Развитие индикативного планирования -инновационной составляющей современной системы управления здравоохранением

  • Авторы: Огнева Е.Ю.1, Головина С.М.2
  • Учреждения:
    1. МОНИКИ
    2. Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко
  • Выпуск: № 3 (2015)
  • Страницы: 139-140
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2315
  • Цитировать

Аннотация


Необходимость повышения эффективности здравоохранения требует новых подходов к управлению и планированию на всех уровнях, новых механизмов планирования и нового инструментария. В качестве перспективного инновационного направления развития управления в современных социальноэкономических условиях хозяйствования рассматривается индикативное планирование.

Полный текст

Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, г. Москва Огнева Екатерина Юрьевна - зам. главного врача Головина Светлана Михайловна - науч. сотр., golovina.svetlan@mail.ru 139 тивных методов планирования. Индикативное планирование возникло, разрабатывалось и реализовывалось ещё в 30-е годы ХХ в. в странах Западной Европы и в некоторых развивающихся странах (Мексика, Индия). После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах независимо от их политико-экономической ориентации. Наиболее развитая система индикативного планирования сложилась во Франции, Италии, Японии, Нидерландах, Мексике, Индии. Более поздние попытки его внедрения были осуществлены в Южной Корее, Малайзии, Тайване и других странах. Система индикативного планирования показала жизнеспособность и эффективность в решении многих социально-экономических проблем и используется практически повсеместно. Условно все разнообразие моделей планирования, существующее сегодня в мире, объединяют в три вида: североамериканская (США, Канада), азиатская (Япония, Южная Корея) и европейская (Франция, Швеция) системы. В современных условиях глобализации мировой экономики и усиления экономической роли транснациональных корпораций происходит пересмотр роли и места государственного регулирования. Получает развитие концепция эффективного государства, частично ограничивающая и перераспределяющая регулирующие функции государства в пользу частного капитала и международных организаций. В социальноэкономической сфере индикативное планирование понимается как процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики, соответствующих направлениям государственной социально-экономической политики. Суть индикативного планирования (от лат. «indicator» - указатель) - не директивное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. В основе индикативного планирования лежит принцип: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Естественно, существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления. План используется как основной инструмент управления, при этом предполагается использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. По мнению некоторых авторов, индикативное планирование применимо к здравоохранению с учётом его специфики, связанной, прежде всего с рядом особенностей учреждений здравоохранения как объектов индикативного управления. Система индикаторов представляет собой набор расчётных инструментов, позволяющих получить системную информацию о качественных и количественных состояниях объекта управления - различных подсистем медицинского учреждения. 140 В сфере здравоохранения РФ примером применения индикативного метода стал приоритетный Национальный проект «Здоровье». Индикативное управление развитием здравоохранения апробировано на региональном уровне в Республике Татарстан, Ингушской Республике, на уровне медицинских учреждений Белгородской области, где подтверждена его эффективность.

Об авторах

Екатерина Юрьевна Огнева

МОНИКИ

Москва
зам. главного врача

Светлана Михайловна Головина

Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Email: golovina.svetlan@mail.ru
Москва
науч. сотр.

Список литературы

  1. Андрюшкевич О.А. Индикативное планирование в экономиках разного типа. 23.01.2012. Ред. «Капитал страны» capital-rus/ru/articles/article/199716.
  2. Кулькова В.Ю. Оценка системы индикаторов мониторинга отрасли здравоохранения Республики Татарстан / Альманах гуманитарных и социологических исследований: Сб. науч. ст. - Казань, 2009. - С. 63-70.
  3. Сапралиева Д.О., Кудрина В.Г., Андреева Т.В. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». - 216 с.
  4. Тхориков Б.А. Отраслевые предпосылки применения индикативного управления в сфере здравоохранения // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 16. - С. 263 -267.
  5. Тхориков Б.А Методологические основы индикативного управления развитием организаций социальной сферы (на примере учреждений здравоохранения): Автореф. дис.. д-ра эконом. наук. - Курск, 2013. - 48 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 2

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах