Здоровье работающего населения в контексте международного здравоохранения

  • Авторы: Нечаев В.С1, Ефремов Д.В1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»
  • Выпуск: № 5 (2016)
  • Страницы: 68-70
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2214
  • Цитировать

Аннотация


В статье представлен анализ основных положений и направлений глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих. Показана его актуальность для современного здравоохранения России.

Полный текст

Глобальный план действий по охране здоровья работающих, принятый на 60-ой Сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения еще в 2007 году не утратил своей актуальности и сегодня для многих стран, включая и Россию (1). Суть этого фундаментального документа состоит в следующем. Работающее население, составляющее по своей численности около половины всего населения планеты, вносит заметный вклад в экономическое и социальное развитие любой страны. Состояние их здоровья определяется не только рисками на рабочем месте, но социальными и другими факторами среды обитания и доступностью необходимой медицинской и профилактической помощи. 68 Усиление международной миграции трудовых ресурсов приводит к смещению профессиональных рисков в сторону таких уязвимых групп населения, как дети, беременные женщины, пожилые люди и работники мигранты. Такое положение дел, по сути, затрагивает такие основные аспекты охраны здоровья работающих, как первичная профилактика профессиональных рисков, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте, условия профессиональной занятости. Приоритет отдается первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья работающих. Глобальный план действий по охране здоровья работающих устанавливает следующие цели: Цель 1 - «Разработка и реализация инструментов политики, в области охраны здоровья работающих», предусматривает, помимо совершенствования соответствующего законодательства, разработку механизмов межведомственной координации деятельности, включая финансирование и мобилизацию ресурсов для охраны и укрепления здоровья работающих. Ключевым моментом является учет местных особенностей отдельно взятой страны, соответствующие им приоритетные направления и меры; мониторинг и системы оценки. Сведение к минимуму неравенств между различными группами работающих по уровням риска и состояния здоровья. Особо подчеркивается востребованность целевых программ по гигиене труда и профессиональной безопасности медицинских работников. Цель 2 - «Охрана и укрепление здоровья на рабочем месте» предусматривает улучшение оценки и контроля рисков для здоровья на рабочем месте за счет определения таргетных мероприятий по комплексной профилактике механических, физических, химических, биологических и психосоциальных рисков, которые имеют отношение к условиям труда. Подчеркивается важность организации систематического медицинского контроля на рабочих местах. Ключевое направление - развертывание мер по укреплению здоровья и комплексной профилактике неинфекционных болезней через пропаганду здорового трудового режима, рациона питания и физической активности среди работающих. Цель 3 - «Повышение эффективности работы и расширение доступа к службам гигиены труда» предусматривает расширение охвата, и повышение качества оказания услуг профессиональной 69 гигиены за счет включения этих мер в планы повышения эффективности национального и местного здравоохранения, обновления стандартов организации служб гигиены труда и охвата ими работающего населения, обеспечения квалифицированных кадровых ресурсов и организации систем гарантии качества. Все работающие обеспечиваются базовыми услугами гигиены труда, в том числе в неформальном секторе экономики, на малых предприятиях и в сельском хозяйстве. Цель 4 - «Предоставление и распространение фактических данных в интересах действий и практической работы» постулирует развитие системы санэпиднадзора за состоянием здоровья работающих для точного выявления и контроля профессиональных рисков. Приоритетные направления - разработка соответствующих информационных систем, создание технологий выявления и оценки бремени профессиональных заболеваний и травматизма, организация системы регистрации случаев воздействия основных факторов риска, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение качества соответствующей отчетности. Особо подчеркивается важность развития научных исследований в области охраны здоровья работающих. Системы информирования и повышения осведомленности по вопросам гигиены труда должны быть нацелены на работников, работодателей и их организации, органы управления, общественность и средства массовой информации. Необходимо углублять знания врачей-практиков в вопросах связи, существующей между здоровьем и работой, и использования возможностей для решения проблем, связанных со здоровьем, посредством проведения соответствующих медико-санитарных мероприятий на рабочем месте. Применение международных критериев выявления и оценки воздействия факторов риска и их диагностики для раннего выявления профессиональных заболеваний обеспечит включение причин заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, в Одиннадцатый пересмотренный вариант Международной статистической классификации болезней. Цель 5 - «Включение компонента охраны здоровья работающих в политику других секторов и ведомств» предусматривает расширение возможностей здравоохранения содействовать включению охраны здоровья работающих в организационную 70 деятельность других ведомств. Меры по охране труда работающих включаются в национальную стратегию экономического развития. Здравоохранению следует сотрудничать с частным сектором в целях недопущения распространения профессиональных рисков и обеспечения охраны здоровья на рабочем месте. Задача охраны здоровья работающих решается в рамках межведомственной стратегии в различных отраслях экономики, прежде всего тех, которые отмечены высоким риском для здоровья. Необходимо подчеркнуть, что принципиальное улучшение охраны здоровья работающих обеспечивается эффективной координацией усилий общества в целом, государственной власти и при широком участии работающих и работодателей. Для достижения вышеупомянутых целей необходим комплекс мер, адаптированных к национальной специфике и приоритетам.

Об авторах

В. С Нечаев

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Россия, Москва

Д. В Ефремов

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Россия, Москва

Список литературы

  1. Здоровье работающих: глобальный план действий//Шестидесятая сессия Всемирной Ассамблеи Здравоохранения: WHA60.26 Пункт 12.13 повестки дня от 23 мая 2007 г. - Женева: ВОЗ. - 2007. - 12 с

Статистика

Просмотры

Аннотация - 17

PDF (Russian) - 9

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах