Работа Наркомздрава РСФСР по медикосанитарному обслуживанию железнодорожного транспорта
- Авторы: Егорышева И.В.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко
- Выпуск: № s (2017)
- Страницы: 53-55
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1860
- Цитировать
Аннотация
Организация медико-санитарного обеспечения в СССР на железнодорожном и водном транспорте до 1931 г. находилось в ведении Наркомздрава РСФСР. Важной задачей медико-санитарной службы в эти годы являлось предотвращение распространения инфекционных заболеваний, медицинское обеспечение работников транспорта, доставки рабочих к строительным объектам.
Полный текст
People’s Commissariat of the RSFSR, health, transport, the fight against epidemics. В дореволюционной России оказание лечебной помощи работникам транспорта ограничивалось в основном рамками амбулаторной помощи. В 1913 г. на всех казенных дорогах России протяженностью 58 500 км имелось 143 больницами на 5729 коек, 580 амбулаторий, 1095 фельдшерских приемных покоев и 491 акушерских пунктов. В военные годы, а также в связи с массовым переселением крестьян в Сибирь государственные и общественные организации организовывали на железнодорожных и водных путях сообщения дезинфекционные пункты. После Октябрьской революции распыленное более чем по 20 ведомствам здравоохранение было объединено под началом Наркомздрава РСФСР. Созданный в ноябре 1917 г. медицинский отдел Народного комиссариата путей сообщения вошел в состав НКЗ РСФСР, при котором был создан специальный отдел путей сообщения. Важной задачей, вставшей перед медицинской службой транспорта, стала борьба с эпидемиями, для чего были созданы многочисленные изоляционно-пропускные пункты, дезинфекционные отряды. Только в течение 1920 г. ими было проверено свыше 21 тысячи железнодорожных составов. Санитарной обработке подверглись более полумиллиона человек, было госпитализировано 67 тысяч заболевших пассажиров. Работа транспортников нередко была связана с пребыванием в заболоченных местах (ремонт путей, охрана мостов и т. п.), что становилось причиной массовых заболеваний малярией. Так, в 1923 г. заболеваемость малярией среди транспортников достигала 190 на тысячу населения. НКЗ РСФСР организовал 30 подвижных малярийных станций, проводилась профилактическая хинизация. В 1925 г. была создана научно-исследовательская лаборатория для изучения профзаболеваний на железнодорожном транспорте. 54 Для работников транспорта формировались противотуберкулезные, кожно-венерологические, противомалярийные учреждения. К началу первой пятилетки на транспорте было 773 врачебных участка, на которых работало 4020 врачей и 659 врачей- стоматологов. Было создано 80 женских и детских консультаций. В 1927 г. количество коек на транспорте достигло 11 922. К этому времени на транспорте работало 195 санитарных врачей, 118 дезинфекционных отрядов, 45 санитарно-гигиенических лабораторий. С переходом страны на форсированное развитие индустриализации перед железнодорожным транспортом возникла задача обеспечить доставку рабочих на строительство промышленных объектов. В связи с этим НКЗ РСФСР должен был организовать медико-санитарное обеспечение пассажиров и работников транспорта, предотвращать распространение эпидемий. На водном транспорте руководство сетью лечебно-профилактических и санитарных учреждений осуществлялась Лечебно-санитарным управлением водного транспорта при НКЗ РСФСР. Начало этой работы осложнилось гражданской войной и эпидемиями. Только за навигацию 1921 г. с судов и пристаней было снято свыше 3 тысяч заболевших холерой. На водном транспорте было организовано свыше 70 временных инфекционных больниц на 3 тысячи коек. К 1922 г. на водных путях были ликвидированы холера, оспа, чума. Снизилась заболеваемость другими инфекционными заболеваниями. После окончания гражданской войны появилась возможность перейти к системной организации медико-санитарного обеспечения на речном и морском транспорте. Соответственно административному делению водного транспорта в 1926 г. было организовано 107 санитарных районов, в которых создавались амбулатории, приемные покои, санитарные службы. На крупных пристанях были организованы специальные наблюдательные пункты с дезинфекционным оборудованием, бани. Началось формирование специализированных учреждений. Появились детские консультации для детей сотрудников водного транспорта. В 1931 г. руководство здравоохранением на транспорте было передано Народному комиссариату путей сообщения, в котором было образовано врачебно-санитарное управление. ЛитератураОб авторах
Ирина Валентиновна Егорышева
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко
Email: egorysheva@rambler.ru
к.и.н., вед. научн. сотрудник
Список литературы
- Двадцать пять лет советского здравоохранения (1918-1943): Сб. ст. - М., 1944. - С. 262-270.
- Десять лет советской медицины. - М. 1927. - С. 56-60.
- Положения, циркуляры и инструкции Народного комиссариата здравоохранения. - М., 1921. - С.314-328.
- Пять лет советской медицины.1918-1923. - М., 1924. - С. 210-212.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 17
PDF (Russian) - 8