НОРМЫ ТРУДА ВРАЧЕЙ-СТАТИСТИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ СТАТИСТИКОВ

Аннотация


Работа врачей-статистиков и медицинских статистиков является важной составляющей деятельности медицинских организаций. Изучение динамики фактической обеспеченности этими кадрами выявило рост численности врачей на фоне уменьшения численности медицинских статистиков. Анализ штатно-нормативной обеспеченности медицинских организаций этими должностями в современных нормативно-правовых документах проведен в сравнении с данными, указанными в приказах Минздрава СССР. В публикации представлен анализ штатно-нормативной обеспеченности медицинских организаций должностями врачей-статистиков и медицинских статистиков, выявлены основные неоднозначные нормы современной нормативно-регулируемой базы по труду. При этом установлены основные нормативные показатели для анализируемых должностей и различия в величине норматива в зависимости от типа учреждения и его значимости, роли в оказании медицинской помощи населению. Выявлены основные спорные положения в современных нормативно-правовых документах по труду, состоящие в разных показателях и измерителях норм труда и приводящие при их применении к неравной нагрузке врачей-статистиков и медицинских статистиков при одинаковом объеме работы. Так, число коек, на которое устанавливается одна должность медицинского статистика в учреждениях одного и того же типа, колеблется от 80 до 300 коек, а по ряду учреждений должность устанавливается независимо от мощности учреждения. Сделан обоснованный вывод о необходимости пересмотра норм труда врачей статистиков и медицинских статистиков.

Полный текст

Важнейшим звеном деятельности медицинских организаций является статистическое обеспечение, позволяющее провести углубленный анализ работы всего учреждения и его отдельных подразделений, оценку показателей качества лечебной и профилактической работы, заболеваемости прикрепленного населения. Должностные обязанности, необходимые знания и требования к квалификации врача-статистика и медицинского статистика представлены в специальном приказе Министерства здравоохранения и социального развития России[1]. Внедрение информатизации, современные требования к процессу статистического учета и анализа по уходу от автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) с наличием фиксированного набора функций и автоматизированного алгоритма решения отдельных задач к системной информатизации медицинских организаций, систем территориального здравоохранения и ОМС, от локальных форм информационных систем к распределенным, включающим в себя комбинацию как децентрализованных, так и централизованных способов хранения и обработки данных, ставит новые задачи в деятельности врачей-статистиков и медицинских статистиков [1 с. 75]. Цель исследования – анализ кадрового обеспечения этих должностей, представленного в современной нормативно-регулируемой базе по труду, и обоснование предложений по совершенствованию этих данных. Использованы методы системного анализа, описательного моделирования. Результаты и их обсуждение. Динамика численности должностей врачей-статистиков и медицинских статистиков по данным сборников по ресурсам и деятельности медицинских организаций [2] отражена на рисунке 1. С целью наглядности изменения данных, имеющих значительные различия, выбрана полулогарифметическая масштабная сетка. Рис. 1. Динамика численности врачей-статистиков и медицинских статистиков (в тыс. физических лиц). Как видно на рисунке, наблюдается постепенный рост численности врачей-статистиков на фоне уменьшения численности медицинских статистиков. Численность врачей-статистиков увеличилась с 2,7 тыс. до 3,1 тыс., то есть на 15%, а медицинских статистиков уменьшилась с 10,4 тыс. до 7,9 тыс., то есть на 24%. Соотношение численности специалистов со средним и высшим образованием постепенно сокращается: если на 1 должность врача-статистика в 2014 г. приходилось 3,9 должности медицинского статистика, то в 2019 г. – 2,5 должности. В приказах Минздрава СССР штатные нормативы врачей-статистиков и медицинских статистиков устанавливались в отделении медицинской статистики организационно-методических отделов, в организационно-методических кабинетах в зависимости от типа учреждения, числа коек, числа должностей врачей на уровне амбулаторно-поликлинического звена, а также от численности населения области, края, республики (в медицинских организациях областного, краевого и республиканского уровня), числа населения проживающего в сельских районах (в ЦРБ и в сельских районных медицинских организациях). Нормативы должностей врачей-статистиков в областных, краевых и республиканских больницах устанавливались согласно приказу Минздрава СССР № 560[2] в составе отделения медицинской статистики организационно-методического отдела в виде должности заведующего отделением, а также должности врача-статистика в зависимости от численности населения области, края, республики следующим образом: 2–3 должности при численности населения, свыше 2 млн. и 1–2 должности – при меньшей численности населения. Должности медицинского статистика определялись численностью населения: 5–6 должностей при численности населения, проживающего в области, крае, или республике, более 2 млн. человек, 3–4 должности медицинского статистика – при численности 1–2 млн. человек и 2 должности медицинского статистика при численности населения до 1 млн. человек. Кроме того, в медицинской организации в штатной структуре отделения медицинской статистики дополнительно вводятся должности медицинских статистиков: - при коечной ёмкости 100–300 коек – 1 должность; - при коечной ёмкости от 301 до 500 коек – 2 должности; - при коечной ёмкости более 500 до 1000 коек – 2 должности до 500 коек и 1 должность на каждые последующие 250 коек; - при коечной ёмкости, превышающей 1000 коек – 4 должности на 1000 коек и 1 должность на каждые последующие 400 коек. В соответствии с положениями, изложенными в приказе № 600[3], ставка врача-статистика в качестве заведующего кабинетом учёта и медицинской статистики устанавливалась так: - в больнице, имеющей в своем составе городскую поликлинику, при наличии в стационаре не менее 250 коек. В штате больницы с меньшим числом коек указанная должность вводится в тех случаях, когда поликлинике больницы полагается не менее 30 должностей врачей амбулаторного приема; - в больнице, не имеющей в своем составе городской поликлиники, при наличии в стационаре не менее 500 коек. Количество ставок медицинских статистиков нормировалось из расчета 1 ставки на 300 коек. В больнице с коечной ёмкостью менее 100 указанный норматив не применялся. По приказу № 900[4] ставки медицинских статистиков организационно-методического кабинета нормировались: - при численности населения, проживающего в сельских районах до 20 тыс. человек – 0,5 ставки, а с численностью населения более 20 тыс. человек – 1 ставка; - из расчета 1 должность на: 250 коек – в ЦРБ, 300 коек – в районных стационарах. Таким образом, представленные приказы Минздрава СССР в части штатного обеспечения врачами-статистиками и медицинскими статистиками показывают: - четкую зависимость нормативных данных от иерархии учреждений в сети медицинских организаций, их роли в оказании медицинской помощи и необходимости статистической обеспеченности показателей их деятельности; - определение числа коек и должностей врачей амбулаторного приема, как основных показателей и измерителей для установления количества ставок врачей-статистиков и медицинских статистиков. Анализированные приказы Министерства здравоохранения СССР были признаны не действующими на территории Российской Федерации[5]. На спорность такого шага Минздрава России неоднократно указывалось в публикациях [3]. С введением этого документа штатных нормативов больничных учреждений лишились не только должности врачей-статистиков, но и остальные должности медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы, заместители главных врачей, дезинфекторы и др. В ряде современных нормативно-правовых документов по труду указываются нормативы численности должностей врачей-статистиков и медицинских статистиков. Эти данные представлены в порядке их хронологического утверждения в табл. 1. Как видно из данных таблицы, нормативный показатель для установления той или иной должности характеризуется значительным и необоснованным разнообразием. Формулировку «устанавливается в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения», которая приведена в приказе № 689н для врача-статистика и в приказе № 932н для медицинского статистика, нельзя признать нормативной, так как указанного документа по порядкам и нормам соответствующего подразделения не существует. По большинству учреждений должности рекомендуется устанавливать независимо от мощности медицинской организации, числа коек, врачей амбулаторного приема или численности населения. Так устанавливается должность врача-статистика в кардиологическом диспансере без коечного фонда, сосудистом центре, кожно-венерологическом диспансере, санатории для лечения туберкулеза всех форм, наркологическом диспансере, гериатрическом центре, женской консультации, перинатальном центре, центре общественного здоровья и медицинской профилактики. Такая формулировка нормативной записи приводит к разной нагрузке медицинских работников. Например, в сосудистом центре на 100 коек и в таком же учреждении на 300 коек рекомендуется установить по 1 должности врача-статистика. Совершенно очевидно, что нагрузка этих должностей будет разной. В ряде учреждений приводится новый нормативный показатель для медицинского статистика, должность которого устанавливается на должность врача-статистика, например, в кардиологическом диспансере без коечного фонда. Представляет определенный интерес нормативное соотношение рекомендуемых должностей врачей-статистиков и медицинских статистиков. С этой целью все учреждения, по которым можно установить такие данные, сгруппированы следующим образом: - в первую группу входят учреждения, в которых на одну должность врача-статистика устанавливается одна должность медицинского статистика, например, врачебно-физкультурный диспансер, центр охраны здоровья подростков; - вторая группа состоит из учреждений, где рекомендуется планировать две должности медицинского статистика на одну должность врача-статистика, например, гериатрический центр, санатории для лечения туберкулеза всех форм; - в третью группу вошли учреждения, для которых рекомендуемое соотношение резко отличается от вышеизложенного и значительно больше или меньше указанных цифр. В эту группу входит инфекционная больница, для которой рекомендуется норматив должности врача-статистика, превышающий норматив для медицинского статистика, а также перинатальный центр, в котором рекомендуется устанавливать 3 должности медицинского статистика на 1 должность врача-статистика. Число учреждений по указанным группам отражено на гистограмме (рис. 2). Число учреждений не совпадает с числом приказов в связи с тем, что в одном приказе могут быть указаны несколько учреждений с разным нормативным числом должностей. Рис. 2. Группировка учреждений по соотношению должностей медицинских статистиков к должности врачей-статистиков Как видно на рисунке, преобладающей группой является первая, в которую вошли 5 учреждений, следующее ранговое место занимает вторая группа учреждений. Необходимо обратить особое внимание на то, что в разных нормативно-правовых документах приводится необъяснимая разная величина одного и того же показателя. Так, должность медицинского статистика в стоматологической поликлинике устанавливается на 20 должностей врачей стоматологического профиля, а во врачебном физкультурном диспансере – на 15 врачей, в инфекционной больнице – на 300 коек, а в родильном доме – на 80 коек. Как видно из таблицы 1, в число учреждений, в которых указывается нормативный показатель по врачам-статистикам и медицинским статистикам, не вошли больничные учреждения основных типов: областные (краевые, республиканские) городские, районные больницы. Следовательно, по этим учреждениям необходимо использовать приказы Минздрава СССР, несмотря, что они утратили свою юридическую силу на территории России. Таким образом, проведенный анализ современных нормативно-правовых документов по штатно-нормативной обеспеченности врачами-статистиками и медицинскими статистиками проявил их крайнюю спорность. С целью приведения нормативной численности медицинских работников статистической службы в соответствие с теорией и практикой нормирования труда необходим пересмотр рассматриваемых в публикации нормативных документов по труду. Кроме того, требуется разработка нормативов работы врачей-статистиков и медицинских статистиков в условиях автоматизации.

Об авторах

В. М Шипова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Email: vschipova@yandex.ru
Москва, Российская Федерация

Е. А Берсенева

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Email: eaberseneva@gmail.com
Москва, Российская Федерация

Д. Ю Михайлов

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Email: mdudoc@mail.ru
Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Берсенева Е.А. Информационные системы в управлении лечебно-профилактическим учреждением / Е.А. Берсенева // Врач и информационные технологии. - 2006. - № 4. - С. 75.
  2. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. - М.: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, 2020. - 280 с.
  3. Хабриев Р.У. Комментарии к нормам труда в здравоохранении / Р.У. Хабриев, В.М. Шипова, С.М. Гаджиева - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 144 с.
  4. Berseneva E.A. Information systems in the management of a medical and prophylactic institution. Vrach i informacionnye tekhnologii [Doctor and information technologies], 2006, no. 4, p. 75 (in Russian).
  5. Resursy i deyatel'nost' medicinskih organizacij zdravoohraneniya [Resources and activities of medical healthcare organizations]. Moscow, Central Research Institute of Health Organization and Informatization, 2020. 280 p. (in Russian).
  6. Khabriev R.U., Shipova V.M., Gadzhieva S.M. Kommentarii k normam truda v zdravoohranenii[Comments on labor standards in health care]. Moscow, GEOTAR-Media, 2017. 144 p. (in Russian).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 13

PDF (Russian) - 15

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах