Prepodavanie istorii meditsiny v RUDN
- Authors: Sorokina T.S.1, Ermolaev A.V.1, Ershov A.E.1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2015)
- Pages: 178-180
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2334
- Cite item
Abstract
Full Text
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Сорокина Татьяна Сергеевна - д.м.н., проф., зав. курсом, tatiana.s.sorokina@gmail.com Ермолаев Андрей Владимирович - к.б.н., доцент Ершов Андрей Евгеньевич - ассистент курса ы 178 культурному и научному развитию Европы, Америки и ряда стран других континентов. При этом великая эпоха Возрождения в Западной Европе уже не определяется как Позднее Средневековье, а логично и обоснованно знаменует собой начало Нового времени (Раннее Новое время). Уточнена и граница между Новым временем и Современностью - 1914 год начала Первой мировой войны. Понятно, что в странах Востока существуют свои национальные критерии периодизации истории и науки, которые заметно отличаются как между собой, так и от европейской периодизации. Однако при всем многообразии региональных периодизаций единство исторического процесса требует и единого подхода к изучению всемирной истории - по хронологическим срезам истории (синхронный подход), что позволяет выявлять и изучать взаимосвязь исторического развития в разных странах и цивилизациях (включая историю культуры и науки). Таблица Современная периодизация и хронология всемирной истории Периоды Условные хронологические рамки Первобытная эра Более 2 млн лет назад - 4-е тысячелетие до н.э. Древний мир 4-е тысячелетие до н.э. - середина 1-го тысячелетия н.э. Средние века 476 г. - XV в. Новое время XVI в. - начало ХХ в. Новейшее время (Современность) С 1914 г. (ХХ-XXI столетия) Предметом дисциплины «История медицины» на младших курсах является общая история медицины. Её основная задача - раскрыть основные этапы, закономерности и логику развития медицинских знаний и деятельности в разных странах мира на всех этапах исторического развития. Частная история каждой науки становится понятной студентам только при освоении данной дисциплины на соответствующих кафедрах. Так, студенты 5-6 курсов Медицинского института РУДН в соответствии с учебным планом кафедры госпитальной хирургии посещают Музей НЦССХ им. А.Н Бакулева (директор - С.П. Глянцев), где они, уже имея необходимые знания основ хирургической науки и практики, с большим интересом продуктивно знакомятся с экспозициями этого уникального Музея. В РУДН дисциплина «История медицины» преподаётся студентам специальностей «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело». Студенты специальности «Лечебное дело» изучают историю медицины на 4 семестре в объёме 3 кредита - 108 часов, из них 72 часа аудиторных занятий (36 часов лекций и 36 часов практических занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов (включая подго 179 товку курсовой работы). На интерактивных занятиях студенты участвуют в обсуждении курсовых работ и учебных документальных фильмов; принимают участие в научных студенческих конференциях. Студенты специальности «Стоматология» изучают историю медицины на 1 семестре, что создаёт определённые трудности в освоении предмета, т.к. они ещё не овладели необходимыми знаниями по базовым дисциплинам: латинский язык, история Отечества, философия, основные медико-биологические дисциплины (биология, анатомия, физиология, микробиология); объем дисциплины тот же - 3 кредита - 108 часов, из них 54 часа аудиторных занятий (36 часов лекций и 18 часов практических занятий) и 54 часа самостоятельной работы студентов (включая курсовую работу). Оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой системе (БРС), которая учитывает все виды активности студента (посещение лекций и занятий, активность на практических и интерактивных занятиях, промежуточный контроль знаний, подготовка курсовой работы и её защита). Аспиранты 1-го года обучения изучают историю медицины в рамках дисциплины «История и философия науки», которая состоит из двух модулей: «История науки (медицины)» (32 часа аудиторных занятий и подготовка реферата по истории науки) и «Философия науки» (68 часов аудиторных занятий) с последующей сдачей кандидатского экзамена по этой дисциплине. На курсе истории медицины РУДН подготовлен полный комплекс учебнометодической литературы по дисциплине «История медицины»: учебник «История медицины» (10 изданий: 1992, 1994, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2009, 2014); учебнометодическая литература для студентов, аспирантов и преподавателей («Преподавание истории медицины в свете ФГОС 3+», 2015); а также учебные пособия для школьников 9-11 классов в рамках программы профессиональной ориентации школьников и введения в специальность: «Медицинские профессии» (2009), «Профессиональное самоопределение школьников Москвы: Медицина» (2011), «Профессиональное будущее Якутии. Здравоохранение и медицина» (2014). С 2010 г. курс истории медицины проводит ежегодные циклы ДПО по истории медицины для профессорско-преподавательского состава медицинских вузов РФ (72 часа). Очередной цикл ДПО планируется провести 18-30 января 2016 г. Для преподавателей Медицинского института РУДН организован специальный цикл ДПО «История медицины для преподавателей».About the authors
Tat'yana Sergeevna Sorokina
Email: tatiana.s.sorokina@gmail.com
Andrey Vladimirovich Ermolaev
Andrey Evgen'evich Ershov
References
Statistics
Views
Abstract - 18
PDF (Russian) - 10