THE CONCEPT OF SOCIO-CULTURAL HEALTHCARE MANAGEMENT

Abstract


The proposes a methodology of socio-cultural management, allowing to monitor health care socio-cultural capacities, to identify risk factors and interfere in their development. Monitoring health care culture provides timely adjustments in health policy.

Full Text

Management, health care, organizational culture, staff, patients. Перед менеджментом в здравоохранении встает в настоящее время двуединая задача: с одной стороны, обеспечить устойчивость системы, а с другой - создать условия для перевода ее в качественно новое состояние, т.е. стимулировать развитие [3, 4, 8, 9]. Среди проблем современного российского здравоохранения весомую роль играют вопросы социокультурного порядка. В условиях политической и социально-экономической трансформации российского общества увеличилась частота дефектов качества оказания медицинской помощи, напрямую или косвенно связанных с культурой медицинских работников, культурой медицинских учреждений [1, 2, 5-7]. Культура - это универсальный механизм, который осуществляет всю организацию и самоорганизацию человеческой жизни, упорядочивая ее в пространстве и времени. Здравоохранение, как один из важнейших социальных институтов, содержит социокультурную составляющую. Однако работ, рассматривающих повышение эффективности здравоохранения с социокультурных позиций, предусматривающих системный анализ организационной культуры медицинских учреждений, культуры медицинских работников, пациентов и организаторов здравоохранения, практически нет. Это в значительной степени затрудняет разработку научно обоснованных мероприятий по формированию современных систем повышения качества медицинской помощи. Формирование эффективной политики на федеральном и региональном уровнях требует изучения социокультурного потенциала здравоохранения СПЗ, т.е., тех культурных феноменов, которые входят как неотъемлемая часть в каждый из элементов системы (медицинские организации, их пациентов, население конкретной территории, медицинских работников, медицинские образовательные учреждения, органы управления здравоохранением) и образуют своеобразный социокультурный пласт образцов и норм поведения, ценностей, отношений, с которым приходится сталкиваться в практике здравоохранения, и который накладывает отпечаток на характер и успешность его функционирования. Следует отметить, что методологии системного изучения СПЗ так и не сложилось. СПЗ, по нашему мнению, должен рассматриваться как система взаимосвязанных элементов: 192 1) Культура управления здравоохранением, под которой понимается совокупность фактически сложившихся отношений, норм, ценностей, определяющих деятельность управленческих кадров (на региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях), и их соответствие концептуальным, этическим и правовым положениям общеотраслевой политики. 2) Культура медицинских организаций - это сложный организационный феномен, обеспечивающий формирование, поддержание и развитие морально-нравственных, социокультурных и эстетических норм и положений медицинской организации, а также ее образ в глазах работников и внешнего окружения. 3) Культура медицинских работников (оценивается среди медицинских работников со стажем более 5 лет) - преобладающий среди медицинских работников тип ценностных ориентаций, межличностных отношений и культурных образцов поведения, их соответствие этическим и правовым положениям медицинского сообщества. 4) Культура клиентов медицинских организаций (оценивается для государственных и муниципальных медицинских организаций среди пациентов диспансерной группы, хронических больных, часто обращающихся, медицинского актива; для частных медицинских организаций - среди пациентов, неоднократно обращающихся за помощью в них) - совокупность качественных характеристик пациентов, определяющих их доброжелательное отношение к учреждениям здравоохранения и медицинским работникам, готовность к сотрудничеству и выполнению рекомендаций врачей, соблюдению норм и правил поведения в рамках лечебно-диагностического процесса, желание помогать медицинским работникам в соблюдении и пропаганде медицинских знаний, здорового образа жизни. 5) Культура медицинского образования - совокупность характеристик, определяющих подготовленность медицинских образовательных учреждений к накоплению и созданию традиций и образцов высоконравственного поведения медицинских работников, усвоения студентами и слушателями гуманистических ценностей, развития у них морально-нравственных, социокультурных и эстетических качеств, способности к работе в условиях инновационно ориентированной экономики. Системоассоциированными факторами являются: культура населения территории; культура поставщиков ресурсов; культура информирования о деятельности здравоохранения СМИ; политическая культура обсуждения вопросов здравоохранения; культура медицинских работников на рынке труда. Методология изучения СПЗ включает: 1) Выделение на основе анализа и обобщения опыта, экспертных мнений элементов. 193 2) Разработку методического инструментария оценки каждого из элементов, критериев оценки. 3) Уточнение в ходе пилотажных исследований информационной значимости критериев и параметров оценки. 4) Определение в ходе пилотажных исследований оптимальных значений каждого из элементов. 5) Определение критериев эффективности его реализации. 6) Определение взаимосвязи полноты его реализации с доступностью, качеством и результативностью медицинской помощи. Методология интегральной оценки СПЗ включает количественную оценку каждого компонента по соответствующей методике, которые суммируются в комплексном показателе. Его максимальное значение принимается за 1200 баллов. При оценке более 1150 баллов - высокий потенциал; 900-1150 - пограничное состояние; меньше 900 - низкий потенциал. Далее рассчитывается индекс реализации СПЗ по формуле: KPZ = X KPi f / 1200, где X Pi f - сумма балльных оценок по компонентам. Максимальное значение (1,0) свидетельствует о полной реализации СПЗ. Меньшая величина говорит о проблемах в обеспечении качественной и эффективной работы, требующих принятия управленческих решений. Социокультурный менеджмент в здравоохранении, по нашему мнению, можно определить, как теорию и практику управления культурной составляющей здравоохранения с целью создания социокультурного пространства, благоприятного для здоровьесбережения, социального партнерства, реализации гуманистических и эстетических принципов, инновационного развития, непрерывного улучшения качества медицинской помощи и медицинского сервиса. Принципы социокультурного менеджмента в здравоохранении должны включать: а) общеуправленческие (по Анри Файолю); б) специфические (гуманистическая направленность и социальная ориентированность; уважение к достоинству человека; приоритет универсальной ценности «здоровье»; учет культурных особенностей и интересов людей; инновационность; накопление, обобщение, анализ и использование позитивного опыта и традиций предыдущих поколений). Эффективность социокультурной подсистемы здравоохранения можно оценит по следующим критериям: А) на региональном уровне: воспроизведение лучших социокультурных образцов и медицинских традиций; сопоставимость с общенациональными и отраслевыми ценностями и образцами деятельности; ориентация на сохранение и укрепление здоровья; приращение СПЗ; 194 повышение качества медицинской помощи; удовлетворенность пациентов состоянием здравоохранения и качеством оказываемой им помощи; Б) на организационном уровне: благоприятный социальнопсихологический климат; повышение корпоративной культуры, реализация резерва ее оптимизации; расширение зоны устойчивого развития. Предложенная методология социокультурного менеджмента в здравоохранении позволяет отслеживать СПЗ, своевременно выявлять неблагоприятные тенденции и вмешиваться в их развитие. Это акцентирует внимание на культуре здравоохранения, позволяет своевременно вносить коррективы в политику здравоохранения. Литература

About the authors

D. L Mushnikov


A. V Swetchina


References

  1. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент - М.: ИНФРА-М., 2007. - 256 с.
  2. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Этические и деонтологические проблемы российского здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 3. - С. 3-6.
  3. Медик В.А. Роль здравоохранения в реализации концепции демографической политики на региональном уровне // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 6. - С. 8-11
  4. Михайлова Ю.В., Матинян Н.С. Реформирование системы здравоохранения России в условиях глобализации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 3. - С. 1821.
  5. Решетников А.В. Социология медицины. - М.: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2006. - 256 с.
  6. Серегина И.Ф., Линдебратен А.Л., Гришина Н.К. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 5. - С. 3-6.
  7. Сибурина Т.А. Гармонизация управления - необходимое условие развития здравоохранения / Сборник научных трудов ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. - М., 2007. - С. 284-290.
  8. Щепин В.О., Пояркова Е.С. Структурно-функциональные преобразования государственной системы здравоохранения России // Экономика здравоохранения. - 2008. - № 8. С. 6-8.
  9. Щепин О.П., Овчаров В.К. Пути решения проблем здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. - С. 3-6.

Statistics

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 2

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies