Правовые риски в деятельности ведомственной поликлиники
- Авторы: Согияйнен А.А.1
- Учреждения:
- Главный военно-клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко, филиал
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 264-267
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1745
- Цитировать
Аннотация
Статья посвящена правовым рискам при оказании медицинских услуг. Рассматривается соблюдение прав пациентов в военно-лечебных учреждениях, современное законодательство, регулирующее отношения между медицинской организацией и пациентом. Анализируется судебная практика и привлечение исполнителя к ответственности за неоказание (ненадлежащее оказание) медицинской услуги. Даются рекомендации по минимизации рисков судебных споров.
Полный текст
Health care quality, medical srvice, patient’s rights. В настоящее время идёт системная модернизация российского здравоохранения. Законодательная база, регулирующая оказание медицинских услуг, постоянно меняется, а это требует пристального внимания к развитию и совершенствованию организационнометодических подходов в юридическом сопровождении. Единой базы судебных решений, связанных с деятельностью лечебнопрофилактических учреждений, не существует. Зачастую медицинские организации учатся только на своих ошибках и не придают особого значения работе по профилактике возможных правовых рисков своей деятельности [1]. Многие военно-лечебные учреждения (ВЛУ) оказывают медицинскую помощь, как бесплатно (в соответствии с законом о статусе военнослужащих, приказами и директивами Министерства обороны РФ, Главного военно-медицинского управления), так и в рамках системы обязательного и добровольного медицинского страхования и на возмездной основе. Существуют разные точки зрения на применение за- 264 конодательства о защите прав потребителей к отношениям, которые возникают при получении пациентами ВЛУ бесплатных медицинских услуг. С одной стороны, пациент, имеющий право на бесплатную медицинскую помощь, и ВЛУ не заключают договор о возмездном оказании медицинских услуг, но с другой - данные услуги оплачиваются, в конечном итоге, за счёт фонда ОМС, работодателя или Министерства обороны [2]. В постановлении пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 августа 2012 г. закрепляется, что права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Таким образом, требования могут быть предъявлены к исполнителю данных услуг, т.е. ВЛУ, а к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, изначально применяется законодательство о защите прав потребителей. Т.е., права пациента при получении платной и бесплатной медицинской помощи, в настоящее время защищены в равной степени. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают между потребителями (пациентами) с одной стороны и исполнителями при оказании медицинских услуг. Устанавливаются права потребителей на приобретение медицинских услуг, которые безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, имеющих надлежащее качество, а также право пациента на получение полной информации о данных услугах и их исполнителях. Гарантируется государственная защита интересов получателей медицинской услуги и определяется механизм реализации этих прав. Ст. 4 гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При оказании медицинских услуг необходимо соблюдать требования, которые предъявляются действующим законодательством (в рамках федеральных законов от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения от 15 июля 2016 г. № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и др.). Помимо административного наказания, за снижение качества медицинской помощи в медицинских организациях, фонд ОМС по итогам медикоэкономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи может применять финансовые санкции при условии оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по системе ОМС. В ст. 7 закрепляется право потребителя на безопасность медицинской 265 услуги для его жизни (здоровья) и окружающей среды. Требования к обеспечению безопасности устанавливаются постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», от 11 января 2011 г. № 1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» и др. Соответствие медицинских услуг указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается оказание услуги без лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, получения сертификатов на медицинские препараты и изделия медицинского назначения. В соответствии с ч. 7 ст. 84 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст. 39.1 закона РФ «О защите прав потребителей» постановлением правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 были утверждены «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Они дополнили и расширили требования к ЛПУ любой формы собственности. При оказании платных медицинских услуг обязательно должна предоставляться информация о возможности их получения без взимания платы в рамках программы государственных гарантий (ПГГ). Определены условия, при которых организации, участвующие в оказании медицинской помощи по ПГГ, имеют право оказывать платные медицинские услуги, порядок ценообразования, требования к соблюдению порядков (стандартов) оказания медицинской помощи, которые разработаны Министерством здравоохранения РФ, а также к информации об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах, порядку заключения договора и оплате медицинских услуг, порядку предоставления платных медицинских услуг. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств ЛПУ несёт полную ответственность. А вред, причинённый жизни и/или здоровью, подлежит возмещению исполнителем. Чаще всего ЛПУ привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2, 14.1, 14.8, 19.20 КоАП РФ, что является результатом незнания или игнорирования их руководителями требований нормативных документов. Среди изученных дел большую часть составили иски граждан о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда преимущественно к муниципальным учреждениям здравоохранения или негосударственным ЛПУ. 266 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей предусматривает помимо возмещения убытков и компенсации морального вреда уплату неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя. В соответствии с п. 5 ст. 28 закона о защите прав потребителей, за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает ему неустойку (3% цены выполнения работы за каждый день просрочки, но не больше цены медицинской услуги). В п. 6 ст. 13 предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В современном мире всё чаще встречается «потребительский терроризм», когда пациент путем угроз или жалоб пытается неправомерно получить материальную компенсацию или скидку на оказанные услуги. Единственный способ его профилактики и противодействия ему со стороны медицинских учреждений заключается в обеспечении идеальной юридической «чистоты» в отношениях с пациентом. Это и качественно подготовленный договор с пациентом, и своевременные, аргументированные письменные ответы на его жалобы и претензии, а также подписание с пациентом актов выполненных работ. Стоит отметить, что причинение тяжкого вреда или смерти по неосторожности при оказании медицинской услуги подлежит уголовному преследованию. Выводы: 1. Оказание медицинских услуг имеет ряд важных особенностей, к которым относятся: значительное воздействие на здоровье пациента, правомерный и обоснованный риск причинения вреда жизни и здоровью, сложность определения качества и результата. Эта специфика определяет и особое правовое положение сторон. 2. Медицинская организация или должностные лица могут привлекаться к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за нарушения при оказании медицинских услуг и/или причинении вреда жизни (здоровью) пациента. 3. При рассмотрении досудебных претензий или жалоб пациентов к ЛПУ необходимо помнить, что в случае судебного решения в пользу потребителя медицинская организация помимо компенсации причинённого вреда жизни (здоровью) пациенту, будет вынуждена компенсировать судебные издержки, моральный вред, неустойку за несоблюдение отдельных требований потребителя, а также штраф в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. 4. Профилактика судебных исков к медицинским учреждениям заключается в обеспечении идеальной юридической «чистоты» в отношениях с пациентом. 267Об авторах
Александр Алексеевич Согияйнен
Главный военно-клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко, филиал
Email: sogalex@ya.ru
г. Королев
к.м.н., зав. поликлиникой
Список литературы
- Гландин С.В. Анализ современной судебной практики по делам в отношении частных клиник: практический подход в свете выявления правовых рисков // Медицинское право. - 2013. - № 6.
- Козьминых Е.А. «Бесплатные» медицинские услуги как форма возмездных отношений // Российская юстиция. - 2002. - № 12. - С. 27-28.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 17
PDF (Russian) - 16