Моделирование в управлении деятельностью среднего медицинского персонала родильного дома

  • Авторы: Горелова Н.В1
  • Учреждения:
    1. ГБОУ ВПО Астраханский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Выпуск: № 4-5 (2015)
  • Страницы: 72-75
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2367
  • Цитировать

Аннотация


На основании анализа и комплексной оценки деятельности среднего медицинского персонала построена модель управления, обеспечивающая оптимизацию рабочей нагрузки сестер и повышение эффективности их работы.

Полный текст

Совершенствованию управления деятельности сестринского персонала способствует моделирование на основе системного анализа деятельности медицинских сестер с обоснованием механизмов использования имеющихся ресурсов, порядка и содержания мер обеспечения реализации процессов [1]. На основе оценки потребности в услугах сестринского персонала, хронометража наблюдений за его работой, расчета коэффициента использования рабочего времени построена модель эффективной организации сестринской медицинской помощи в родильном доме [2,3,4]. Проведение хронометражных наблюдений в родильном доме и оценки общего коэффициента использования рабочего времени сестринского персонала в регионе свидетельствовало о значительной перегрузке в работе сестринского персонала. По всем видам деятельности, кроме доставки новорожденных на ЭКГ, коэффициент использования рабочего времени был больше 1,0. Основная деятельность медицинской сестры БЦЖ и скрининга крови на 30,4% и 34,6% отставала от среднероссийских показателей, медицинской сестры по обслуживанию молочной комнаты - составляла 62,5%, что превышало эталон на 12,5%. У медицинской сестры по обслуживанию молочной комнаты коэффициент использования рабочего времени составлял 1,3. Наибольшим он был в разделе «раздача смеси» - 2,0, наименьшим - в «беседе с мамами» - 0,8. У медицинской сестры, осуществляющей аудиологический скрининг, коэффициент использования рабочего времени составлял 1,2. Наибольшим данный коэффициент был в разделе «скрининг» - 2,1 и «сдача дежурств» - 2,0, наименьшим - в «беседе с мамами» - 0,6. Хозяйственная деятельность и личное время входили в 73 фактический бюджет рабочего времени медицинских сестер и отсутствовали в эталоне. Сложившаяся ситуация усугублялась сохраняющимся дефицитом кадров среднего звена и соответствующей ему ростом фактической нагрузки на медицинских сестер в родильном доме (табл. 1). Таблица 1 Динамика дефицита кадров среднего звена и нагрузки на медицинских сестер в учреждениях региональной системы род овспоможения Годы 2010 2011 2012 2013 2014 Количество акушерок и медсестёр, работающих в учреждениях региональной системы родовспоможения 352 369 369 383 426 Фактическая нагрузка на 1 акушерку/медсестру (ставки) 1,34 1,3 1,3 1,3 1,42 Дефицит штатных единиц в % 7,7 25,6 24,2 21,1 21,6 Результаты настоящего исследования свидетельствуют о необходимости оптимизации затрат времени медицинских сестёр путем делегирования вспомогательных и хозяйственных видов деятельности младшему медицинскому персоналу, а также введение в штат отделений медицинских сестёр-координаторов. Перераспределение затрат рабочего времени медицинских сестер позволит расширить сферу их трудовой деятельности, использовать их квалификацию по прямому назначению). Целесообразность использования организационноуправленческой модели оказания медицинских сестринских услуг в родильном доме обусловлена: 74 1. Возможностью ускорения процессов оказания медицинских сестринских услуг, 2. Оптимизацией затрат времени медицинской сестры путем делегирования хозяйственной деятельности младшему медицинскому персоналу: • у постовой медицинской сестры -7,2% времени освобождается для работы с документами; • у медицинской сестры кабинета БЦЖ- 23,1% времени освобождается на основные виды деятельности и для работы с документами; • у медицинской сестры, осуществляющей скрининг крови - 23,1% времени освобождается на основные виды деятельности; • у медицинской сестры, осуществляющей аудиологический скрининг - 13,4% времени освобождается на основные виды деятельности, проведение бесед с родильницами, работу с документами; • у медицинской сестры молочной комнаты - 17,94% времени освобождается для проведения бесед с родильницами, работы с документами. 3. Возможностью улучшения качества работы среднего медицинского персонала путем снижения количества дефектов в их деятельности; 4. Возможностью улучшения показателей удовлетворенности женщин-родильниц качеством оказываемой помощи в родильном доме: • своевременностью оказания помощи на 25%; • обучению уходу за новорожденными на 13,4%; • обучению принципам грудного вскармливания на 25%. 5. Отсутствием дополнительных затрат.

Об авторах

Н. В Горелова

ГБОУ ВПО Астраханский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации


Список литературы

  1. Черкасов С.Н., Курносиков М.С. Влияние медицинской сестры на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности. - Материалы VIII Российской конференции с международным участием «Высшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения», 2014. - с. 27-30.
  2. Н.В. Горелова, Л.А. Огуль, М.А. Шаповалова Хронометраж работы сестринского персонала в клиническом родильном дом // Экономика здравоохранения. - Москва - 2011. - № 5-6 - С. 54 - 57
  3. Н.В. Горелова, Л.А. Огуль Оценка деятельности сестринского персонала в родовспомогательном учреждении // Астраханский медицинский журнал, № 1 - 2012. - С. 97 - 101.
  4. М.А. Шаповалова, Л.А. Огуль, Н.В. Горелова Удовлетворенность качеством медицинской помощи в родильном доме // Сборник материалов XV конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии» - Москва. - 2011г. -С. 965.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах