированного пубархе у девочек» она проследила эволюцию полового созревания у девочек с физиологическим пубертатом и изолированным пубархе для выявления основных закономерностей, определяющих формирование синдрома гиперандрогении и инсулинрезистентности, и для разработки программы диагностики, скрининга и долгосрочного мониторинга репродуктивных и метаболических нарушений с ранних этапов онтогенеза [15, c. 21]. Известные ученые-педиатры продолжают дело учителя, охраняя здоровье маленьких поморов. Мария Владимировна была эрудированным, разносторонне развитым человек, знала немецкий, французский и английский языки. После выхода на заслуженный отдых она профессионально переводила на русский язык стихи немецкого поэта Эриха-Марии Рильке. По мнению знатоков и ценителей творчества Рильке переводы Марии Владимировны являются одними из лучших и самыми точными [4, с. 8]. Почетный гражданин Архангельска М.В. Пиккель скончалась 14 января 2008 года, на 97 году жизни. В 2011 г. в честь 100-летия со дня рождения Марии Владимировны Пиккель, в СГМУ открыта именная аудитория, где кроме учебных и научных мероприятий проходят многие общественные встречи[7]. Ежегодно, 3 апреля ученые, врачи и студенты собираются на традиционные научные Апрельские чтения памяти профессора М.В. Пиккель [16, с. 7–14]. История Северной научной педиатрической школы продолжается[8].

Об авторах

А. В Андреева

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Российская Федерация

Email: aandra@yandex.ru

Г. О Самбуров

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Российская Федерация

Email: museumnsmu@mail.ru

Б. А Спасенников

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

Email: borisspasennikov@yandex.ru

Список литературы

  1. Бородулин В.И. Наши подходы к изучению проблемы научных клинических школ в России / В.И. Бородулин, С.П. Глянцев // Труды по истории медицины. - 2016. - Т. 1. - C. 222-228.
  2. Щуров Г.С. Медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России (1932-1987). Том 1 / Г.С. Щуров, П.И. Сидоров. - Архангельск: СГМУ, 2002. - 520 с.
  3. Глянцев С.П. Северная научная медицинская школа: страницы истории (к 85-летию АМИ-АГМИ-АГМА-СГМУ) / С.П. Глянцев, А.В. Андреева, Г.О. Самбуров // Труды по истории медицины. - М.: РОИМ, 2017. - С. 352-365.
  4. Мое святое ремесло (к 100-летию со дня рождения Марии Владимировны Пиккель) / авт. сост. Л.А. Зубов, А.В. Андреева. - Архангельск: СГМУ, 2011. - 154 с.
  5. Андреева А.В. Имена казанских ученых в истории медицины Архангельской области / А.В. Андреева, М.Г. Чирцова // Казанский медицинский журнал. - 2015. - № 2. - С. 264-267.
  6. Юбилейные и памятные даты медицины и здравоохранения Архангельской области на 2014 г. Т. 1 / сост.: А.В. Андреева, М.Г. Чирцова. - Архангельск: СГМУ, 2014. - 305 с.
  7. Чецкая Г.Б. Научные медицинские труды северян в 1941-1945 гг. / Г.Б. Чецкая // Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: материалы VII Всерос. конф. (с междунар. участием). - М.: МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 2011. - С. 205-206.
  8. Чецкая Г.Б. Архангельский период в жизни казанских врачей Макаровых (1935-1946 годы) / Г.Б. Чецкая // Великая Отечественная война в жизни советского и российского народа: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Познание, 2011. - С. 214-218.
  9. Юбилейные и памятные даты медицины и здравоохранения Архангельской области на 2011 г. / сост.: А.В. Андреева, А.А. Боговая. - Архангельск: СГМУ, 2011. - 214 с.
  10. Сидоров П.И. Северная медицинская школа. К 75-летию АГМИ-АГМА-СГМУ / П.И. Сидоров, Г.С. Щуров, Л.Г. Доморощенова. - Архангельск: СГМУ, 2007. - 325 с.
  11. Юбилейные и памятные даты медицины и здравоохранения Архангельской области на 2012 г. / сост: А.В. Андреева. - Архангельск: СГМУ, 2012. - 280 с.
  12. Юбилейные и памятные даты медицины и здравоохранения Архангельской области на 2015 г. Т. 1 / А.В. Андреева, М.Г. Чирцова, Г.О. Самбуров. - Архангельск: СГМУ, 2015. - 289 с.
  13. Чецкая Г.Б. Аннотированный каталог диссертаций сотрудников АГМИ-АГМА-СГМУ (1973-2002 гг.) / Г.Б Чецкая, А.С. Крылов. - Архангельск: СГМУ, 2003. - 340 с.
  14. Щуров Г.С. Профессора Северного государственного медицинского университета в 2000 году / Г.С. Щуров. - Архангельск: СГМУ, 2001. - 600 с.
  15. Чецкая Г.Б. Аннотированный каталог диссертаций сотрудников СГМУ (2003-2012 гг.) / Г.Б. Чецкая. - Архангельск, 2012. - 197 с.
  16. Андреева А.В. Аудитория имени профессора М.В. Пиккель в музейном комплексе СГМУ / А.В. Андреева // Третьи Апрельские чтения, посвященные памяти профессора М.В. Пиккель: сб. науч. тр. межрегион. науч.-практ. конф. - Архангельск: СГМУ, 2012. - С. 7-14.
  17. Borodulin V.I., Glyantsev S.P. Our approaches to the study of the problem of scientific clinical schools in Russia. Trudy po istorii mediciny [Articles on the history of medicine], 2016, vol. 1, pp. 222-228 (in Russian).
  18. Shchurov G.S., Sidorov P.I. Medicinskij obrazovatel'nyj i nauchnyj centr Evropejskogo Severa Rossii (1932-1987) [Medical educational and scientific center of the European North of Russia (1932-1987)]. Volume 1. Arkhangelsk, SSMU, 2002. 520 p. (in Russian).
  19. Glyantsev S.P., Andreeva A.V., Samburov G.O. Northern Scientific Medical School: pages of history (to the 85th anniversary of AMI-AGMI-AGMA-SSMU). Trudy po istorii mediciny [Articles on the History of Medicine]. Moscow, ROIM, 2017, pp. 352-365 (in Russian).
  20. Moe svyatoe remeslo (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya Marii Vladimirovny Pikkel') [My Sacred Craft (to the 100th Anniversary of the Birth of Maria Vladimirovna Pikkel)] / ed. comp. L.A. Zubov, A.V. Andreeva. Arkhangelsk, SSMU, 2011. 154 p. (in Russian).
  21. Andreeva A.V., Chirtsova M.G. The names of Kazan scientists in the history of medicine of the Arkhangelsk region. Kazanskij medicinskij zhurnal [Kazan Medical Journal], 2015, no. 2, pp. 264-267 (in Russian).
  22. Yubilejnye i pamyatnye daty mediciny i zdravoohraneniya Arhangel'skoj oblasti na 2014 g.[Anniversary and Memorable dates of Medicine and Health Care of the Arkhangelsk region for 2014]. V. 1 / comp.: A.V. Andreeva, M.G. Chirtsova. Arkhangelsk, SSMU, 2014. 305 p. (in Russian).
  23. Chetskaya G.B. Scientific Medical works of the northerners in 1941-1945. Istoricheskij opyt mediciny v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 gg.: materialy VII Vseros. konf. (s mezhdunar. uchastiem) [Historical experience of medicine during the Great Patriotic War of 1941-1945: materials of the VII All-Russian. conf. (with international participation)]. Moscow, A.I. Evdokimov MGMSU, 2011, pp. 205-206 (in Russian).
  24. Chetskaya G.B. The Arkhangelsk period in the life of the Kazan doctors Makarovs (1935-1946). Velikaya Otechestvennaya vojna v zhizni sovetskogo i rossijskogo naroda: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf [The Great Patriotic War in the life of the Soviet and Russian people: materials of the All-Russian. scientific-practical conf]. Kazan: Knowledge, 2011, pp. 214-218 (in Russian).
  25. Yubilejnye i pamyatnye daty mediciny i zdravoohraneniya Arhangel'skoj oblasti na 2011 g.[Anniversary and Memorable dates of Medicine and Health Care of the Arkhangelsk region for 2011] / comp.: A.V. Andreeva, A.A. Bogovay. Arkhangelsk, SSMU, 2011. 214 p. (in Russian).
  26. Sidorov P.I., Shchurov G.S., Domoroshchenov L.G. Severnaya medicinskaya shkola. K 75-letiyu AGMI-AGMA-SGMU [Northern Medical School. To the 75th anniversary of AGMI-AGMA-SGMU]. Arkhangelsk, SSMU, 2007. 325 p. (in Russian).
  27. Yubilejnye i pamyatnye daty mediciny i zdravoohraneniya Arhangel'skoj oblasti na 2012 g.[Anniversary and Memorable dates of Medicine and Health Care of the Arkhangelsk region for 2012] / comp: A.V. Andreeva. Arkhangelsk, SSMU, 2012. 280 p. (in Russian).
  28. Yubilejnye i pamyatnye daty mediciny i zdravoohraneniya Arhangel'skoj oblasti na 2015 g.[Anniversary and Memorable dates of Medicine and Health Care of the Arkhangelsk region for 2015]. V. 1. / comp: А.V. Andreeva, M.G. Chirtsova, G.O. Samburov. Arkhangelsk, SSMU, 2015. 289 p. (in Russian).
  29. Chetskaya G.B., Krylov A.S. Annotirovannyj katalog dissertacij sotrudnikov AGMI-AGMA-SGMU (1973-2002 gg.) [Annotated catalog of dissertations of employees of AGMI - AGMA - SSMU (1973-2002)]. Arkhangelsk, SSMU, 2003. 340 p. (in Russian).
  30. Shchurov G.S. Professora Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta v 2000 godu[Professors of the Northern State Medical University in 2000]. Arkhangelsk, SSMU, 2001. 600 p. (in Russian).
  31. Chetskaya G.B. Annotirovannyj katalog dissertacij sotrudnikov AGMI-AGMA-SGMU (2003-2012 gg.) [Annotated catalog of dissertations of SSMU employees (2003-2012)]. Arkhangelsk, 2012. 197 p. (in Russian).
  32. Andreeva A.V. Professor M.V. Pikkel auditorium in the Museum Complex of SSMU. Tret'i Aprel'skie chteniya, posvyashchennye pamyati professora M.V. Pikkel': sb. nauch. tr. mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Third April Readings dedicated to the memory of Professor M.V. Pickel: Sat. scientific. tr. interregion. scientific-practical conf.]. Arkhangelsk, SSMU, 2012, pp. 7-14 (in Russian).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 23

PDF (Russian) - 14

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах