Razvitie indikativnogo planirovaniya -innovatsionnoy sostavlyayushchey sovremennoy sistemy upravleniya zdravookhraneniem

Abstract


Необходимость повышения эффективности здравоохранения требует новых подходов к управлению и планированию на всех уровнях, новых механизмов планирования и нового инструментария. В качестве перспективного инновационного направления развития управления в современных социальноэкономических условиях хозяйствования рассматривается индикативное планирование.

Full Text

Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, г. Москва Огнева Екатерина Юрьевна - зам. главного врача Головина Светлана Михайловна - науч. сотр., golovina.svetlan@mail.ru 139 тивных методов планирования. Индикативное планирование возникло, разрабатывалось и реализовывалось ещё в 30-е годы ХХ в. в странах Западной Европы и в некоторых развивающихся странах (Мексика, Индия). После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах независимо от их политико-экономической ориентации. Наиболее развитая система индикативного планирования сложилась во Франции, Италии, Японии, Нидерландах, Мексике, Индии. Более поздние попытки его внедрения были осуществлены в Южной Корее, Малайзии, Тайване и других странах. Система индикативного планирования показала жизнеспособность и эффективность в решении многих социально-экономических проблем и используется практически повсеместно. Условно все разнообразие моделей планирования, существующее сегодня в мире, объединяют в три вида: североамериканская (США, Канада), азиатская (Япония, Южная Корея) и европейская (Франция, Швеция) системы. В современных условиях глобализации мировой экономики и усиления экономической роли транснациональных корпораций происходит пересмотр роли и места государственного регулирования. Получает развитие концепция эффективного государства, частично ограничивающая и перераспределяющая регулирующие функции государства в пользу частного капитала и международных организаций. В социальноэкономической сфере индикативное планирование понимается как процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики, соответствующих направлениям государственной социально-экономической политики. Суть индикативного планирования (от лат. «indicator» - указатель) - не директивное (советующее, ориентирующее) планирование на государственном уровне. В основе индикативного планирования лежит принцип: рынок - насколько возможно, план - насколько необходимо. Естественно, существует множество вариантов соотношения рыночного механизма и планового управления. План используется как основной инструмент управления, при этом предполагается использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей. По мнению некоторых авторов, индикативное планирование применимо к здравоохранению с учётом его специфики, связанной, прежде всего с рядом особенностей учреждений здравоохранения как объектов индикативного управления. Система индикаторов представляет собой набор расчётных инструментов, позволяющих получить системную информацию о качественных и количественных состояниях объекта управления - различных подсистем медицинского учреждения. 140 В сфере здравоохранения РФ примером применения индикативного метода стал приоритетный Национальный проект «Здоровье». Индикативное управление развитием здравоохранения апробировано на региональном уровне в Республике Татарстан, Ингушской Республике, на уровне медицинских учреждений Белгородской области, где подтверждена его эффективность.

About the authors

Ekaterina Yur'evna Ogneva


Svetlana Mikhaylovna Golovina

Email: golovina.svetlan@mail.ru

References

  1. Андрюшкевич О.А. Индикативное планирование в экономиках разного типа. 23.01.2012. Ред. «Капитал страны» capital-rus/ru/articles/article/199716.
  2. Кулькова В.Ю. Оценка системы индикаторов мониторинга отрасли здравоохранения Республики Татарстан / Альманах гуманитарных и социологических исследований: Сб. науч. ст. - Казань, 2009. - С. 63-70.
  3. Сапралиева Д.О., Кудрина В.Г., Андреева Т.В. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». - 216 с.
  4. Тхориков Б.А. Отраслевые предпосылки применения индикативного управления в сфере здравоохранения // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 16. - С. 263 -267.
  5. Тхориков Б.А Методологические основы индикативного управления развитием организаций социальной сферы (на примере учреждений здравоохранения): Автореф. дис.. д-ра эконом. наук. - Курск, 2013. - 48 с.

Statistics

Views

Abstract - 7

PDF (Russian) - 16

Cited-By



Copyright (c) 2015 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies