THE ROLE MINZDRAV OF THE USSR IN THE TRAINING OF DOCTORS IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

Abstract


The article considers stages of formation of the education of the doctor as Clinician and as a scientific figure

Full Text

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Морозов Алексей Вячеславович - к.м.н., с.н.с. Отдела истории медицины; А0067І38@yandex.ru 122 мическая подготовка будущего врача. Студенты изучали следующие дисциплины: анатомию, гистологию, биологию, химию, физику, физиологию, иностранные языки, а также социально-экономические дисциплины, на старших курсах философию. Эта часть учебного плана в значительной мере являлась общей для всех факультетов. На III-м курсе студент изучал предметы, которые связывают теоретические дисциплины первых двух курсов с предметами практической медицины - дисциплинами старших курсов. На IV-VI курсах студенты лечебного факультета получали подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин - терапии, хирургии и анестезиологии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. д. Дифференциация учебных планов в зависимости от факультетов начиналась с III курса, причем не только вводились новые дисциплины, но и общая врачебная подготовка имела различное для каждого факультета содержание. Так, на педиатрическом факультете отводилось много времени на изучение возрастной физиологии и болезней детского возраста. Патология детей изучалась в пропедевтической, факультетской и госпитальной педиатрических клиниках. Санитарно-гигиенический факультет имел самостоятельные кафедры эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда с клиникой профессиональных заболеваний, кафедру гигиены детей и подростков. Медико-биологические дисциплины составляли на лечебном факультете 31,7%, педиатрическом - 28,9%, санитарно-гигиеническом - 26,5%. С 1967 года Минздрав СССР начал осуществлять новый принцип подготовки врачей, потребовавший перестройки всего учебного процесса. Шестой год обучения на лечебном и педиатрическом факультетах (субординатура) становился годом интенсивной первичной специализации по одной из основных клинических специальностей: терапии и инфекционным болезням; хирургии; акушерству и гинекологии. Затем, согласно требованиям министерства, после окончания вуза должна была следовать в течение года стажировка - интернатура, которая проходила на базах крупных городских, областных, краевых и республиканских больниц. Завершенный в 1973 году перевод лечебных и педиатрических факультетов мединститутов на систему субординатуры и интернатуры, введение с 1975 года специализации-стажировки на стоматологических, санитарно-гигиенических и фармацевтических факультетах, а также новых учебных планов в мединститутах обеспечили интеграцию в преподавание и преемственность с последующей специализацией [2]. 123 Большое значение в подготовке квалифицированных специалистов для самостоятельной работы на должностях заведующих отделениями и районах, городских и областных больницах имеет двухгодичная клиническая ординатура. Обучение клинических ординаторов проводилось преимущественно на кафедрах медицинских институтов и в институтах усовершенствования врачей. Количество мест в клинической ординатуре ежегодно увеличивалось. Если в 1958 году в клиническую ординатуру было принято 1178 врачей, то и 1966 году прием был увеличен до 1890 человек. 3а 7 лет (1960- 1966 гг.) окончили клиническую ординатуру 9253 специалиста [3]. В аспирантуру по клиническим дисциплинам зачислялись врачи не ранее чем через 2 года после окончания медицинского института. В аспирантуру для подготовки преподавателей теоретических профилей (физиологии, биохимии, микробиологии и т. д.) могли принимать сразу после 6 лет обучения в вузе. Литература

About the authors

Alexey V. Morozov

Email: А0067І38@yandex.ru

References

  1. Постановление Совмина РСФСР от 12.09.1969 № 542 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях».
  2. Постановление Совмина СССР от 10.02.1967 № 130 «Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов».
  3. дравоохранение России ХХ век / Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. - М.: ГЭОТАР-МЕД. - 2001-319 С.

Statistics

Views

Abstract - 10

PDF (Russian) - 7

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies