Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах

  • Авторы: Черкасов С.Н1, Киртадзе И.Д1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени НАСемашко»
  • Выпуск: № 7 (2017)
  • Страницы: 74-78
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1838
  • Цитировать

Аннотация


На основании опроса 967 человек в возрасте 60 лет и старше изучена влияние уровня образования на показатели самооценки здоровья. Показано, что более высокий уровень образования у мужчин и у женщин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни как мужчины, так и женщины. Анализ гендерных особенностей показал, что если в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин.

Полный текст

Образование рассматривается как одна из базовых социальных детерминант здоровья населения [1.2]. По ранее полученным данным, человек, имеющий более высокий уровень 74 образования, меньше болеет и его самооценка здоровья выше, чем у человека имеющий более низкий образовательный уровень [3.4.5]. Это было описано на примере беременных, детей, воспитывающихся в семьях с различным уровнем образования. Механизмы такого взаимовлияния четко не описаны, хотя можно предположить, что уровень образования влияет на поведение, что в конечном итоге посредством более здоровье сохраняющих моделей поведения способствует более высокому уровню здоровья. В настоящем исследовании была предпринята попытка изучить влияние уровня образования на самооценку здоровья человека в возрасте 60 лет и старше. Данные о самооценке здоровья были получены посредством анкетирования 967 человек в возрасте 60 лет и старше, проживающих в мегаполисе (г.Москва). При выполнении анализа общая группа была разделена по возрастнополовому признаку: мужчины и женщины рассматривались отдельно, кроме того были выделены пятилетние возрастные подгруппы: 60-65 лет, 66-70 лет, 71 год и старше. Следовательно, оценка зависимости проводилась в 6 возрастно-половых подгруппах. Согласно данным об уровне образования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее). Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья, согласно данным самооценки. Достоверность отрицания «нулевой» гипотезы принималась на уровне 95%. В результате исследования получены следующие результаты. Среднее значение самооценки здоровья мужчин в возрасте 60-65 лет с высоким уровнем образования составило 4,08±0,06 балла, тогда как у мужчин с более низким уровнем образования - 3,76±0,13 балла (различия достоверны, р<0,05). Следует также отметить более высокий уровень вариации признака «самооценка здоровья» в группе мужчин с более низким образовательным статусом (42% против 20%), что свидетельствует о большем разнообразии оценок здоровья в данной группе. С возрастом средние значения самооценки здоровья снижались. Так, у мужчин в возрасте 66-70 лет с высоким уровнем образования уровень самооценки составил 4,07±0,1 балла, а в подгруппе с более низким уровнем образования 3,68±0,07 балла (различия достоверны, р<0,05). С увеличением возраста обозначенная тенденция продолжается. В возрасте 71 год и старше уровень самооценки существенно снижается у мужчин с более низким уровнем образования до 3,45±0,11 балла, тогда как у мужчин с более высоким уровнем образования падение уровня самооценки намного 75 ниже 4,00±0,1 балла. Выявленные закономерности представлены на рисунке 1. 4.1 4 3,9 3,8 3,7 3,6 3,5 3,4 3,3 3.2 3,1 60-65 66-70 71 и более ■ низкий ■ высокий Рис.1. Возрастная динамика уровня самооценки здоровья у мужчин в зависимости от уровня образования (в баллах). Следует отметить, что динамика снижения уровня самооценки с возрастом может быть моделирована линейной функцией с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (R2= 0.92 для функции описывающей динамику для мужчин с низким уровнем образования и R2=0,84 для функции описывающей динамику для мужчин с высоким уровнем образования). Анализ динамики показал, что коэффициент линейной функции, демонстрирующий снижение самооценки здоровья значительно больше для лиц, имеющих более низкий уровень образования (0,155 против 0,04). Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования снижение показателя самооценки здоровья происходит более медленными темпами. Более того, анализ достоверности различий не позволил выявить разницу между показателями самооценки в возрастных группах 60-65 лет и 71 год и старше, что позволяет сделать вывод о стабильности показателей самооценки здоровья независимо от возраста (возрастная группа 60 лет и старше) для мужчин с высоким уровнем образования (p<0,05). Для мужчин с низким уровнем образования, напротив, выявляется достоверная разница между показателями самооценки здоровья в 76 возрастной группе 60-65 лет и в возрастной группе 71 год и старше (p<0,05). Таким образом, более высокий уровень образования у мужчин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни мужчины. 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0,5 0 60-65 66-70 71 и более ■ низкий ■ высокий Рис.2. Возрастная динамика уровня самооценки здоровья у женщин в зависимости от уровня образования (в баллах). У женщин в возрасте 60-65 лет различий в уровне самооценки здоровья не выявлено. Так, женщины с низким уровнем образования оценили свое здоровье на 4,1±0,09 балла, тогда как в подгруппе с высоким уровнем образования значение самооценки составило 4,09±0,1 балла (различия недостоверны, p>0,05). В более старших возрастных группах у женщин достоверность различий между показателями самооценки не выявлялась. В возрастной группе 66-70 лет показатели самооценки были только незначительно выше (3,54±0,1 балла против 3,47±0,11 балла), также как и в возрастной группе 71 год и старше (3,52±0,11 балла против 3,22±0,09 балла). Возрастная динамика представлена на рисунке 2. Несмотря на отсутствие достоверных различий математическое моделирование динамики позволило описать наблюдаемые изменения линейными функциями с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (R2= 0.93 для функции описывающей динамику для женщин с низким уровнем образования и 77 R2=0,77 для функции описывающей динамику для женщин с высоким уровнем образования). Также как и у мужчин, для женщин с высоким уровнем образования был характерен более низкий темп снижения показателей самооценки здоровья, чем у женщин с низким уровнем образования (линейные коэффициенты 0,285 против 0,44). Таким образом, более высокий уровень образования у женщин, также как и у мужчин, не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни женщины. Анализ гендерных особенностей показал, что в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин. Особенно большая разница наблюдалась в подгруппе женщин с высоким уровнем образования. Таким образом, уровень образования можно рассматривать как социальную детерминанту здоровья, имеющую более высокую значимость у мужчин. Уровень образования не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и уменьшает темп снижения показателя с увеличением возраста.

Об авторах

С. Н Черкасов

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени НАСемашко»

Москва, Россия

И. Д Киртадзе

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени НАСемашко»

Москва, Россия

Список литературы

  1. Бойко Ю.П., Добридень О.В., Бойко А.Ю. Образ жизни и здоровье пожилых людей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 6. С. 18-19.
  2. Арстангалиева З.Ж. Детерминанты здорового образа жизни людей пожилого возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 11. С. 1309.
  3. Черкасов С.Н., Курносиков М.С. Влияние медико-социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2015. № 3. С. 66-70.
  4. Черкасов С.Н., Камаев Ю.О., Черкасова С.В. Анализ заболеваемости детей первого года жизни в Российской Федерации // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 198-200.
  5. Черкасова С.В., Камаев Ю.О., Черкасов С.Н. Факторы риска, определяющие состояние здоровья недоношенных новорожденных в течение первых трех лет жизни // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 201-204.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 24

PDF (Russian) - 11

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах