Нормативно-правовое регулирование рейтингования медицинских организаций
- Авторы: Петрова И.А.1
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
- Выпуск: № 6 (2016)
- Страницы: 48-51
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2229
- Цитировать
Аннотация
В статье представлен в хронологическом порядке анализ разработки нормативной правовой базы организации независимой оценки качества медицинской помощи, порядка проведения рейтингования медицинских организаций.
Полный текст
Организация любой оценочной деятельности, а рейтингование относится именно к ней, основывается на документах, определяющих условия, алгоритм и инструментарий ее проведения. В случае с рейтинг-деятельностью, в сфере медицины это, как правило, издаваемые профильным министерством методические рекомендации. Отсутствие однозначного понимания задач независимой оценки качества медицинской помощи и единых требований к порядку проведения рейтингования часто приводит к тому, что не всегда ясно, что с присвоенным медицинской организации рейтингом делать дальше, а если известно, то, как быть с рекомендательным характером заключений Общественных советов. По мере развития в стране этого вида рейтингования сложилось устойчивое представление о том, что работа институций системы НОК (независимой оценки качества) и рейтингование медицинских организаций - однопорядковые понятия, почти синонимы. В то время как первое более всего другого имеет отношение к деятельности формируемых при федеральном и региональных Минздравах Общественных советов, а также различных пациентских объединений, и обозначение «независимости» в самоназвании должно гарантировать суверенность оценки. А собственно рейтингованием медицинских организаций могут заниматься и занимаются «внешние» по отношению к медицинскому профессиональному сообществу рейтинговые агентства (см. например, деятельность агентства «Эксперт.РА»). Поскольку абсолютное большинство медицинских организаций в стране находится в государственном административном подчинении, в первую очередь оказывается востребованным анализ ведомственного методического сопровождения рейтинг-деятельности. Несмотря на последующее упразднение, особым событием в развитии нормативной базы медицинского рейтингования стал выход Приказа Минздрава РФ от 31.10.2013 №810а «Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных учреждений), оказывающих услуги в сфере здравоохранения». Впервые всесторонне был разработан алгоритм проведения рейтингования, учтена специфика оценки качества медицинской помощи, оказываемой амбулаторно и 52 стационарно (6 приложений к Приказу с многостраничными опросниками), детально прописано формирование общественных советов с целью обеспечения независимости рейтинговой оценки. Через полгода после выхода этого Приказа в выступлении Президента на Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации (07.05.2014 г.) прозвучало подтверждение стратегической линии обязательности проведения оценки самими гражданами качества услуг бюджетной сферы, а в конце года в Послании Президента Федеральному Собранию (03.12.2014г.) в качестве приоритетной задачи было определено создание централизованной системы государственного контроля за качеством работы медицинских организаций с соответствующими полномочиями и нормативной базой, с одновременным расширением полномочий Росздравнадзора. Действующие в настоящее время методические рекомендации по формированию рейтингов медицинских организаций утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ № 503 от 12.09.2014 “Об организации работы по формированию рейтингов государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения”. Положения Приказа предписывают формировать интегральный рейтинг медицинской организации на основе двух рейтингов, основанных на объективных показателях и независимой оценке качества работы (соответственно, амбулаторно 50% -статистика и 50% - опросы, стационар 70% - статистика и 30% -опросы). На основе объективных показателей (индикаторы по группам «ресурсы-процесс-результат» оцениваются по 10-балльной шкале) формируется агрегированный рейтинг. Информационной основой оценки являются действующие формы статистического учета и отчетности. Агрегирование, как оценочная стратегия, оказывается в медицине возможной в той мере, в какой мы можем предполагать, что все потребители в конкретном сегменте медицинского рынка похожи друг на друга и испытывают схожие потребности. Учет в методических рекомендациях неоднозначности субъективных показателей хорошо иллюстрирует пример такого индикатора, как «число обоснованных жалоб граждан на действия медицинских работников поликлиники» (на 1000 прикрепленного 53 населения). Это важный показатель взаимодействия врача и пациента, однако, нередко причины даже обоснованных жалоб пациентов лежат за пределами компетенции персонала поликлиники и являются следствием общесистемных проблем здравоохранения, и поэтому «вес» данной оценки относительно невысок - 3 балла. В соответствии с методическими рекомендациями формирование рейтингов медицинских организаций осуществляется на основе интегрального индекса качества (Inx общ.), индекса качества работы медицинской организации, рассчитанного по данным федеральной и ведомственной статистической отчетности (Inx стат., от 0 до 1 балла), пациентский индекса качества работы (Inx суб., от 0 до 10 баллов) по следующим типам медицинских организаций -поликлиники, в том числе участковые службы, женские консультации, больницы, родильные дома, медицинские организации, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь. Общий интегральный индекс качества рассчитывается для каждого типа медицинской организации по формуле: In x общ.=0,7 х Inx стат. х 10+0,3 x Inx суб. Положениями Приказа Минздрава РФ от 28 ноября 2014 г. № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» определена, чрезвычайно значимая для точного понимания того, что в первую очередь объективно может оценить пациент, методология оценки сервисной составляющей обслуживания пациентов. В данной методологии представлены критерии оценки качества услуг, предоставляемых медицинской организацией, которые подлежат оценке пациентом, но не профессиональной деятельности врача, которая подлежит другой оценочной деятельности - контролю, экспертизе и т.д. В соответствии с организационными технологиями проведения работ по независимой оценке качества оказания услуг медицинскими организациями, представленными в Приказе Минздрава РФ № 136 от 03.03.2016, утвержден план Минздрава по НОКМП на 2016-2018 гг., ежеквартальные заседания Общественного совета, направления мониторинга условий для НОК в подведомственных медицинских организациях, подтверждена необходимость проведения 54 тематических форумов, в т.ч. для представителей средств массовой информации.Об авторах
Ирина Анатольевна Петрова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Email: iap61@inbox.ru
Список литературы
Статистика
Просмотры
Аннотация - 8
PDF (Russian) - 14