Концепция социокультурного менеджмента в здравоохранении

Аннотация


Предложена методология социокультурного менеджмента, позволяющая отслеживать социокультурный потенциал здравоохранения, своевременно выявлять неблагоприятные факторы и вмешиваться в их развитие. Это формирует установку на слежение за состоянием культуры здравоохранения, способствует своевременным коррективам его политики.

Полный текст

Management, health care, organizational culture, staff, patients. Перед менеджментом в здравоохранении встает в настоящее время двуединая задача: с одной стороны, обеспечить устойчивость системы, а с другой - создать условия для перевода ее в качественно новое состояние, т.е. стимулировать развитие [3, 4, 8, 9]. Среди проблем современного российского здравоохранения весомую роль играют вопросы социокультурного порядка. В условиях политической и социально-экономической трансформации российского общества увеличилась частота дефектов качества оказания медицинской помощи, напрямую или косвенно связанных с культурой медицинских работников, культурой медицинских учреждений [1, 2, 5-7]. Культура - это универсальный механизм, который осуществляет всю организацию и самоорганизацию человеческой жизни, упорядочивая ее в пространстве и времени. Здравоохранение, как один из важнейших социальных институтов, содержит социокультурную составляющую. Однако работ, рассматривающих повышение эффективности здравоохранения с социокультурных позиций, предусматривающих системный анализ организационной культуры медицинских учреждений, культуры медицинских работников, пациентов и организаторов здравоохранения, практически нет. Это в значительной степени затрудняет разработку научно обоснованных мероприятий по формированию современных систем повышения качества медицинской помощи. Формирование эффективной политики на федеральном и региональном уровнях требует изучения социокультурного потенциала здравоохранения СПЗ, т.е., тех культурных феноменов, которые входят как неотъемлемая часть в каждый из элементов системы (медицинские организации, их пациентов, население конкретной территории, медицинских работников, медицинские образовательные учреждения, органы управления здравоохранением) и образуют своеобразный социокультурный пласт образцов и норм поведения, ценностей, отношений, с которым приходится сталкиваться в практике здравоохранения, и который накладывает отпечаток на характер и успешность его функционирования. Следует отметить, что методологии системного изучения СПЗ так и не сложилось. СПЗ, по нашему мнению, должен рассматриваться как система взаимосвязанных элементов: 192 1) Культура управления здравоохранением, под которой понимается совокупность фактически сложившихся отношений, норм, ценностей, определяющих деятельность управленческих кадров (на региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях), и их соответствие концептуальным, этическим и правовым положениям общеотраслевой политики. 2) Культура медицинских организаций - это сложный организационный феномен, обеспечивающий формирование, поддержание и развитие морально-нравственных, социокультурных и эстетических норм и положений медицинской организации, а также ее образ в глазах работников и внешнего окружения. 3) Культура медицинских работников (оценивается среди медицинских работников со стажем более 5 лет) - преобладающий среди медицинских работников тип ценностных ориентаций, межличностных отношений и культурных образцов поведения, их соответствие этическим и правовым положениям медицинского сообщества. 4) Культура клиентов медицинских организаций (оценивается для государственных и муниципальных медицинских организаций среди пациентов диспансерной группы, хронических больных, часто обращающихся, медицинского актива; для частных медицинских организаций - среди пациентов, неоднократно обращающихся за помощью в них) - совокупность качественных характеристик пациентов, определяющих их доброжелательное отношение к учреждениям здравоохранения и медицинским работникам, готовность к сотрудничеству и выполнению рекомендаций врачей, соблюдению норм и правил поведения в рамках лечебно-диагностического процесса, желание помогать медицинским работникам в соблюдении и пропаганде медицинских знаний, здорового образа жизни. 5) Культура медицинского образования - совокупность характеристик, определяющих подготовленность медицинских образовательных учреждений к накоплению и созданию традиций и образцов высоконравственного поведения медицинских работников, усвоения студентами и слушателями гуманистических ценностей, развития у них морально-нравственных, социокультурных и эстетических качеств, способности к работе в условиях инновационно ориентированной экономики. Системоассоциированными факторами являются: культура населения территории; культура поставщиков ресурсов; культура информирования о деятельности здравоохранения СМИ; политическая культура обсуждения вопросов здравоохранения; культура медицинских работников на рынке труда. Методология изучения СПЗ включает: 1) Выделение на основе анализа и обобщения опыта, экспертных мнений элементов. 193 2) Разработку методического инструментария оценки каждого из элементов, критериев оценки. 3) Уточнение в ходе пилотажных исследований информационной значимости критериев и параметров оценки. 4) Определение в ходе пилотажных исследований оптимальных значений каждого из элементов. 5) Определение критериев эффективности его реализации. 6) Определение взаимосвязи полноты его реализации с доступностью, качеством и результативностью медицинской помощи. Методология интегральной оценки СПЗ включает количественную оценку каждого компонента по соответствующей методике, которые суммируются в комплексном показателе. Его максимальное значение принимается за 1200 баллов. При оценке более 1150 баллов - высокий потенциал; 900-1150 - пограничное состояние; меньше 900 - низкий потенциал. Далее рассчитывается индекс реализации СПЗ по формуле: KPZ = X KPi f / 1200, где X Pi f - сумма балльных оценок по компонентам. Максимальное значение (1,0) свидетельствует о полной реализации СПЗ. Меньшая величина говорит о проблемах в обеспечении качественной и эффективной работы, требующих принятия управленческих решений. Социокультурный менеджмент в здравоохранении, по нашему мнению, можно определить, как теорию и практику управления культурной составляющей здравоохранения с целью создания социокультурного пространства, благоприятного для здоровьесбережения, социального партнерства, реализации гуманистических и эстетических принципов, инновационного развития, непрерывного улучшения качества медицинской помощи и медицинского сервиса. Принципы социокультурного менеджмента в здравоохранении должны включать: а) общеуправленческие (по Анри Файолю); б) специфические (гуманистическая направленность и социальная ориентированность; уважение к достоинству человека; приоритет универсальной ценности «здоровье»; учет культурных особенностей и интересов людей; инновационность; накопление, обобщение, анализ и использование позитивного опыта и традиций предыдущих поколений). Эффективность социокультурной подсистемы здравоохранения можно оценит по следующим критериям: А) на региональном уровне: воспроизведение лучших социокультурных образцов и медицинских традиций; сопоставимость с общенациональными и отраслевыми ценностями и образцами деятельности; ориентация на сохранение и укрепление здоровья; приращение СПЗ; 194 повышение качества медицинской помощи; удовлетворенность пациентов состоянием здравоохранения и качеством оказываемой им помощи; Б) на организационном уровне: благоприятный социальнопсихологический климат; повышение корпоративной культуры, реализация резерва ее оптимизации; расширение зоны устойчивого развития. Предложенная методология социокультурного менеджмента в здравоохранении позволяет отслеживать СПЗ, своевременно выявлять неблагоприятные тенденции и вмешиваться в их развитие. Это акцентирует внимание на культуре здравоохранения, позволяет своевременно вносить коррективы в политику здравоохранения. Литература

Об авторах

Дмитрий Львович Мушников

Институт актуальных исследований и технологий

г. Иваново
генеральный директор

Анна Вячеславовна Свечина

Институт актуальных исследований и технологий

г. Иваново
н.с.

Список литературы

  1. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент - М.: ИНФРА-М., 2007. - 256 с.
  2. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Этические и деонтологические проблемы российского здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 3. - С. 3-6.
  3. Медик В.А. Роль здравоохранения в реализации концепции демографической политики на региональном уровне // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 6. - С. 8-11
  4. Михайлова Ю.В., Матинян Н.С. Реформирование системы здравоохранения России в условиях глобализации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 3. - С. 1821.
  5. Решетников А.В. Социология медицины. - М.: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2006. - 256 с.
  6. Серегина И.Ф., Линдебратен А.Л., Гришина Н.К. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - № 5. - С. 3-6.
  7. Сибурина Т.А. Гармонизация управления - необходимое условие развития здравоохранения / Сборник научных трудов ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. - М., 2007. - С. 284-290.
  8. Щепин В.О., Пояркова Е.С. Структурно-функциональные преобразования государственной системы здравоохранения России // Экономика здравоохранения. - 2008. - № 8. С. 6-8.
  9. Щепин О.П., Овчаров В.К. Пути решения проблем здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2006. - № 1. - С. 3-6.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 4

PDF (Russian) - 4

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах