Информационно-образовательные потребности врачей как основание для их обучения по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи
- Авторы: Тимошилов В.И.1, Сидоров Г.А.1, Грудинина А.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 283-288
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1750
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Prevention, young people, educational requests, postgraduate education, continuous medical education. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, к социально значимым болезням отнесены сердечнососудистые заболевания, новообразования, сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передаваемые половым путем, (ИППП), вирусные гепатиты, а также ряд иных инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики [2]. Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации [1]. Возрастная специфика распространенности как самих заболеваний, так и их факторов риска позволяет рассматривать наркологические расстройства, туберкулез, ВИЧ-инфекцию, ИППП, вирусные гепатиты как особую группу нозологий - социально обусловленные заболевания среди молодежи [6, 7]. Утвержденный на федеральном уровне порядок профилактики хронических неинфекционных заболеваний отводит медицинским работникам центральную роль как в осуществлении, так и в координации социальных, медицинских и информационно-образовательных мер предупреждения социально значимых заболеваний, а также предусматривает тематическое обучение специалистов вопросам профилактики социально значимых заболеваний [3], что и определило актуальность цели исследования по изучению информационнообразовательных потребностей врачей в вопросах организации профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи. В ранее проведенных исследованиях установлено, что недостаточный уровень подготовки кадров является актуальной проблемой, снижающей качество профилактической работы [4-7]. По результатам опроса репрезентативной выборки из 212 врачей первичного звена, организаторов здравоохранения, врачей центров и кабинетов медицинской профилактики, а также медицинских психологов, в тех или иных образовательных проектах участвовали 52,8% респондентов. Наиболее популярной формой обучения является включение соответствующих тем в программы циклов повышения квалификации врачей по основной специальности: на проведение таких занятий в цикле, пройденном в последние 5 лет, указали 39,6% респондентов. Вторым по популярности вариантом оказались мероприятия в рамках конференций и конгрессов, однодневные тематические семи 284 нары и мастер-классы (13,2%). На отдельных тематических циклах не обучался никто. Согласно средневзвешенным оценкам прошедших обучение, наиболее информативным в настоящее время является изучение вопросов эпидемиологии, факторов риска и профилактики ВИЧ и туберкулеза (табл. 1). Далее в порядке убывания следуют предупреждение распространения вирусных гепатитов, а также общие данные о демографической ситуации и состоянии здоровья населения России. Еще ниже средневзвешенные оценки материалов по вопросам профилактики ИППП, данных о состоянии здоровья детей и молодежи как отдельных социальных групп, антинаркотической политики, а наиболее низка удовлетворенность изучением мер по повышению медицинской активности молодежи. Обращает на себя внимание разнообразие оценок по всем позициям (Cv>20%), их распределение не является нормальным. В связи с этим как основание для ранжирования может использоваться мода. В число разделов с наиболее высокой степенью удовлетворенности попадают вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов и туберкулеза, средние позиции занимают вопросы демографии, а замыкают рейтинг предупреждение половых инфекций, наркотизация и приемы повышения медицинской активности молодежи. Таблица 1 Удовлетворенность врачей информационной насыщенностью занятий по профилактике социально обусловленных заболеваний среди молодежи Виды информации Средневзвешенная оценка, p<0,05 Коэффициент вариации Cv, % Мода Эпидемиология, факторы риска и профилактика ВИЧ 8,1±0,3 22,6 9 Эпидемиология, факторы риска и профилактика туберкулеза 8,1±0,3 22,1 8 Эпидемиология, факторы риска и профилактика вирусных гепатитов 7,6±0,3 23,1 8 Демография и здоровье населения 7,5±0,2 19,7 7 Эпидемиология, факторы риска и профилактика ИППП 6,6±0,4 33,9 6 Состояние здоровья детей и молодежи 6,5±0,4 31,4 7 Эпидемиология, факторы риска и профилактика наркологических расстройств 6,0±0,4 38,9 6 Вопросы повышения медицинской активности молодежи 5,3±0,4 44,6 5 Высокая степень согласованности между полученными рядами (коэффициент ранговой корреляции rs=0,92, p<0,05) позволяет наиболее качественным считать изучение вопросов профилактики ВИЧ, тубер- 285 кулеза и гепатитов, а проблемным - обучение врачей методам повышения медицинской активности молодежи. Средневзвешеная оценка удовлетворенности врачей формами организации учебного процесса составила 7,7±0,3 балла (Cv=24,5%, высокая степень разнообразия), а наибольшее число ответов соответствует уровню удовлетворенности выше среднего. Средневзвешенная оценка врачами уровня востребованности полученных знаний в практической деятельности составила 7,8±0,3 балла (Cv=23,7%, высокая степень разнообразия), преобладающими позициями оказались оценки выше среднего. Высокое разнообразие оценок может рассматриваться и как показатель неоднозначности эффекта, и как результат различного содержания образовательных проектов. При этом полученные данные свидетельствуют о низком качестве подготовки врачей по вопросам анти-наркотической политики и мотивационной работы с молодежью. Изучение этих разделов неизбежно включает рассмотрение факторов риска, выступающих как общие предпосылки разных заболеваний, что определяет актуальность реализации комплексной программы тематического повышения квалификации медицинских работников по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи. Заинтересованность в курсах повышения квалификации по вопросам профилактики рассматриваемых нозологий высказывают 94,8%. При этом реализуемые образовательные проекты не снижают, а даже в некоторой степени повышают интерес врачей к дальнейшему регулярному и более глубокому изучению данной тематики. Разделы профилактики наркологических расстройств, предлагаемые к изучению, были проранжированы как на основании средневзвешенной оценки востребованности по 10-балльной шкале, так и на основании моды (табл. 2). Достоверная сильная ранговая корреляция Спирмена двух ранжированных рядов (rs = 0,88, p<0,05) дает основание разделить все темы по мере их востребованности на 3 группы: 1) Наиболее востребованные вопросы выявления наркологических расстройств, доказательной базы в организации информационнообразовательной работы и сведения о факторах риска наркотизации. 2) Блок тем средней востребованности, куда входят механизмы действия и неблагоприятные последствия употребления ПАВ, эпидемиологические данные, правовые вопросы, межведомственное взаимодействие, государственно-частное партнерство и грантовая политика. 3) Менее востребованные темы зарубежного опыта и международного сотрудничества в сфере антинаркотической политики. 286 Таблица 2 Информационно-образовательные потребности врачей в вопросах профилактики наркологических расстройств Виды информации Средневзвешенная оценка Коэффициент вариации, % Мода Организация санитарно-просветительской работы, выбор мероприятий 8,4±0,2 23,9 9 Признаки употребления ПАВ 8,1±0,2 23,6 10 Диагностика в наркологии 8,0±0,2 22,4 9 Факторы риска наркотизации 7,5±0,2 24,2 8 Механизмы действия и вредные последствия приема различных ПАВ 7,2±0,2 23,3 7 Государственная поддержка программ профилактики 7,1±0,3 31,5 6 Правовые ограничения в отношении больных 7,1±0,2 24,9 7 Реабилитация 7,1±0,2 25,8 7 Законодательство и государственные программы профилактики 6,9±0,3 32,8 7 Эпидемиология наркологических расстройств 6,5±0,2 28,0 6 Критерии качества профилактики, отчетность и контроль 6,4±0,3 34,3 7 Зарубежный опыт, законодательство и программы 5,1±0,3 46,2 3 Международное сотрудничество 5,0±0,3 41,4 5 Аналогичным образом проранжированы и потребности врачей в вопросах профилактики социально обусловленных инфекций (табл. 3). Степень связи высока и здесь (rs = 0,86, p<0,05). Востребованность групп тем группируется следующим образом: 1) Наиболее востребованная информация по вопросам специфической вакцинопрофилактики, научно обоснованным подходам к санитарному просвещению, принципам организации обследований и методике ранней диагностики. 2) Информация средней востребованности об эпидемиологии, патогенезе, негативных медицинских, социальных, правовых последствиях заболеваний и их преодолении, государственной политике в сфере профилактики. 3) Мало востребованная информация о зарубежном опыте и международном сотрудничестве. Значительный интерес также представляет сопоставление (с использованием критерия X2) ответов на вопросы о востребованности различных видов информации специалистами, не проходившими тематического обучения по профилактике социально значимых заболеваний, и тех, кто за последние 5 лет участвовал в образовательных проектах соответствующего содержания. Актуальность изучения ни одного из разделов в результате образовательных программ не может считаться снизившейся. Выделяются темы, интерес к которым у ранее обучавшихся возрастает: методы обследований и диагностики, нормативно-правовая база и государственные программы, санитарнопротивоэпидемические требования и надзорная политика, правовые 287 ограничения в отношении больных, патогенез заболеваний, их осложнения и связь с другими медико-социальными проблемами, эпидемиология, а также вопросы международного сотрудничества и зарубежный опыт превентивной деятельности. Таблица 3 Информационно-образовательные потребности врачей в вопросах профилактики социально обусловленных инфекций Виды информации Средневзвешенная оценка Коэффициент вариации, % Мода Характеристики вакцин, их действие и организация прививочной работы 8,3±0,2 21,4 9 Организация информационно-образовательной работы с молодежью 8,1±0,2 22,7 8 Порядок и методы обследований, диагностические методики 8,1±0,2 21,3 8 Пути передачи и факторы риска 7,5±0,3 27,7 8 Реабилитация 7,5±0,2 24,3 7 Ранние признаки заболеваний и симптомы тревоги 7,3±0,3 29,7 8 Нормативные документы и государственные программы 7,1±0,3 26,0 7 Официальные критерии качества профилактики, отчетность и контроль 7,0±0,2 24,6 7 Санитарно-противоэпидемические требования, надзорная политика 7,0±0,2 26,5 7 Правовые ограничения в отношении больных 6,9±0,2 28,1 6 Патогенез и осложнения 6,8±0,2 27,7 7 Эпидемиология 6,5±0,3 30,3 7 Государственная поддержка программ профилактики 6,5±0,3 29,3 7 Зарубежный опыт 5,5±0,4 46,8 5 Международное сотрудничество 5,4±0,4 49,5 4 В той или иной форме внедрения дистанционных образовательных технологий заинтересованы 88,7% специалистов, но более половины (60,8%) опрошенных выступают за сочетание аудиторных занятий и удаленного доступа к электронным образовательным ресурсам. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о высокой актуальности междисциплинарного обучения врачей на цикле повышения квалификации по вопросам профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи, где медико-социальные проблемы рассматриваются в комплексе. Высокая степень разнообразия информационно-образовательных потребностей определяет необходимость вариативного подхода, индивидуализации обучения, что может быть достигнуто за счет сочетания аудиторных занятий и дистанционного доступа к электронным образовательным ресурсам, содержание которых заведомо избыточно и допускает работу с материалом по индивидуальному выбору. 288 ЛитератураОб авторах
Владимир Игоревич Тимошилов
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Геннадий Алексеевич Сидоров
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Анастасия Владимировна Грудинина
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
студент.
Список литературы
- Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.
- Перечень социально значимых заболеваний. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.
- Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях. Утв. Приказом Минздрава РФ от 30 сентября 2015 г. № 683н.
- Семенов В.Ю., Скворцова Е.С. Организация профилактической работы в Московской области. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С. 3-7.
- Скворцова Е.С., Абрамова А.Ю. Современные школьники-подростки и употребление алкоголя. Обзор ситуации по данным мониторинга 2010 - 2011 гг. // Наркология. - 2014. - Т. 13. - № 2. - С. 38-41.
- Тимошилов В.И., Сидоров Г.А. Эффективность подготовки медицинских кадров и информационно-образовательные потребности врачей Курской области в вопросах профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2014. - № 3. - С. 83-86.
- Тимошилов В.И., Сидоров Г.А., Агаркова Т.А., Веселова А.М., Штефура Е.А. Качество профилактики социально обусловленных заболеваний среди молодежи в экспертных оценках врачей / Актуальные вопросы медицины в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - СПб.: ИЦРОН, 2015. - С. 108-111.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 7
PDF (Russian) - 9