Сопровождение деятельности медицинских работников (Организационное направление. "Наставничество".)

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы развития организационного направления технологии "Сопровождение деятельности медицинских работников" с позиции процесса Наставничества, как метода активной помощи медицинским работникам в процессе их профессиональной деятельности на всех ее этапах.

Полный текст

Формирование технологии "Сопровождение деятельности медицинских работников" (организационное направление) определяет изучение проектов, "движений", служб, центров, ассоциаций и пр., направленных на конструирование условий, обеспечивающих "гармоничное существование" медицинских работников в профессии, включая, в первую очередь, ее антистрессовую направленность. Т.е., рассматривая данную технологию, мы говорим об организации новых форм работы с медицинскими кадрами (путем принятия целенаправленных управленческих решений), ориентированных на оптимизацию здоровья медицинских работников в борьбе с профессиональными стресс-факторами. А исследовательский поиск оптимальной среды для их изучения достаточно широк и многовариантен. Здесь нет "проходных" решений, управленческих действий, кажущихся простыми с первого взгляда. Все они продиктованы вызовами времени, потребностью медицинского сообщества, продуманы, выверены и определяются (подкрепляются) научными заключениями, основанными на проведенных пилотных и локальных исследованиях и мировом опыте. Предлагаем аккумулировать реально работающие организационные формы технологии "Сопровождение деятельности медицинских работников" (в контексте решаемых задач здоровьесбережения медицинского персонала) в три, наиболее значимых для этой темы, современных направления: "Наставничество", " Сбережение", Опыт", соответственно с абревиатурой - Н.С.О.. Руководствуясь при этом запросами (гласными и негласными) медицинского сообщества и возможностями, пониманием и конретными действиями управленческого аппарата. Дадим пояснение по первому направлению - "Наставничество" (хорошо "забытое прошлое", которое ранее активно внедрялось в 51 рабочий процесс, в том числе и медицинских работников, потом постепенно потеряло былую актуальность, а сейчас возрождается) с помощью наглядных примеров работы новых организационных форм поддержки/сопровождения медицинских работников в их профессиональной деятельности. По определению, Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений медицинской организации, наиболее опытных сотрудников этих подразделений по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению должностных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной деятельности [1]. "Наставничество никогда не уходило из здравоохранения - и из медицинского образования, и из практического здравоохранения. Это та отрасль, которая удержала наставничество", - сказала Министр здравоохранения, 2018г. [2]. И тому есть много современных подтверждений/иллюстраций на региональных сайтах отраслевых органов, в материалах профсоюзных организаций, локальных актах медицинских учреждений и пр.. Приведем несколько наиболее знаковых современных примеров Наставничества, олицетворяющих собой разноуровневый срез единого последовательного процесса, который можно обозначить, как "поддержка в профессии медицинского работника через всю жизнь". И начнем с самого "распространенного" уровня - периода нахождения специалиста в профессии. 1-ый Пример. Послевузовский уровень 13-15 февраля 2018г. в Москве состоялся первый Всероссийский форум «Наставник». Он объединил несколько тысяч действующих наставников и представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. О роли наставничества в сфере медицины на открытии форума рассказала Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения РФ. Спикер отметила, что каждый человек учится всю свою жизнь, даже если он сам этого не замечает. Особенно активный процесс получения новых знаний, навыков и опыта характерен для врачей. Подготовка специалистов в медицинской сфере начинается еще со школьной 52 скамьи и, конечно, не заканчивается получением диплома о высшем образовании. Врачам просто необходимо развиваться на протяжении всей жизни. «К тому же сейчас наступил тот период, когда происходит ускоренное развитие биомедицины, каждые три месяца полностью обновляется информационная база по основным медицинским направлениям. И врач должен успевать за всем этим, постоянно узнавать новое, - пояснила Вероника Игоревна. - Поэтому в нашей среде наставничество особенно актуально - как в медицинском образовании, так и в практическом здравоохранении». Подчеркивается, что Врач - это профессионал, который должен не только очень много знать, но и уметь быстро принимать решения, быть готовым взять на себя ответственность за жизнь и здоровье другого человека. Ему также необходимо обладать такими качествами, как организованность и стремление к саморазвитию. Научить всему этому человека очень непросто. Возможно, именно поэтому в медицине нужен не учитель, который просто делится знаниями, а настоящий наставник. Кроме того, врачу важно по-доброму относиться абсолютно ко всем людям - это правило жизни, которое необходимо осознать и принять. Воспитание врача - очень сложный процесс, отмечает Скворцова В.И.. Для этого в первую очередь нужен психологический контакт между наставником и его подопечным. Только с помощью любви и принятия другого человека можно научить его таким сложным вещам, как моделирование ситуации и поиск выхода из нее, преодоление трудностей и принятие решений. Наставник, по мнению Вероники Игоревны, должен быть требовательным к себе и своему подопечному. Ему необходимо постоянно развиваться и уметь достойно вести себя в любой ситуации. «Главное - никогда не терять своего лица, что бы ни происходило вокруг. Такие личностные качества, на мой взгляд, обязательно должны быть у наставника», -подчеркнула спикер [3]. Мы подробно привели высказывание Министра на тему Наставничества, так как все вышеизложенное очень точно формулирует суть этого "движения", его глубину и основные направления работы Наставника и молодого специалиста. Выделим, на наш взгляд, основные из них: - ответственность за жизнь и здоровье пациента; - саморазвитие специалиста; - воспитание профессиональных навыков; - психологический контакт медицинского работника и пациента; - моделирование ситуации в процессе деятельности; - принятие решения по ситуации. 53 Вот это те главные основы, которые, помимо сугубо профессиональных навыков, специалист должен приобрести и приумножить, придя работать в медицинское учреждение. И помочь ему в этом может опытный, доброжелательный Наставник. Здесь не должно быть формального выполнения Наставником взятых на себя обязательств, именно помощь в развитии вышеперечисленных направлений у подопечного должно стать ответственной зоной исполнения, наполненной уважением и действенным желанием помочь. К, сожалению, положительное решение вопроса происходит не так часто, как требуется, сам процесс "Наставничества" не редко носит формальный характер, в силу разных причин: занятости Наставника; опасения конкуренции; нежелания делиться своим опытом и пр. Контроль за соблюдением не формального, а действенного процесса оказания поддержки Наставником своего молодого коллеги в процессе осуществления им профессиональной деятельности должен находиться во внимании Администрации медицинского учреждения, а положительные примеры широко освещаться в коллективе и средствами массовой информации. Словом, предпочтительно, должно быть так, как точно определил Дэвид Майстер (американский бизнес-консультант, автор мировых бестселлеров по вопросам управления организациями, оказывающими профессиональные услуги (/velib.com.): "Наставничество - это инвестиция в долгосрочное развитие организаци, в ее "здоровье"( hr-portal.ru). И обсуждение на первом Всероссийском форуме "Наставник" медицинской тематики - это хороший знак, который может свидетельствовать о значении данного направления для отрасли. 2 -ой Пример. Вузовский уровень 13-14 декабря 2017г. в г. Казань прошла межрегиональная стратегическая сессия Ассоциации заслуженных врачей России по округам: ПФО И УФО. Была инициирована программа Наставничества в медицинских вузах, по которой студенты-медики, заинтересованные получить дополнительные компетенции в сфере журналистики и связей с общественностью, обретают эти знания и навыки в составе пресс-центра стратегических сессий Заслуженных врачей. Отмечается, что стартовавшая в ноябре в Красноярске, эта инициатива получила эффектное развитие в г. Казани, где команда Студенческого пресс-центра Казанского мед. университета полноценно влилась в процесс освещения сессии: снимала видео- и фоторепортажи, делала интервью. Отмечается, что увлеченность 54 студентов этим процессом зарядила и взрослых, которые охотно делились с молодежью своими историями, знаниями и опытом. Выяснилось, что эксперимент по интеграции студентов в состав пресс-центра показал: лучший способ получить адекватное освещение работы врачам - самим выращивать кадры, обладающие базовой медицинской подготовкой, дополненной компетенциями специалиста по работе с информационным полем [4]. Подчеркнем, что предыстория данного, безусловно перспективного направления, имеет "корни" в недалеком прошлом, когда, начиная с 2016 года Ассоциация заслуженных врачей России провела стратегические сессии в ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, вовлекая врачебное сообщество в проработку базовых тем "Медицины народного доверия" по 10 направлениям, одним из которых является "Наставничество в медицинской среде". Отмечается, что в рамках программы "Наставничество", студенты-медики получат практические навыки журналистской профессии и смогут представлять позицию медиков в информационном поле [5]. Таким образом, промежуточное обобщение приведенных материалов, позволяет отметить начало "запуска" принципиально новых действий в медицинской среде, в первую очередь студенческой, направленных на базисное укрепление процесса становления медицинского работника в профессии через активизацию движения "Наставничество". 3 -ий ПРИМЕР. Довузовский уровень-1 В 2017 году в г. Астрахань, на базе школы N1, впервые был открыт профильный медицинский класс для тех учащихся, которые хотят связать свою жизнь с медициной. Это первый профильный медицинский класс региона [6]. Как сообщает пресс-служба Минздрава, проект реализуется при поддержке Астраханского государственного медицинского университета. По мнению авторов проекта, профильный медицинский класс поможет школьникам подготовиться к поступлению в медицинский вуз и лучше узнать будущую профессию. Обучение продлится два года, в ходе которого старшеклассники смогут подготовиться по профильным предметам, посетить медицинские учреждения региона и пообщаться с врачами разных специальностей. Выпускники, прошедшие обучение по целевому направлению, будут в будущем гарантированно обеспечены местом работы в одном из медучреждений Астраханской области. Отмечается, что в конце 2017 года было подписано соглашение об открытии ещё одного профильного медицинского класса в Школе-интернате для одаренных детей им. А.П. Гужвина. Этот класс будет 55 создан специально для талантливых детей из сельских районов Астраханской области [5]. Сегодня медицинские классы работают также в гг. Самаре, Новокуйбышевке, Кинеле, Тольятти, Пензе, Димитровграде, Ульяновске и др. (www.samsmu.ru/schoolers). 4-ый ПРИМЕР. Довузовский уровень-2 Это уже Москва. Так, с 2015 в столичных школах действуют специальные медицинские классы, где готовят к профессии врача и поступлению в профильный вуз. Проект "Медицинский класс в московской школе" проводится на основе трехстороннего соглашения между университетом, школой и учреждением здравоохранения. Основная задача подобных классов - подготовить учеников к выбору профессии врача. Образовательную программу для школьников разработали специалисты Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Здесь изучаются такие предметы, как биология, химия, физика, математика, русский язык и информатика. А те учащиеся, чье будущее связано с использованием сложного цифрового медицинского оборудования, осваивают иностранные языки, в том числе латынь. На уроках происходит знакомство с рабочими инструментами терапевтов, хирургов и реаниматологов, учат проводить несложные процедуры. Преподают специально подготовленные учителя, специалисты медицинского университета имени И.М. Сеченова и практикующие врачи. Всего в проекте "Медицинский класс в московской школе" участвуют 120 школ и около 30 городских организаций здравоохранения. Особенно важен тот факт, что школьники посещают центр непрерывного профессионального образования в медицинском университете имени И.М. Сеченова. Там навыки, полученные в теории, применяют на практике с помощью высокотехнологичного медицинского оборудования. Ярким и знаковым событием для пусть неосознанного, но уже восприятия "радостей и трудностей" предстоящих профессиональных будней стала экскурсия в городскую клиническую больницу №64. Школьники увидели работу многопрофильного медицинского оборудования, а также сами накладывали гипс, делали повязки и ставили капельницы на муляжах. Помимо этого, для школьников организуют семинары, круглые столы и мастер классы. Занятия проходят в Центрах технологической поддержки и в технологических парках на базе 17 ведущих университетов Москвы. Сторонники проекта "Медицинский класс в московской школе" справедливо считают, что профориентация поможет учащимся определиться с выбором будущей специализации. Ведь в 56 здравоохранении есть не только врачи и медики, но и программисты, управленцы, менеджеры, врачи биохимики, биофизики, кибернетики и многие другие [7]. Обобщая сказанное, подчеркнем, что таких примеров можно привести и больше, не в этом суть. Мы обозначили три "среза" формирования современного процесса Наставничества в отрасли -послевузовский, вузовский и третий, довузовский уровень - на уровне школ. Все эти три уровня безусловно очень важны для помощи, как сложившимся в профессии медицинским работникам, так и только вставшим на этот путь. Здесь Наставник будет выступать и отчасти в роли психолога, ближайшего помощника в обеспечении наименее безболезненного вхождения специалиста в практическую жизнь в профессии и постижении способов "антистрессового" существования в ней. Не менее значим и временной фактор активного современного развития вышеназванных процессов - последние несколько лет (с 2015г.), что свидетельствует как о "велениях" времени и запросах медицинского сообщества современного периода, так и о понимании необходимости и появившейся возможности управленческих структур самого различного уровня удовлетворять эти запросы. Особенно важен факт открытия медицинских классов в различных регионах страны для школьников. Так как этот процесс позволяет приходить в профессию будущим специалистам не спонтанно, отдавая дань пожеланиям родителей или модным тенденциям, а осознанно, познавая азы профессии на лекционных и практических занятиях на довузовском этапе, включая знакомство с медицинскими учреждениями. Это подготавливает будущих абитуриентов, помимо основных моментов, к постепенному пониманию тех стресс- факторов в будущей работе, которые сопровождают специалистов в профессии, тем самым "запускается процесс отсеивания случайных людей" и адаптационный механизм существования в профессии в дальнейшем.

Об авторах

Т. И Расторгуева

«Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»


доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник

О. Б Карпова

«Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: rasto@mail.ru

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник

Список литературы

  1. О наставничестве в медицинских организациях Московской области /https: //www.kormed.ry, 15 января, 2018.
  2. Вероника Скворцова: "Наставничество никогда не уходило из здравоохранения /http: // tass.ru/obschestvo, 13 февраля 2018.
  3. Вероника Скворцова о главных качествах врача /http://eawfpress.ru
  4. Межрегиональая стратегическая сессия Ассоциации заслуженных врачей России по ПФО и УФО 13-14 декабря 2017 года, г.Казань /http: //www.goodmedic.ru/strateg.
  5. Межрегиональая стратегическая сессия Ассоциации заслуженных врачей России по СФО и ДФО 29-30 ноября 2017 года, г.Казань /http: //www.goodmedic.ru/strateg.
  6. В астраханской школе открывают профильный медицинский класс, http://astravolga.ru/.
  7. Проект "Медицинский класс в московской школе", для чего он нужен и как помогает школьникам /https:www.m24.ru/articles/zdravoohranen

Статистика

Просмотры

Аннотация - 15

PDF (Russian) - 10

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах