Петроградский медицинский институт в 1920-1924 гг
- Авторы: Журавлёв А.А.1
- Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 147-149
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2064
- Цитировать
Аннотация
Статья посвящена изменениям, которые происходили в жизни института после окончания Гражданской войны и до начала проведения реформ высшего образования в 1924 году
Полный текст
Students, professors, Petrograd medical institute Завершение Гражданской войны заставило Советскую власть приступить к реформированию высшей школы, в том числе и медицинской. Сохраняется политика по пролетаризации студенчества. Приём в медицинский институт осуществлялся по направлениям с рабфаков, тем самым исключалась возможность поступления в институт представителей других социальных групп. Так, Л.Д. Отт, приёмная дочь бывшего директора института Д.О. Отта, писала, что «попытка получить командировку через секцию научных работников 147 союза просвещения окончилась неудачно»1. Следствием подобной политики стало снижение качества подготовки специалистов, которые не могли усваивать материал по целому ряду причин. Во-первых, низкий уровень первоначальных знаний. Во-вторых, необходимость искать подработку, в силу недостатка средств для жизни.. В-третьих, слабое здоровье студентов, в силу того, что их детство пришлось на период Первой мировой и Гражданской войн. В-четвёртых, обязательная общественная работа. К тому же переполненность институтов студентами и малые выпуски специалистов заставляли Советскую власть задуматься об экономии государственных средств. На 1 ноября 1922 года на 1-м курсе числилось 1128 студентов, на 2-м -8372, в то время как ректор отмечал, что «нормальное количество студентов на каждом курсе не должно превышать 250 человек»3. О проблемах стоящих перед учебным заведением писал ректор Ф.Я. Чистович в феврале 1923 года. Он отметил, что «совершенно несоответствующее фактической вместимости лабораторий и клиник к числу студентов; и слишком малый размер сумм, отпускаемых на содержание института, в особенности на его хозяйственные нужды»4. Переполненность вузов студентами заставила Наркомпрос приступить к академической чистке, то есть из институтов отчислялись студенты, имеющие большое количество 1 1 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (в дальнейшем ЦГА СПб.) Ф. 3132. Оп. 1. Д. 121. Л.111. 2 1 ЦГА СПб. Ф. 3132. Оп. 1. Д. 39. Л. 94. 3 1 Там же. Л. 20. 4 1 ЦГА СПб. Ф. 3132. Оп. 1. Д. 67. Л.5. 148 задолженностей. В тоже время Советская власть стремилась усилить позиции коммунистов в вузах. Для того, чтобы Правление не могло бесконтрольно распоряжаться денежными средствами создана была должность заместителя проректора по административнохозяйственной части, в чьих руках находилось финансы. На эту должность был направлен проверенный коммунист О.К. Карапетян. Задачей большевистской ячейки являлось ослабить влияние профессоров, и усилить свои позиции среди пролетарского студенчества. Студенчество имело большое количество голосов в Правлении и активно привлекалось к борьбе с недостатками в институте. Согласно отчёту, представленному Рабоче-крестьянской инспекции отмечалось, что «студенты приняли участие в решении вопросов по устранению профессуры, не удовлетворяющей студенчество методами своего преподавания - Р.Л. Вейнберга и Г.А. Смирнова. <...> В поднятии вопроса об отстранении от работ сверхштатных ассистентов, приглашённых профессурою, за сокращением штатов, фактически тормозящих работу студенчества, <...> приняли участие от неуспешного элемента»5. В дальнейшем это вылилось в обсуждение об оставлении на кафедрах профессоров достигших 60-летнего возраста, в том числе Б.В. Верховского, В.М. Бехтерева, Б. И. Словцова. Другой формой ослабления влияния профессуры становится создание Студенческого научного общества. Научные кружки при кафедрах возникали ещё в дореволюционный период, но именно в начале 1920-х годов Советская власть стремиться подготовить необходимых специалистов, с тем, чтобы изгнать неугодных и классово чуждых профессоров. Возрождение практики оставление при кафедрах лучших студентов привело к конфронтации на кафедрах и в клиниках. Всё это не способствовало нормализации работы, введение 5 1 ЦГА СПб. Ф. 3132 Оп. 1. Д. 87. Л. 39-39об. 149 платности за обучение и академические чистки только накалили обстановку в институте. Литература.Об авторах
А. А. Журавлёв
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова
Список литературы
- Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (в дальнейшем ЦГА СПб.) Ф. 3132. Оп. 1. Д. 121. Л. 111.
- ЦГА СПб. Ф. 3132. Оп. 1. Д. 39. Л. 94.
- ЦГА СПб. Ф. 3132. Оп. 1. Д. 67. Л. 5.
- ЦГА СПб. Ф. 3132 Оп. 1. Д. 87. Л. 39-39 об.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 10
PDF (Russian) - 8