Взаимодействие НАРКОМЗДРАВА СССР и главного военно-санитарного управления в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг)
- Авторы: Гончарова С.Г.1
- Учреждения:
- ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко
- Выпуск: № 4 (2017)
- Страницы: 28-33
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1784
- Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается работа гражданских органов здравоохранения в союзе с военно-медицинской службой на освобождаемых от фашистских оккупантов территориях СССР во время Великой Отечественной войны.
Полный текст
Вопросы взаимодействия Наркомздрава СССР и его органов на местах с Главным военно-санитарным управлением Красной Армии (ГВСУ) в годы Великой Отечественной войны не были предметом 28 специального изучения исследователей, хотя в историко-медицинской литературе можно встретить отдельные факты их совместной работы.(Митерев Г.А.,1975; Смирнов Е.И.,1979; Кузьмин М.К.1979;). Как свидетельствуют материалы исследования работа гражданских органов здравоохранения в союзе с военно-медицинской службой по ряду направлений, в частности, в области организации лечения раненых и по ликвидации эпидемических очагов на освобожденных территориях была довольно успешной. 22 июня немецко-фашистские войска вероломно напали на нашу страну. Война внесла коррективы в работу Наркомздрава СССР и Главного военного управления Красной Армии (ГВСУ). В соответствии с директивами Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г об организации всесторонней помощи действующей армии в проведении мобилизации запасных, снабжении армии всем необходимым, обеспечении быстрого продвижения транспортов с войсками и военными грузами, организации госпиталей для раненых [5, С.39]. 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет обороны (ГКО), который сосредоточил в своих руках единое руководство страной, направленное на организацию разгрома врага. В первый период войны в боях с превосходящими силами противника Красная армия вынуждена была отступать. К 1 июля 1941 г. на Западном, а также на Юго-Западном фронтах сохранилось только 15 % медицинских учреждений [2,С.19]. Лишь незначительная часть их была переведена в тыл, остальные были уничтожены пожарами и бомбардировками противника. В июле 1941 г. началось дополнительное формирование эвакогоспиталей на 750.000 коек. Это составляло примерно 1 600 госпиталей [4, С.132]. В условиях отступления Красной Армии нельзя было провести четкой линии разграничения между фронтом и тылом. Так, раненые в Смоленском сражении, в битве за Москву, Ленинград и других крупных городов поступали прямо из медсанбатов городским транспортом в больницы и клиники, превращенные в эвакуационные госпитали. Только в Москве по линии Нарком-здрава СССР было развернуто 17380 коек[4, С.271]. 29 В начале войны многие проблемы приходилось решать в оперативном порядке лично руководителям: наркому здравоохранения СССР Г.А. Митереву с начальником ГВСУ Е.И. Смирновым. На очередной встрече они договорились о разграничении компетенции между своими ведомствами, которая была закреплена в постановлении ГКО в начале октября 1941 г. о дальнейшем усилении медицинской помощи раненым. Все эвакуационные госпитали, сформированные в военное время и расположенные в тыловых районах страны, передавались в ведение НКЗ СССР. Военным советам фронтов областные и краевые здравотделы передавали эвакогоспитали, находящиеся во фронтовых и армейких районах. Эвакуационные пункты оставались в руках ГВСУ Красной Армии. Распределительные и местные эвакопункты Наркомата обороны информировали органы здравоохранения о времени прибытия санитарных поездов с ранеными. Таким образом, сохранялась, хотя и в незначительной степени, двойственность подчинения, что иногда сказывалось на вмешательстве отдельных начальников эвакопунктов, находившихся в подчинении ГВМУ, во внутренние дела тыловых эвакуационных госпиталей [3,С.120-121]. При Наркомздраве СССР (10 октября 1941 г.) было организовано Главное управление эвакогоспиталей во главе с заместителем наркома военным врачом С.И.Миловидовым. Главным хирургом Управления был назначен крупный ученый-травматолог и организатор здравоохранения, профессор Н.Н. Приоров. В составе Управления были отделы: лечебный и инспектуры. При Главном управлении эвакогоспиталей существовал Госпитальный совет, который регулярно проводил свои пленумы (май и декабрь 1942гг.; октябрь 1943; 1944 г.), решавшие задачи клинической практики и организационные вопросы госпитального дела. На местах в течение войны постоянно собирались научные конференции и семинары для врачей эвакогоспиталей. В марте 1942 г. были утверждены 17 начальников управлений эвакогоспиталей и главных хирургов в наркомздравах союзных республик, а также 58 начальников отделов эвакогоспиталей в автономных республиках, краях и областях [3, C.117] . Благодаря большой работе, по укреплению краевых, областных и районных органов здравоохранения в предвоенные годы удалось 30 наладить обеспечение эвакогоспиталей квалифицированными кадрами, особенно хирургами. К началу Великой Отечественной войны в стране было только 12 560 хирургов[4, С.124]. Причем если учесть, что из них значительная часть была призвана в действующую армию, распределение и правильное использование оперирующих хирургов непризывных возрастов в тылу являлось одним из решающих условий успешного восстановления боеспособности и трудоспособности раненых. Чтобы придать госпиталям некоторое единообразие, Главное управление эвакогоспиталей Наркомздрава СССР разработало типовые штаты для эвакогоспиталей. Должности начальников госпиталей старались замещать врачами с солидным лечебным и административным стажем, вместо, освободив оперирующих хирургов от бюрократической работы. За шесть месяцев 1941 г. Наркомздрав развернул 76 % всех госпиталей, действовавших во время войны. Из них 70 % на территории РСФСР, остальные разместились в Закавказье, Казахстане и республиках Средней Азии [3, С.119]. К началу 1942 года система специализированных эвакогоспиталей приняла законченный вид. Созданы были госпитали для соматических заболеваний, а в начале 1942 года сортировочные и госпитали для выздоравливающих. С августа 1943 г. началась массовая реэвакуация и передача Наркомату обороны эвакогоспиталей на 10 000 коек, которые дислоцировались в пределах Сибирского, Средне-Азиатского, Поволжского и Московского военных округов, а также на территории Закавказского фронта для усиления Госпитальной базы армии и фронта [4, С.179]. Выступая в 1946 г. с докладом перед активом здравоохранения, нарком Г.А.Митерев сказал: 2...цифра 72% возвращенных в строй относится ко всем этапам лечения, включая армейские и фронтовые базы.Госпитали НКЗ...имели иной, более тяжелый состав раненых и больных, а поэтому и более низкий процент возвращенных в строй. За весь период войны...из госпиталей НКЗ возвращено в армию 57,6%, уволено в отпуск 4,4%, уволено в запас и вовсе 36,5% и умерло 1,5% [1, С.34]. 31 Другим важным направлением сотрудничества Наркомздрав и ГВСУ в годы войны было совместное решение задачи обеспечения санитарно-эпидемического благополучия страны. Глобальные войны всегда сопровождаются или эпидемиями, либо значительными вспышками различных эпидемических заболеваний. В декабре 1941г. и в начале 1942 г. при освобождении Московской, Тульской, Калининской и других областей были обнаружены очаги сыпного тифа. Предупредительные меры в освобожденных районах среди войск и гражданского населения проводила армейская противоэпидемическая служба. На территории страны проведением противоэпидемической работы занималось Противоэпидемическое управление Наркомздрава СССР во главе с И.И.Рогозиным. В начале 1942 г. стала увеличиваться общая и эпидемическая заболеваемость в действующей армии. Так, в расчете на 1000 человек личного состава заболеваемость сыпным тифом увеличилась с 0,003 в июне 1941 г. до 0,35 в феврале 1942 г. [4, С.232]. 2 февраля 1942 г ГКО принял постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». Они касались назначения наркома здравоохранения Г.А. Митерева уполномоченным ГКО для координации и по проведению противоэпидемических мероприятий, главным образом, среди гражданского населения. Постановлением предусматривалось создание на местах чрезвычайных полномочных противоэпидемических комиссийЧПК) в составе председателей местных советов, представителей Наркомздрава, Наркомздрава и военных властей гарнизонов, санитарной службы Красной Армии и партийных органов. [4, С.232] Была укреплена и противоэпидемическая служба Красной Армии. Постановлением было предусмотрено сформировать дополнительно противоэпидемические учреждения: 50 санитарно-контрольных пунктов, 24 санитарно-эпидемиологических отряда округов и армий, 2 санитарно-эпидемиологические лаборатории округов и фронтов, 58 инфекционных полевых подвижных госпиталя, а также банные и дезинфекционные отряды (Смирнов Е.И. Война и военная медицина. -М.,1979.-С.234-238). 32 Наркомздрав СССР совместно с Народным комиссариатом обороны была проведена работа по ликвидации очагов сыпного тифа. Так, например, в Белоруссии, где действовали противоэпидемические отряды ВСУ 1 -го Белорусского фронта, 1 -го Прибалтийского и Западного фронтов. Наркомздрав СССР реэвакуировал в Белоруссию тысячу врачей, направил больше ста своих противоэпидемических отряда. В них работали не только врачи, но и студенты старших курсов. В помощь отрядам придали на местах около девяти тысяч общественных санитарных инспекторов [3, С.224-225]. Опыт проведения совместных мероприятий в Белоруссии был также использован при ликвидации тифов и инфекционных заболеваний в других республиках.Об авторах
Светлана Григорьевна Гончарова
ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко
Email: otdelistorii@rambler.ru
старший научный сотрудник
Список литературы
- Кузьмин М.К. Советская медицина в годы Великой Отечественной войны.- М.,1979.-
- Мирский М.Б. Актуальные проблемы истории гражданского здравоохранения в годы ВОВ// Сборник научных трудов из прошлого медицины «Советская медицина и здравоохранение в годы ВОВ. Вып.3. М.,1991 С.19
- Митерев Г.А. В дни мира и войны.- Москва: Медицина, 1975.- 255 с.
- Смирнов Е.И. Война и военная медицина. - М.,1979.- С.524 с.
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т3.-М., 1968.-С.39
Статистика
Просмотры
Аннотация - 22
PDF (Russian) - 12