Роль Минздрава СССР в подготовке врачей во второй половине XX века

  • Авторы: Морозов А.В.1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»
  • Выпуск: № s (2017)
  • Страницы: 122-123
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1885
  • Цитировать

Аннотация


В статье рассмотрены этапы формирования образования врача как клинициста и как научного деятеля.

Полный текст

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Морозов Алексей Вячеславович - к.м.н., с.н.с. Отдела истории медицины; А0067І38@yandex.ru 122 мическая подготовка будущего врача. Студенты изучали следующие дисциплины: анатомию, гистологию, биологию, химию, физику, физиологию, иностранные языки, а также социально-экономические дисциплины, на старших курсах философию. Эта часть учебного плана в значительной мере являлась общей для всех факультетов. На III-м курсе студент изучал предметы, которые связывают теоретические дисциплины первых двух курсов с предметами практической медицины - дисциплинами старших курсов. На IV-VI курсах студенты лечебного факультета получали подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин - терапии, хирургии и анестезиологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. д. Дифференциация учебных планов в зависимости от факультетов начиналась с III курса, причем не только вводились новые дисциплины, но и общая врачебная подготовка имела различное для каждого факультета содержание. Так, на педиатрическом факультете отводилось много времени на изучение возрастной физиологии и болезней детского возраста. Патология детей изучалась в пропедевтической, факультетской и госпитальной педиатрических клиниках. Санитарно-гигиенический факультет имел самостоятельные кафедры эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда с клиникой профессиональных заболеваний, кафедру гигиены детей и подростков. Медико-биологические дисциплины составляли на лечебном факультете 31,7%, педиатрическом - 28,9%, санитарно-гигиеническом - 26,5%. С 1967 года Минздрав СССР начал осуществлять новый принцип подготовки врачей, потребовавший перестройки всего учебного процесса. Шестой год обучения на лечебном и педиатрическом факультетах (субординатура) становился годом интенсивной первичной специализации по одной из основных клинических специальностей: терапии и инфекционным болезням; хирургии; акушерству и гинекологии. Затем, согласно требованиям министерства, после окончания вуза должна была следовать в течение года стажировка - интернатура, которая проходила на базах крупных городских, областных, краевых и республиканских больниц. Завершенный в 1973 году перевод лечебных и педиатрических факультетов мединститутов на систему субординатуры и интернатуры, введение с 1975 года специализации-стажировки на стоматологических, санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетах, а также новых учебных планов в мединститутах обеспечили интеграцию в преподавание и преемственность с последующей специализацией [2]. 123 Большое значение в подготовке квалифицированных специалистов для самостоятельной работы на должностях заведующих отделениями и районах, городских и областных больницах имеет двухгодичная клиническая ординатура. Обучение клинических ординаторов проводилось преимущественно на кафедрах медицинских институтов и в институтах усовершенствования врачей. Количество мест в клинической ординатуре ежегодно увеличивалось. Если в 1958 году в клиническую ординатуру было принято 1178 врачей, то и 1966 году прием был увеличен до 1890 человек. 3а 7 лет (1960- 1966 гг.) окончили клиническую ординатуру 9253 специалиста [3]. В аспирантуру по клиническим дисциплинам зачислялись врачи не ранее чем через 2 года после окончания медицинского института. В аспирантуру для подготовки преподавателей теоретических профилей (физиологии, биохимии, микробиологии и т. д.) могли принимать сразу после 6 лет обучения в вузе. Литература

Об авторах

Алексей Вячеславович Морозов

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Email: А0067І38@yandex.ru

к.м.н., с.н.с. Отдела истории медицины

Список литературы

  1. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 № 542 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях».
  2. Постановление Совмина СССР от 10.02.1967 № 130 «Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов».
  3. 3дравоохранение России ХХ век / Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД. - 2001-319 С.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 10

PDF (Russian) - 7

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах