Вклад профессоров Сталинградского медицинского института в развитие санитарной авиации в 30-е годы ХХ века
- Авторы: Комиссарова Е.В1
- Учреждения:
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Выпуск: № 2 (2016)
- Страницы: 206-208
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2085
- Цитировать
Аннотация
Статья посвящена истории становления санитарной авиации, вкладу медицинской профессуры в расширение доступности медицинской помощи сельскому населению Волго-Донского региона
Полный текст
Aeromedical service, the surgeon, the professor В 1930-е гг. важное значение для оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов имело развитие санитарной авиации, период становления которой в Сталинградской области проходил одновременно с созданием медицинского института. Гражданская санитарная авиация в СССР начала развиваться с 1927 г., когда был построен первый санитарный самолет. С 1933 г. в крупных городах создаются станции Скорой воздушной помощи. Самолеты У-2, Ш- 2, П-5, К-5 перевозили из труднодоступных районов больных, нуждавшихся в срочной медицинской помощи, доставляли врачей, медикаменты, консервированную кровь, медицинских работников для проведения профилактических мероприятий и санитарнопросветительной работы среди населения. В Сталинграде воздушная скорая помощь стала функционировать с 1935 г. на базе больницы им. Ильича, арендовались 2 самолета У-2 и один скоростной самолет АИР-6. Санитарные самолеты обслуживали, кроме Сталинградской, Астраханскую область и Калмыцкую АССР [3]. Первым начальником станции скорой воздушной помощи был хирург М.Н. Хузяханов, работавший до Великой Отечественной войны. Первый вылет к больному ребенку в поселок Красный Яр Молотовского района совершил в апреле 1935 г. врач-педиатр Н.А. Панченко. Первым бортхирургом стал опытный хирург больницы Сталинградского тракторного завода Михаил Константинович Родионов (1899-1964), в последствии д. м. н. (1954), проф., в 1937 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Отдаленные результаты гнойных плевритов» и был назначен заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии СМИ, продолжая руководство хирургическим отделением в больнице СТЗ. В 1938 г. по приказу наркомздрава СССР воздушная скорая по 207 мощь в Сталинграде была реорганизована в санитарную авиационную станцию, кроме экстренной помощи она стала выполнять плановоконсультативную работу. Для работы на станции санитарной авиации были приглашены лучшие специалисты города, опытные врачи: М.А. Чигиринский, Я.И. Медведев и др. Специализированную помощь в особо сложных случаях оказывали профессора открытого в 1935 г. Сталинградского медицинского института, в том числе заведующие кафедрами М.К. Родионов и А.Я. Пытель [2]. Антон Яковлевич Пы-тель (1902-1969), д.м.н. (1937), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1962), член-корр. АМН СССР (1963), создатель школы отечественных урологов. В 1937 г., защитив докторскую диссертацию о почечно-печеночном синдроме в хирургии, он стал первым заведующим кафедрой общей хирургии, с 1938 по 1953 гг. заведовал кафедрой факультетской хирургии СМИ. За 1936-1940 гг. сталинградской санавиастанцией было обслужено 5879 человек, произведено 1656 вылетов, эвакуировано 333 больных, проведено 312 крупных операций, 153 пациентам доставлена и перелита кровь [1]. Литература.Об авторах
Е. В Комиссарова
Волгоградский государственный медицинский университет
Список литературы
- Воробьев А.Ф., Ежов Н.И. Развитие служб здравоохранения Цари-цына-Сталинграда-Волгограда и области. - Волгоград: Упринформпечать, 1994.
- Заведующие кафедрами, профессора, доктора наук / Сост. В.Б. Мандриков, М.Е. Стаценко, А.И. Краюшкин и др. Под ред. В.И. Петрова. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 155, 173.
- Комиссарова Е.В. Авиация в истории и культуре Царицына-Сталинграда-Волгограда // История в подробностях, 2013. - № 1 (31). - С. 89-90.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 11
PDF (Russian) - 9