THE WORK OF THE PEOPLE’S COMMISSARIAT OF THE RSFSR ON HEALTH CARE OF RAILWAY TRANSPORT

Abstract


Organization of medical care in the USSR on rail and water transport to 1931, was under the jurisdiction of the people’s Commissariat of the RSFSR. An important task of health services in these years was to prevent the spread of communicable diseases, health security of the transport workers, transporting workers to construction sites.

Full Text

People’s Commissariat of the RSFSR, health, transport, the fight against epidemics. В дореволюционной России оказание лечебной помощи работникам транспорта ограничивалось в основном рамками амбулаторной помощи. В 1913 г. на всех казенных дорогах России протяженностью 58 500 км имелось 143 больницами на 5729 коек, 580 амбулаторий, 1095 фельдшерских приемных покоев и 491 акушерских пунктов. В военные годы, а также в связи с массовым переселением крестьян в Сибирь государственные и общественные организации организовывали на железнодорожных и водных путях сообщения дезинфекционные пункты. После Октябрьской революции распыленное более чем по 20 ведомствам здравоохранение было объединено под началом Наркомздрава РСФСР. Созданный в ноябре 1917 г. медицинский отдел Народного комиссариата путей сообщения вошел в состав НКЗ РСФСР, при котором был создан специальный отдел путей сообщения. Важной задачей, вставшей перед медицинской службой транспорта, стала борьба с эпидемиями, для чего были созданы многочисленные изоляционно-пропускные пункты, дезинфекционные отряды. Только в течение 1920 г. ими было проверено свыше 21 тысячи железнодорожных составов. Санитарной обработке подверглись более полумиллиона человек, было госпитализировано 67 тысяч заболевших пассажиров. Работа транспортников нередко была связана с пребыванием в заболоченных местах (ремонт путей, охрана мостов и т. п.), что становилось причиной массовых заболеваний малярией. Так, в 1923 г. заболеваемость малярией среди транспортников достигала 190 на тысячу населения. НКЗ РСФСР организовал 30 подвижных малярийных станций, проводилась профилактическая хинизация. В 1925 г. была создана научно-исследовательская лаборатория для изучения профзаболеваний на железнодорожном транспорте. 54 Для работников транспорта формировались противотуберкулезные, кожно-венерологические, противомалярийные учреждения. К началу первой пятилетки на транспорте было 773 врачебных участка, на которых работало 4020 врачей и 659 врачей- стоматологов. Было создано 80 женских и детских консультаций. В 1927 г. количество коек на транспорте достигло 11 922. К этому времени на транспорте работало 195 санитарных врачей, 118 дезинфекционных отрядов, 45 санитарно-гигиенических лабораторий. С переходом страны на форсированное развитие индустриализации перед железнодорожным транспортом возникла задача обеспечить доставку рабочих на строительство промышленных объектов. В связи с этим НКЗ РСФСР должен был организовать медико-санитарное обеспечение пассажиров и работников транспорта, предотвращать распространение эпидемий. На водном транспорте руководство сетью лечебно-профилактических и санитарных учреждений осуществлялась Лечебно-санитарным управлением водного транспорта при НКЗ РСФСР. Начало этой работы осложнилось гражданской войной и эпидемиями. Только за навигацию 1921 г. с судов и пристаней было снято свыше 3 тысяч заболевших холерой. На водном транспорте было организовано свыше 70 временных инфекционных больниц на 3 тысячи коек. К 1922 г. на водных путях были ликвидированы холера, оспа, чума. Снизилась заболеваемость другими инфекционными заболеваниями. После окончания гражданской войны появилась возможность перейти к системной организации медико-санитарного обеспечения на речном и морском транспорте. Соответственно административному делению водного транспорта в 1926 г. было организовано 107 санитарных районов, в которых создавались амбулатории, приемные покои, санитарные службы. На крупных пристанях были организованы специальные наблюдательные пункты с дезинфекционным оборудованием, бани. Началось формирование специализированных учреждений. Появились детские консультации для детей сотрудников водного транспорта. В 1931 г. руководство здравоохранением на транспорте было передано Народному комиссариату путей сообщения, в котором было образовано врачебно-санитарное управление. Литература

About the authors

I. V Egorysheva

Email: egorysheva@rambler.ru

References

  1. Двадцать пять лет советского здравоохранения (1918-1943): Сб. ст. - М., 1944. - С. 262-270.
  2. Десять лет советской медицины. - М. 1927. - С. 56-60.
  3. Положения, циркуляры и инструкции Народного комиссариата здравоохранения. - М., 1921. - С.314-328.
  4. Пять лет советской медицины.1918-1923. - М., 1924. - С. 210-212.

Statistics

Views

Abstract - 17

PDF (Russian) - 8

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies