Normativno-pravovye osnovy organizatsii sanatorno-kurortnoy pomoshchi

Abstract


The article presents an analysis of the regulatory frameworks of organization of sanatorium care, offered the main approaches to the formation of the classification of health resorts.

Full Text

В условиях рыночной экономики наблюдалось недофинансирование санаторно-курортной отрасли, ведомства испытывали значительные финансовые трудности и сократили выделение средств на содержание своих санаториев [1,2]. Содержание и направленность санаторно-курортного лечения (далее -СКЛ) определены в ст. 40 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». СКЛ осуществляется в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Организация санаторно-курортного лечения определенных категорий работников регулируется специальными законами, например, ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ от 07.11.2000 № 25 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». Порядок медицинского отбора и направления больных на СКЛ в рамках государственных гарантий охраны здоровья граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256. Финансовое обеспечение СКЛ осуществляется за счет бюджетных ассигнований и иных источников. Нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, определены приказом Минтруда России от 21.11.2014 № 933н и по состоянию на 2015 год составляли 109,35 руб. по СКЛ и 15,6 руб. на проезд. Приказами Минтруда России № 301н и Минздрава России № 449н от 10.07.2013 утвержден также перечень санаторно-курортных учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, куда гражданам предоставляются путевки при наличии медицинских показаний. В тоже время отсутствует правовой акт, определяющий статус и регламентирующий деятельность того или иного вида санаторнокурортной организации (далее - СКО). Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» СКО были отнесены к лечебно-профилактическим организациям и могут быть представлены в виде бальнеологической лечебницы; грязелечебницы; курортной поликлиники; санатория; санатория для детей, в том числе для детей с родителями; санаториев-профилакториев и санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия. Действующая классификация санаторно-курортных организаций определяет только перечень укрупненных категорий. В то же время в вышеназванном приказе не содержится определений указанных категорий СКО. В приказе Росстата от 02.07.2015 № 295 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом и административными правонарушениями в сфере экономики» выделены еще такие виды СКО, как санатории для взрослых, пансионат с лечением и курортный отель. Отсутствие порядка организации санаторно-курортного лечения противоречит ч. 5 ст. 40 ФЗ «Об основах охраны здоровья 26 граждан в Российской Федерации». С целью восполнить существующий пробел Минздравом был разработан проект; в нем определена специфика организация СКЛ по видам и формам медицинской помощи, условия, которым должны соответствовать СКО для проведения такого лечения. Наконец, получили свое определение конкретные виды санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов. Однако в данном проекте приказа, также как и в рассмотренном выше приказе Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» дается классификация учреждений санаторно-курортной сферы, которая определяет только перечень укрупненных категории. В ходе исследования выявлено, что в действующем законодательстве нет определений и для таких организационных форм как «пансионат» и «лечебно-оздоровительный комплекс». Так как организация санаторно-курортного лечения (далее -СКЛ) относится к обязательствам государства в части обеспечения охраны здоровья граждан. Однако помимо этого работодатели в локальных нормативных актах могут предусматривать специальные условия предоставления СКЛ для своих работников. При этом ухудшение положения последних по сравнению с установленным в законах и иных нормативных правовых актах не допускается. Условия об оздоровлении и отдыхе также могут быть предметом коллективного договора между работниками и работодателем (ст. 41 Трудового кодекса РФ). В коллективном договоре ОАО «РЖД» на 2014-2016 годы (далее - Коллективный договор, КД) для работников предусмотрен индивидуальный социальный пакет, состоящий из: минимального индивидуального социального пакета, адресной корпоративной поддержки и компенсируемого социального пакета. В рамках второго блока закреплены специальные гарантии по прохождению санаторнокурортного и реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха работников, членов их семей в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД», специализирующихся на СКЛ, оздоровлении и отдыхе, и в АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» (п. 5.3.8. КД). 27 Социальный пакет является мощным мотивационным инструментом системы привлечения и удержания персонала. Реализация социальной политики в области оздоровления и отдыха железнодорожников и членов их семей определена в качестве приоритетного элемента стратегии холдинга «РЖД» до 2030 года в области социальной поддержки и социального развития. Данное направление социальной политики Компании по результатам проводимых среди сотрудников опросов признается в качестве одного из наиболее значимых и востребованных в части компенсационных выплат. Функция по организации и обеспечению мероприятий по СКЛ и оздоровлению работников ОАО «РЖД», членов их семей и неработающих пенсионеров в соответствии с условиями Коллективного договора возложена на Дирекцию медицинского обеспечения, являющуюся обособленным подразделением ОАО «РЖД». В частности, указанная Дирекция формирует заказы на необходимые по медицинским показаниям объемы и виды санаторнокурортной помощи. В целях совершенствования организации санаторнокурортного обеспечения в ОАО «РЖД» в 2012 году были утверждены инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения и медицинской реабилитации. В документах установлена очередность направления работников для СКЛ в зависимости от условий работы и социального статуса. Разработаны рекомендации по периодичности СКЛ для сотрудников ОАО «РЖД», работающих в условиях воздействия опасных и вредных производственных факторов в зависимости от класса условий труда и стажа работы. С целью повышения эффективности управления и совершенствования организации деятельности санаторно-курортных учреждений АО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» в рамках настоящего исследования нами была предложена классификация, учитывающая особенности СКУ ведомства. В ее основу были положены такие факторы как: статус медицинской деятельности; наличие лицензии на медицинскую деятельность; климатические условия; оказание оздоровительных услуг; оказание медицинских услуг; проведение дополнительной деятельности СПА, косметология. По нашему мнению, при учете этих факторов все санаторно-курортные здравницы 28 внутри данного ведомства можно распределить на следующие группы (организационные формы): пансионат; лечебно-оздоровительный комплекс; санаторий; санаторий со специализированным центром; специализированный санаторий; клинический санаторий. Таким образом, анализ законодательной и нормативной правовой базы свидетельствует о высокой степени разработанности и детализации организации санаторно-курортной помощи в ОАО «Российские железные дороги». Среди недостатков правового регулирования на государственном уровне отмечается отсутствие утвержденного порядка организации СКЛ и определений конкретных видов санаторно-курортных организаций с указанием рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделений и кабинетов. Литература

About the authors

Sergey Viktorovich Gayduk

Email: gayduksv@mail.ru

References

  1. Буевская А.А., Лебедев А.А. История и современность социально-экономических проблем санаторно-курортной отрасли в России и за рубежом // Проблемы управления здравоохранением. - 2002. - № 5. - С. 70-73.
  2. Ветитнев А.М. Технологии маркетинга и менеджмента в системе управления курортными организациями. - СПб., 1999. - 240 с.

Statistics

Views

Abstract - 18

PDF (Russian) - 31

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies