Отношение к детям в древних цивилизациях

  • Авторы: Микиртичан Г.Л.1, Джарман О.А1
  • Учреждения:
    1. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
  • Выпуск: № s (2017)
  • Страницы: 118-121
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1884
  • Цитировать

Аннотация


Рассматривается отношение к детям, детям-инвалидам и больным детям в древних цивилизациях - странах Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима, которое можно определить как амбивалентное. Приводятся мнения современных исследователей истории детства.

Полный текст

Во многих архаичных обществах, в связи с дефицитом средств к существованию, был распространен инфантицид - массовое детоубийство, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. По подсчетам этнографов, вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов почти в 7 раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен [1]. Однако оседлый образ жизни и более надежная пищевая база не исключали убийства младенцев, которых считали физически или социально неполноценными, по ритуальным соображениям (например, близнецов) и т. п. Социальные нормы не ставили жестких рамок инфантициду; в отличие от убийства взрослого, убийство ребенка не считалось таким преступлением, в наказании которого заинтересовано все общество; похоронный обряд ребенка сводился к минимуму или вовсе отсутствовал и т. д. Вместе с тем, иметь детей считалось почетным, и не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям. Такое амбивалентное отношение к детям прослеживается и в последующие периоды истории. С появлением цивилизаций Древнего мира положение детей мало изменилось. Индийцы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг [2]. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы и они гибли тысячами. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам, если ребенок признавался незаконнорожденным, его убивали. Лишь два народа древности - египтяне и иудеи воздерживались от детоубийства [3]. Царем Спарты Ликургом (К-VIII в. до н.э.), как писал Плутарх (II в.н.э.), было закреплено право на уничтожение неполноценных детей. Участь ребенка, здесь определяли старейшины города, которые сразу после рождения ребенка решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить. Современный взгляд на повествование Плутарха о строгом отборе и детоубийстве новорожденных в Древней Спарте во времена полулегендарного правителя Ликурга (отделенного несколькими столетиями от времени жизни самого Плутарха) в настоящее время расценивается как миф, продолжающий античную традицию философской утопической модели» [4]. 119 В Древнем Риме ребенку всегда грозила опасность быть отвергнутым и оставленным на произвол судьбы. Отцу принадлежала абсолютная власть над всей семьей. Однако широкое применение власти отца в римском обществе, доходящее до детоубийства, так же оспаривается в современной литературе. С другой стороны, смерть ребенка в античной семье была трагедией: как матери, так и отцы тяжело ее переносили, стараясь скрасить свое горе надгробными памятниками, часто очень трогательными; иногда умерший ребенок мог даже обожествляться семьей и ему приносились жертвы. Так, Цицерон, философски убеждавший, что смерть ребенка надо переносить со спокойной душой, очень горевал о смерти собственной дочери; поэт Стаций тяжело перенес смерть своего юного воспитанника. Дети очень рано привлекались к труду взрослых, иногда очень тяжелому. На основе изучения этнографических материалов Д. Б. Эльконин, специалист в области детской психологии, показал, что это происходит на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Одиноко звучит призыв римского поэта-сатирика Ювенала (ок. 60 - ок. 127): «Ребенку следует оказывать величайшее уважение». Проблема детей-инвалидов сопровождала человечество на протяжении всей его истории, отношение к таким детям в разные эпохи существенно отличалось и зависело от представлении о ценности ребенка как личности. Развитые общества античности демонстрировали недоброжелательное отношение к ребенку-инвали-ду. Дети, родившиеся с грубыми физическими или умственными недостатками, в большинстве случаев обрекались на смерть; лица с выраженными отклонениями в развитии не считались полноценными гражданами, их статус не отличался от положения рабов и домашних животных. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. Аристотель (384-322 до н. э.), (как и Платон до него) считал вполне справедливым и разумным закон, что ни одного калеку-ребенка кормить не следует (Политика, кн. 7 1335b). Однако это было теоретическое представление философа об идеальном государстве, не совпадавшее с окружающей его действительностью, которую он и желал исправить. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, убийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Сенека (4-65) рекомендовал топить слабых и уродливых младенцев. Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику. Справедливости ради надо сказать, что подобные обычаи не всегда исполнялись строго - литературные источники содержат упоминания о больных или увечных детях, внебрачных сыновьях, т. е. тех, кто мог быть оставлен на про 120 извол судьбы, но не подвергся такой участи. В более поздний период стали больше ценить детскую жизнь. Попытки ограничить оставление детей были уже со стороны римских императоров, начиная с Октавиана Августа (правил 27 до н. э. - 14 н. э.), Во времена Траяна (правил 98-117) были попытки организовать помощь детям, римский император Марк Аврелий (правил 121-180) проявлял интерес к судьбе подкидышей, но только при Константине (правил 306-337) и Феодосии Великом (правил 379-395) был выработан действующий юридический механизм запрета оставления детей. В древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды по-прежнему считались людьми с печатью греха, поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов [5]. В Древнем Египте к инвалидам тоже относились терпимо, сохранились рельефы изображающие слепого музыканта, инвалида после перенесенного полиомиелита и др. Отношение врачей к безнадежно больным детям также определялось положением ребенка в обществе и практикой, сложившейся по отношению к взрослому больному с неизлечимым заболеванием. Литература

Об авторах

Галина Львовна Микиртичан

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: glm306@yandex.ru

д.м.н., проф., зав. кафедрой

О. А Джарман

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет


Список литературы

  1. Кон И. С. Социологическая психология. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - С.446; Lee R., DeVore I Man the Hunter. Aldine Publishing Co. 1986. Р. 239.
  2. Davies N. Human Sacrifice. NY: William Morrow & Co., 1981. P.73.
  3. Антонов А. H. Охрана материнства и младенчества. Пособие для врачей. - Л., 1929. - С.38, 48; Assmann J. Of God and Gods. University of Wisconsin Press, 2008. P. 32; Флавий Иосиф. О древности иудейского народа. Против Апиона. - 1994. - С. 113-222.
  4. Evans Grubbs J., Parkin T., Bell R. The Oxford Handbook of Childhood and Education in the Classical World. Oxford University Press, Oxford, 2013, p.383; Ducat J. Spartan education: Youth and Society in the Classical Period. Swansea, Classical Press of Wales, 2006, p.28
  5. Малофеев H. H. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996. - С.13.
  6. Микиртичан Г. Л. Педиатрия в контексте развития человеческой цивилизации и культуры. / Дети и медицина. Хрестоматия художественной литературы. Под ред. Г. Л. Микиртичан, А. 3. Лихтшангофа. - СПб., Спец-Лит. - С.17.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 12

PDF (Russian) - 4

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах