Николай Александрович Бернштейн: «движения человека так же сложны, как и он сам»
- Авторы: Ковалева Т.А1, Суботялов М.А1, Чевердина К.В1
- Учреждения:
- Новосибирский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 196-198
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2081
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Motion Bernstein, physiology, biomechanics 196 Организм человека подвижен в целом, может перемещаться с места на место: ходить, бегать, плавать; кроме того он обладает взаимной подвижностью отдельных частей. Раскрыть тайну движения живого пытались еще мыслители древности. Первые труды в этой области написаны Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), которого интересовали закономерности движения наземных животных и человека. Проблемы биомеханики занимали римского врача Галена (131-201 гг. н.э.), Леонардо да Винчи (1452-1519), Джованни Борелли (1608- 1679), ученика Галилея и автора первой книги по биомеханике «О движениях животных», вышедшей в свет в 1679 году. Природа движений, механизм управления ими занимали многих отечественных ученых: И.М. Сеченова (1829-1905), И.П. Павлова (1849-1936). Человек, которому удалось раскрыть тайну движений живого, это Николай Александрович Бернштейн. Н.А. Бернштейн родился 24 октября 1896 года, в Москве. Отец его был известным московским психиатром, мать - сестра милосердия психиатрической клиники. Семья была очень дружной. В дом приходили интересные люди. Темы разговоров были самые разные: медицина, психика человека, социальные проблемы, искусство, музыка. В 1914 году Николай поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Но не успел приступить к занятиям - началась Первая мировая война. Он пошел работать санитаром в московский лазарет, а затем перешел на медицинский факультет. После окончания университета был направлен врачом в части, воевавшие против Колчака. В 1919 г. окончил медицинский факультет Московского университета, затем там же прослушал курс математического факультета. В 1922 г. организовал лабораторию биомеханики в Центральном институте труда, затем - в Центральном НИИ физкультуры. Профессор. Проводил исследования физиологии движения. На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны, формирование спортивных навыков. Разработал новые методы регистрации естественных движений человека в норме и патологии. 197 В плане психофизиологической проблемы большой научный интерес в теории Бернштейна представляет нейрофизиологическая и неврологическая структура действий и навыков. В построении движений участвуют все уровни головного мозга. В стройном и согласованном ансамбле каждый из них ведет свою партию. У Н.А. Бернштейна было много сторонников и преподавателей: в клинической медицине и физиологии, среди педагогов спортивного, хореографического и музыкального обучения. Он был близок математикам, кибернетикам и программистам. Но распространение учения Н.А. Бернштейна в достаточно полном его объеме среди представителей перечисленных сфер человеческой деятельности носило избранный, достаточно органичный характер. Это объясняется тем, что освоение теоретического наследия Бернштейна доступно всесторонне образованным специалистам. Оно требует знания основ биологии, нейрофизиологии, физиологии и анатомии нервной системы, психоневрологии, психоневропатологии и др. Литература.Об авторах
Т. А Ковалева
Новосибирский государственный педагогический университет
М. А Суботялов
Новосибирский государственный педагогический университет
К. В Чевердина
Новосибирский государственный педагогический университет
Список литературы
- Мунерман И.И. Физиология активности // Электронный математический и медико-биологический журнал, 1997, том 2, выпуск 2. С. 64-73.
- Бернштейн Н.А. О построении движений // Физиология движений, 2010, № 10 (82). С. 3-4.
- Круткин В.Л. Человеческие движения: опыт междисциплинарного исследования // Эпистемология и философия науки, 2014, № 3. - С. 142-143.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 11
PDF (Russian) - 9