Некоторые аспекты реформирования системы здравоохранения Франции

Аннотация


Во Франции удалось достичь самого высокого в Европе показателя средней продолжительности жизни населения и низкого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Главной целью реформирования была максимальная доступность медицинской помощи. Французское правительство пыталось гарантировать каждому гражданину доступ ко всем медицинским услугам, а также их качество и максимальное приближение к месту жительства.

Полный текст

Расцвет пришелся на 1960-е годы (именно в этот период кардинально менялись законы и структура системы здравоохранения). Главной целью реформирования была максимальная доступность: французское правительство пыталось гарантировать каждому жителю страны доступ ко всем медицинских услугам, а также - их качество и максимальное приближение к месту жительства человека. На территории Франции проживает большое количество мигрантов, поэтому для предупреждения социальных болезней важно, чтобы и они могли пользоваться всеми медицинскими услугами, ведь борьба с эпидемией обошлась бы государству гораздо дороже. Во Франции базовый уровень всеобщего обязательного медицинского страхования обеспечивается через систему страховых фондов, в основном привязанных к месту работы. Формально эти фонды являются частными компаниями, но они жестко регулируются и контролируются государством. На сегодняшний день во Франции функционирует три системы медицинского страхования. Первая - Общая национальная система медицинского страхования, которая охватывает 50 млн. человек и обеспечивает страховками 83% населения страны. Это большинство работников за пределами аграрного сектора и члены их семей. Указанные взносы покрывают 6070% общей стоимости лечения. Вторая - дополнительное (необязательное) страхование. Частное страхование во Франции покрывает около 12,7% всех расходов на медицинскую помощь. По этому показателю среди промышленно развитых стран Франция уступает только Соединенным Штатам Америки (35%) и Бельгии (15,2%). Стоимость добровольной страховки среднего качества начинается от 200 Евро в год. Бремя дополнительного страхования не всегда ложится на плечи самого работника, много крупных компаний берут его на себя (на практике более чем у половины работников оно включено в 149 социальный пакет). Третья система - более 118 частных страховщиков, предоставляющих различные формы медицинских страховок. Так, отдельные страховые схемы охватывают работников сельскохозяйственного сектора и представителей других профессий, еще один фонд специализируется на страховании безработных и т.д. Французская система здравоохранения занимает третье место в мире по объему расходов после США (17% ВВП) и Швейцарии (11,5%) [1]. Расходы на медицинские услуги и товары во Франции в 2014 г. составили более 190 млрд. евро (около 9% ВВП). В финансировании медицинской отрасли Франции участвует абсолютно каждый. Крупнейшим источником поступлений является налог на зарплату. За социально незащищенное и крайне бедное население платит государство. В стране действует общий социальный налог в размере 5,25% от дохода; а для пенсионеров и лиц, получающих пособие по безработице, он уменьшается до 3,95%. Расходы на медицинские услуги растут прежде всего из-за подорожания лекарств. Вторая причина - удорожание медицинской помощи - современное оборудование для больниц требует все больше капитальных вложений. Во Франции наблюдается «перепотребление» как лекарств, так и диагностических процедур, что наносит ощутимый экономический ущерб [2]. Франция сделала ставку на контроль управления и десять лет назад начала реформировать систему здравоохранения через сокращение количества как больниц, так и коек. Второй важной составляющей стало изменение системы финансирования. Расширилась и возросла ответственность как врача, так и пациента [3]. Каждый пациент может выбрать своего врача-терапевта, который устанавливает предварительный диагноз и отправляет пациента к узкому специалисту. Это начало так называемого «маршрута лечения». 150 Конечно, больной может сам пойти к узкому специалисту, но в этом случае государство не вернет ему денег вообще или возместит минимальную сумму, а стоимость услуг таких специалистов во Франции высока. Пациенты должны оплачивать франшизу (фиксированную ставку) за каждую консультацию, лабораторное или рентгенографическое исследование, упаковку лекарств, санитарный транспорт и время пребывания в стационаре из собственного кармана. Так, стандартный визит к терапевту во Франции стоит 23 Евро. Из них 15 Евро компенсирует государство, 7 Евро - дополнительное страхование, а 1 Евро - тот посильный вклад, который должен сделать больной. И такой алгоритм оказывается действенным. Пациенты прекратили перепроверять результаты лабораторных исследований и употреблять ненужные лекарства. Все эти меры позволили сократить расходы на здравоохранение в стране на 20%. В свою очередь, врач должен ответственно относиться к исследованиям и лекарствам, которые он назначает. Созданы специальные органы, проверяющие содержание рецептов, их количество и длительность пребывания на больничном листе. Государство пытается снизить стоимость лекарств, сохраняя их качество за счет продажи проверенных дженериков. Сегодня во Франции насчитывается 30 тыс. аптек. Все они частные и принадлежат исключительно фармацевтам. Каждая аптека обязана обслуживать не менее двух с половиной тысяч человек. По закону создание аптечных сетей в стране запрещено. Во Франции фармацевтов, как и врачей, готовят в университетах, т.е. деятельность французских аптек не ограничивается приготовлением и отпуском лекарств. Фармацевты всегда готовы предоставить нуждающимся экстренную помощь - измерить давление, подобрать средства по уходу за инвалидами и лежачими больными, посоветовать 151 лекарства, проконсультировать относительно аналогов назначенных препаратов и даже подсказать адрес ближайшего врача. В целом качество медицинских услуг во Франции удовлетворяет население, однако существует своеобразная проблема - т.н. «медицинские кочевники»: пациенты, посещающие одного врача за другим, пока им не установят тот диагноз, который их устроит. Такое явление повышает расходы на содержание системы здравоохранения, и государство отреагировало на это увеличением долевого участия потребителей в оплате услуг, а также ограничением компенсации за консультации врачам. Литература

Об авторах

А. Н Прокинова

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Москва

Список литературы

  1. Madiès Th., (2013): «Quelle stratégie de politique économique face à la mondialisation dans les pays industrialisés?», Les Cahiers Français, n° 335.
  2. Aghion Ph., É. Cohen et J. Pisani-Ferry (2012): Politique économique et croissance en Europe, Rapport du CAE, n° 59, La Documentation française.
  3. Conseil d’analyse économique (2014): Réformes structurelles et coordination en Europe, Rapport du CAE, n° 51, La Documentation française.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 3

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах