Нормативно-правовые основы организации санаторно-курортной помощи

Аннотация


В статье приводятся результаты анализа нормативно-правовых основ организации санаторно-курортной помощи, предложены основные подходы к формированию классификации здравниц.

Полный текст

В условиях рыночной экономики наблюдалось недофинансирование санаторно-курортной отрасли, ведомства испытывали значительные финансовые трудности и сократили выделение средств на содержание своих санаториев [1,2]. Содержание и направленность санаторно-курортного лечения (далее -СКЛ) определены в ст. 40 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». СКЛ осуществляется в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Организация санаторно-курортного лечения определенных категорий работников регулируется специальными законами, например, ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 07.11.2000 № 25 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Порядок медицинского отбора и направления больных на СКЛ в рамках государственных гарантий охраны здоровья граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256. Финансовое обеспечение СКЛ осуществляется за счет бюджетных ассигнований и иных источников. Нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, определены приказом Минтруда России от 21.11.2014 № 933н и по состоянию на 2015 год составляли 109,35 руб. по СКЛ и 15,6 руб. на проезд. Приказами Минтруда России № 301н и Минздрава России № 449н от 10.07.2013 утвержден также перечень санаторно-курортных учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, куда гражданам предоставляются путевки при наличии медицинских показаний. В тоже время отсутствует правовой акт, определяющий статус и регламентирующий деятельность того или иного вида санаторнокурортной организации (далее - СКО). Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» СКО были отнесены к лечебно-профилактическим организациям и могут быть представлены в виде бальнеологической лечебницы; грязелечебницы; курортной поликлиники; санатория; санатория для детей, в том числе для детей с родителями; санаториев-профилакториев и санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия. Действующая классификация санаторно-курортных организаций определяет только перечень укрупненных категорий. В то же время в вышеназванном приказе не содержится определений указанных категорий СКО. В приказе Росстата от 02.07.2015 № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом и административными правонарушениями в сфере экономики» выделены еще такие виды СКО, как санатории для взрослых, пансионат с лечением и курортный отель. Отсутствие порядка организации санаторно-курортного лечения противоречит ч. 5 ст. 40 ФЗ «Об основах охраны здоровья 26 граждан в Российской Федерации». С целью восполнить существующий пробел Минздравом был разработан проект; в нем определена специфика организация СКЛ по видам и формам медицинской помощи, условия, которым должны соответствовать СКО для проведения такого лечения. Наконец, получили свое определение конкретные виды санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов. Однако в данном проекте приказа, также как и в рассмотренном выше приказе Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» дается классификация учреждений санаторно-курортной сферы, которая определяет только перечень укрупненных категории. В ходе исследования выявлено, что в действующем законодательстве нет определений и для таких организационных форм как «пансионат» и «лечебно-оздоровительный комплекс». Так как организация санаторно-курортного лечения (далее -СКЛ) относится к обязательствам государства в части обеспечения охраны здоровья граждан. Однако помимо этого работодатели в локальных нормативных актах могут предусматривать специальные условия предоставления СКЛ для своих работников. При этом ухудшение положения последних по сравнению с установленным в законах и иных нормативных правовых актах не допускается. Условия об оздоровлении и отдыхе также могут быть предметом коллективного договора между работниками и работодателем (ст. 41 Трудового кодекса РФ). В коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы (далее - Коллективный договор, КД) для работников предусмотрен индивидуальный социальный пакет, состоящий из: минимального индивидуального социального пакета, адресной корпоративной поддержки и компенсируемого социального пакета. В рамках второго блока закреплены специальные гарантии по прохождению санаторнокурортного и реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха работников, членов их семей в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», специализирующихся на СКЛ, оздоровлении и отдыхе, и в АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» (п. 5.3.8. КД). 27 Социальный пакет является мощным мотивационным инструментом системы привлечения и удержания персонала. Реализация социальной политики в области оздоровления и отдыха железнодорожников и членов их семей определена в качестве приоритетного элемента стратегии холдинга «РЖД» до 2030 года в области социальной поддержки и социального развития. Данное направление социальной политики Компании по результатам проводимых среди сотрудников опросов признается в качестве одного из наиболее значимых и востребованных в части компенсационных выплат. Функция по организации и обеспечению мероприятий по СКЛ и оздоровлению работников ОАО «РЖД», членов их семей и неработающих пенсионеров в соответствии с условиями Коллективного договора возложена на Дирекцию медицинского обеспечения, являющуюся обособленным подразделением ОАО «РЖД». В частности, указанная Дирекция формирует заказы на необходимые по медицинским показаниям объемы и виды санаторнокурортной помощи. В целях совершенствования организации санаторнокурортного обеспечения в ОАО «РЖД» в 2012 году были утверждены инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения и медицинской реабилитации. В документах установлена очередность направления работников для СКЛ в зависимости от условий работы и социального статуса. Разработаны рекомендации по периодичности СКЛ для сотрудников ОАО «РЖД», работающих в условиях воздействия опасных и вредных производственных факторов в зависимости от класса условий труда и стажа работы. С целью повышения эффективности управления и совершенствования организации деятельности санаторно-курортных учреждений АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в рамках настоящего исследования нами была предложена классификация, учитывающая особенности СКУ ведомства. В ее основу были положены такие факторы как: статус медицинской деятельности; наличие лицензии на медицинскую деятельность; климатические условия; оказание оздоровительных услуг; оказание медицинских услуг; проведение дополнительной деятельности СПА, косметология. По нашему мнению, при учете этих факторов все санаторно-курортные здравницы 28 внутри данного ведомства можно распределить на следующие группы (организационные формы): пансионат; лечебно-оздоровительный комплекс; санаторий; санаторий со специализированным центром; специализированный санаторий; клинический санаторий. Таким образом, анализ законодательной и нормативной правовой базы свидетельствует о высокой степени разработанности и детализации организации санаторно-курортной помощи в ОАО «Российские железные дороги». Среди недостатков правового регулирования на государственном уровне отмечается отсутствие утвержденного порядка организации СКЛ и определений конкретных видов санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов. Литература

Об авторах

Сергей Викторович Гайдук

АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»

Email: gayduksv@mail.ru

начальник отдела медицинского развития, Аппарат Управления

Список литературы

  1. Буевская А.А., Лебедев А.А. История и современность социально-экономических проблем санаторно-курортной отрасли в России и за рубежом // Проблемы управления здравоохранением. - 2002. - № 5. - С. 70-73.
  2. Ветитнев А.М. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. - СПб., 1999. - 240 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах