Преподавание истории медицины в РУДН
- Авторы: Сорокина Т.С.1, Ермолаев А.В.1, Ершов А.Е.1
- Учреждения:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 178-180
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2334
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Сорокина Татьяна Сергеевна - д.м.н., проф., зав. курсом, tatiana.s.sorokina@gmail.com Ермолаев Андрей Владимирович - к.б.н., доцент Ершов Андрей Евгеньевич - ассистент курса ы 178 культурному и научному развитию Европы, Америки и ряда стран других континентов. При этом великая эпоха Возрождения в Западной Европе уже не определяется как Позднее Средневековье, а логично и обоснованно знаменует собой начало Нового времени (Раннее Новое время). Уточнена и граница между Новым временем и Современностью - 1914 год начала Первой мировой войны. Понятно, что в странах Востока существуют свои национальные критерии периодизации истории и науки, которые заметно отличаются как между собой, так и от европейской периодизации. Однако при всем многообразии региональных периодизаций единство исторического процесса требует и единого подхода к изучению всемирной истории - по хронологическим срезам истории (синхронный подход), что позволяет выявлять и изучать взаимосвязь исторического развития в разных странах и цивилизациях (включая историю культуры и науки). Таблица Современная периодизация и хронология всемирной истории Периоды Условные хронологические рамки Первобытная эра Более 2 млн лет назад - 4-е тысячелетие до н.э. Древний мир 4-е тысячелетие до н.э. - середина 1-го тысячелетия н.э. Средние века 476 г. - XV в. Новое время XVI в. - начало ХХ в. Новейшее время (Современность) С 1914 г. (ХХ-XXI столетия) Предметом дисциплины «История медицины» на младших курсах является общая история медицины. Её основная задача - раскрыть основные этапы, закономерности и логику развития медицинских знаний и деятельности в разных странах мира на всех этапах исторического развития. Частная история каждой науки становится понятной студентам только при освоении данной дисциплины на соответствующих кафедрах. Так, студенты 5-6 курсов Медицинского института РУДН в соответствии с учебным планом кафедры госпитальной хирургии посещают Музей НЦССХ им. А.Н Бакулева (директор - С.П. Глянцев), где они, уже имея необходимые знания основ хирургической науки и практики, с большим интересом продуктивно знакомятся с экспозициями этого уникального Музея. В РУДН дисциплина «История медицины» преподаётся студентам специальностей «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело». Студенты специальности «Лечебное дело» изучают историю медицины на 4 семестре в объёме 3 кредита - 108 часов, из них 72 часа аудиторных занятий (36 часов лекций и 36 часов практических занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов (включая подго 179 товку курсовой работы). На интерактивных занятиях студенты участвуют в обсуждении курсовых работ и учебных документальных фильмов; принимают участие в научных студенческих конференциях. Студенты специальности «Стоматология» изучают историю медицины на 1 семестре, что создаёт определённые трудности в освоении предмета, т.к. они ещё не овладели необходимыми знаниями по базовым дисциплинам: латинский язык, история Отечества, философия, основные медико-биологические дисциплины (биология, анатомия, физиология, микробиология); объем дисциплины тот же - 3 кредита - 108 часов, из них 54 часа аудиторных занятий (36 часов лекций и 18 часов практических занятий) и 54 часа самостоятельной работы студентов (включая курсовую работу). Оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой системе (БРС), которая учитывает все виды активности студента (посещение лекций и занятий, активность на практических и интерактивных занятиях, промежуточный контроль знаний, подготовка курсовой работы и её защита). Аспиранты 1-го года обучения изучают историю медицины в рамках дисциплины «История и философия науки», которая состоит из двух модулей: «История науки (медицины)» (32 часа аудиторных занятий и подготовка реферата по истории науки) и «Философия науки» (68 часов аудиторных занятий) с последующей сдачей кандидатского экзамена по этой дисциплине. На курсе истории медицины РУДН подготовлен полный комплекс учебнометодической литературы по дисциплине «История медицины»: учебник «История медицины» (10 изданий: 1992, 1994, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2009, 2014); учебнометодическая литература для студентов, аспирантов и преподавателей («Преподавание истории медицины в свете ФГОС 3+», 2015); а также учебные пособия для школьников 9-11 классов в рамках программы профессиональной ориентации школьников и введения в специальность: «Медицинские профессии» (2009), «Профессиональное самоопределение школьников Москвы: Медицина» (2011), «Профессиональное будущее Якутии. Здравоохранение и медицина» (2014). С 2010 г. курс истории медицины проводит ежегодные циклы ДПО по истории медицины для профессорско-преподавательского состава медицинских вузов РФ (72 часа). Очередной цикл ДПО планируется провести 18-30 января 2016 г. Для преподавателей Медицинского института РУДН организован специальный цикл ДПО «История медицины для преподавателей».Об авторах
Татьяна Сергеевна Сорокина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
Email: tatiana.s.sorokina@gmail.com
д.м.н., проф., зав. курсом
Андрей Владимирович Ермолаев
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
к.б.н., доцент
Андрей Евгеньевич Ершов
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
ассистент
Список литературы
Статистика
Просмотры
Аннотация - 18
PDF (Russian) - 10