Проблемы совершенствования медико-санитарной службы уголовноисполнительной системы России

  • Авторы: Мешков Д.О1, Черкасов С.Н1, Спасенников Б.А.1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
  • Выпуск: № 6 (2016)
  • Страницы: 43-47
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2228
  • Цитировать

Аннотация


В статье рассмотрены проблемы совершенствования деятельности медицинской службы отечественной пенитенциарной системы. Развитие российского общества и государства, прогресс медицинской науки и совершенствование практической медицины привели к фундаментальным изменениям системы правового регулирования общественных отношений в медицинской деятельности и охране здоровья граждан Российской Федерации. Однако, из поля зрения социал-гигиенистов, к сожалению, выпадает область профессиональной деятельности медицинских учреждений отечественной уголовно-исполнительной системы. Такой подход не вполне оправдан, так как лица, имеющие отношение к уголовноисполнительной системе Российской Федерации, составляют достаточно большую часть российского общества. Процесс реформирования пенитенциарной медицины - процесс очень сложный и долгий. Без научного обеспечения этого процесса не обойтись. Проблемы актуального состояния и процессов совершенствования организации медицинского обеспечения ФСИН России трудно осмыслить без исследования исторических аспектов становления и развития пенитенциарной медицины в российском государстве. Особенно значимы те исторические периоды, когда система подвергалась значительному реформированию.

Полный текст

Развитие российского общества и государства, развитие медицинской науки и совершенствование практической медицины, актуализировали необходимость кардинальных изменений системы правового регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности и охране здоровья граждан Российской Федерации. Это потребовало изменений нормативной правовой базы в здравоохранении. Вступили в силу новые федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов государственной власти. Вместе с тем, к сожалению, из поля зрения социал-гигиенистов выпадает область профессиональной деятельности медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы России [1]. Такой подход не может считаться оправданным, так как лица, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе Российской Федерации - значительная часть российского общества [2]. Из анализа отечественной научной литературы следует, что междисциплинарного, комплексного исследования вопросов становления, развития и функционирования здравоохранения в 44 уголовно-исполнительной системе еще не проводилось [3, 4, 5]. Представляется необходимым проведение исторического, сравнительно-правового анализа организации медицинского обеспечения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Проблемы актуального состояния и дальнейшей оптимизации медицинского обеспечения деятельности ФСИН России, на наш взгляд, трудно осмыслить без изучения историко-медицинских вопросов становления и развития пенитенциарной медицины в нашем государстве, особенно в те исторические периоды, когда проходили процессы значительного реформирования медицинской помощи в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). На наш взгляд, историко-медицинские аспекты отечественной пенитенциарной системы изучены недостаточно. При этом анализ истории отечественной пенитенциарной медицины невозможен без изучения особенностей эволюции пенитенциарной системы. Анализ отечественного пенитенциарного опыта актуален для дальнейшего развития медицинской службы УИС в соответствии с направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации на обеспечение лиц, лишенных свободы, гарантированного объема медицинской помощи, повышение доступности и качества медицинской помощи. Отметим, что организация медицинского обеспечения заключенных, в дореволюционной России, его правовое регулирование, были направлены на борьбу с наиболее распространенными в местах заключения острой и хронической патологией, а также с эпидемиями инфекционных заболеваний. Анализ архивных документов позволяет отметить тенденцию постепенной передачи вопросов медицинской помощи заключенных в систему Главного тюремного управления, то есть государство приняло обязанность по лечению и обеспечению арестантов медикаментами. Не потеряло своего значения положение статьи 17 Устава врачебного издания 1905 г., которая возлагала надзор за лечением больных, содержащихся под стражей, на Губернские врачебные управления (ныне - министерства здравоохранения субъектов Российской Федерации). 45 Выведение из подчиненности начальников исправительных учреждений медицинского персонала, что предусматривалось еще Общей тюремной инструкцией 1915 г. - один из способов эффективного обеспечения законных прав и интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы, на медицинскую помощь [8]. Авторы полагают, что в современный период реформирования медико-санитарного обеспечения УИС важно вернуться к этому и иному отечественному историческому опыту пенитенциарной медицины, что позволит обеспечить историческую преемственность и динамичное развитие соответствующей службы отечественной системы исполнения наказаний. Одновременно необходимо разрешить проблемы правового регулирования организации медицинского обеспечения ФСИН России, который будет способствовать достижению надлежащих результатов деятельности УИС в этом направлении. Вероятно, нужно добиться свободы от некоторых узковедомственных, конъюнктурных соображений и с позиций науки общественного здоровья представить основание реформирования в медико-санитарном обеспечении пенитенциарной системы. По мнению авторов, исследование и разрешение историкомедицинских, теоретических, организационных и правовых аспектов медицинской помощи в УИС позволит повысить эффективность ее функционирования. Принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года [6, 7] обуславливает необходимость, во-первых, провести анализ имеющихся тенденций и, во-вторых, наметить пути дальнейшего развития службы исполнения наказаний. Развитие пенитенциарной медицины выделено в отдельный параграф Концепции. К сожалению, не предусмотрен детальный план реформирования медицинской службы УИС. В Концепции даны лишь общие характеристики грядущих изменений. Мы полагаем, что проблемы, которые связаны с дальнейшим развитием и полноценным функционированием системы медикосанитарного обеспечения УИС весьма многообразны. Нужно согласиться с тем, что процесс реформирования пенитенциарной 46 медицины - процесс очень сложный и долгий. Без его научного обеспечения не обойтись.

Об авторах

Д. О Мешков

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»


С. Н Черкасов

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»


Борис Аристархович Спасенников

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Email: borisspasennikov@yandex.ru

Список литературы

  1. Белоус В.Г., Голодов П.В., Пертли Л.Ф. Правоохранительная система России в современной историографии // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 3-4 (49-50). С. 42-51.
  2. Белоус В.Г., Дивитаева О.А. О научной школе медицинского права НОУ ВПО «Институт управления» // На пути к гражданскому обществу. 2015. № 2 (18). С. 11-16.
  3. Быков А.В. Значение зарубежного опыта для совершенствования деятельности уголовноисполнительной системы России // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 3-4 (49-50). С. 28-34.
  4. Голодов П.В., Швырев Б.А., Кудряшов О.В. Уголовно-исполнительное законодательство: проблемы совершенствования // Вестник Кузбасского института. 2015. № 3 (24). С. 57-66.
  5. Девитаева О.А. От социальной гигиены к общественному здоровью (эволюция северной научной школы) // Вестник международного института управления. 2015. № 5-6 (135136). С. 63-67.
  6. Костик Е.В. Критика некоторых положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 5-6. С. 65-67.
  7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
  8. Фумм А.М. Эволюция отечественного пенитенциарного законодательства в первой половине XIX века // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 3-4 (49-50). С. 52-57.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 9

PDF (Russian) - 10

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах