Информационно-коммуникационные системы как фактор развития медицинского туризма

Аннотация


В статье рассмотрены вопросы развития информационно-коммуникационных технологий, влияющих на рост спроса на услуги медицинского туризма. Проведен обзор наиболее популярных на рынке медицинского туризма мобильных приложений, выступающих эффективными информационно-коммуникационными продуктами, функционал которых позволяет потенциальному медицинскому путешественнику получить доступ к полной информации относительно региона, клиники, уровня качества, цены и доступности медицинской услуги, которую он планирует получить за пределами страны проживания. Проведённое исследование позволяет заключить, что на современном этапе цифровизации и развития информационно-коммуникационных технологий мобильные приложения являются эффективным инструментом развития медицинского туризма, поскольку сокращают транзакционные издержки потребителя и обеспечивают доступ к информации, необходимой для принятия решения о поездке с медицинскими целями.

Полный текст

Введение В настоящее время индустрия медицинского туризма становится одним из перспективных сегментов мирового туристического бизнеса. По сути, она выступает альтернативой национальной системе здравоохранения, предлагая качественную медицинскую помощь по низким ценам и с максимально коротким периодом ожидания медицинского вмешательства. В таких регионах, как Северная Америка, Европейский Союз и пр., пациентам зачастую приходится месяцами ждать, чтобы получить над лежащее и желательное медицинское лечение. Медицинский туризм предоставляет возможность найти альтернативные способы лечения в лучших медицинских учреждениях мира, не тратя лишних денег и времени на ожидание. Медицинский туризм - это глобальная многомиллиардная индустрия, в рамках которой упрощается процесс поездки в другую страну с целью получения медицинской помощи. Эта отрасль управляется пациентами, ищущими своевременную и экономически оправданную медицинскую помощь, которая не всегда доступна внутри страны прожива © П. И. Ананченкова, 2022 - 41 - Public health and healthcare management Общественное здоровье и организация здравоохранения ния. Расширяющаяся информационная культура средств массовой информации в сочетании с достижениями в области электронных коммуникаций способствует росту этой отрасли. Материалы и методы Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных тенденций развития информационно-коммуникационных технологий, влияющих на рост популярности медицинских путешествий. Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в виде мобильных приложений и их влияние на развитие сегмента медицинского туризма проведено на основе контент-анализа научных, обзорных и экспертных материалов, опубликованных как в научно-рецензируемых изданиях, так и в сети интернет. Результаты и обсуждение Развитие информационно-коммуникационных технологий и их интеграция в практически все сферы жизни человека оказали влияние на особенности работы с информацией. По мнению ряда авторов, «цифровые технологии, став частью современной повседневной жизни, внесли определенный вклад в развитие инноваций и общества, расширили возможности... в доступе к информации, развитию личностных компетенций, установлению взаимодействия друг с другом независимо от места положения, социального статуса, ограниченности в состоянии здоровья и т. п. Кроме того, современные ИКТ привели к экономическим, социальным и культурным изменениям в жизни» [1] «Широкое использование сети Интернет привело к появлению новых каналов связи и сделало информацию более доступной. Действительно, революционная направленность информационно-коммуникативных технологий вытекает из объединения двух типов быстро развивающихся технологий: небольшие и недорогие персональные компьютеры, включая такие устройства, как планшеты и смартфоны, а также проводные и беспроводные сети, обеспечивающие обмен между устройствами» [2]. Мобильные приложения давно уже стали неотъемлемой частью повседневной цифровой практики каждого, кто обладает какими-то гаджетами, или де-вайсами. В настоящее время существуют приложения буквально для каждой услуги или продукта. Мобильное приложение - это программный информационно-коммуникационный продукт, разработанный под необходимую операционную систему мобильного гаджета: смартфона, планшета и пр. По назначению приложения делятся на множество различных категорий, отражающих функционал данного цифрового продукта: игровые, новостные, навигационные, для работы с изображениями, звуками и пр. [3]. Буквально каждый обладатель смартфона стал зависимым от приложений в своей повседневной жизни, не говоря уже о растущей популярности приложений для здоровья, обретения физической формы и хорошего самочувствия. Возможно, именно рост популярности health-приложений стал причиной того, что специалисты индустрии медицинского туризма решили создать мобильные приложения, предназначенные для оказания помощи медицинским путешественникам, ищущим лечение в зарубежных странах. Фактически, приложения для медицинского туризма предоставляют равную долю угроз и возможностей. Модернизированные приложения облегчают мгновенное онлайн-бронирование для консультаций с врачами по всему миру. Это может быть проблемой для агентов и посредников медицинского туризма и клиник, практикующих долгий период записи и ожидания приема. Добавление удобства является большим фактором в медицинском туризме, и мобильные приложения успешно решают эту задачу. Хотя приложения имеют огромный потенциал, но первоначальные инвестиции в их разработку огромны. Компании, создающие востребованные и конкурентоспособные приложения, получают хорошую прибыль, в то время как те разработчики, кто не смог уловить потребность потребителя и создать цифровой продукт, удовлетворяющий ее, при разработке мобильных приложений могут в конечном итоге понести огромные убытки. На глобальном рынке системных информационно-коммуникационных продуктов существует ряд мобильных приложений, привлекающих внимание медицинских путешественников. TaiwanTrade. Разработанное в качестве совместного проекта между Бюро внешней торговли Министерства экономики и Советом по развитию торговли Тайваня, мобильное приложение TaiwanTrade предназначено для оказания помощи медицинским путешественникам, которые посещают Тайвань для лечения. Приложение представляет собой мобильную платформу, которая предоставляет подробную и актуальную информацию о разных отраслях экономики Тайваня, причем индустрия медицинского туризма является одной из них. Приложение позволяет медицинским центрам, а также независимым врачам регистрировать себя в приложении, чтобы обеспечить больший объем визабилити (просмотров) со стороны потенциальных потребителей медицинских услуг. MediApp. Разработанное в Южной Корее мобильное приложение MediApp предлагает медицинским путешественникам в страну очень подробные описания объектов медицинской инфраструктуры и информацию, связанную с медицинским туризмом в регионах. Доступно на нескольких языках, включая английский и русский, приложение предлагает медицинским путешественникам подробную информацию и видео о направлениях медицинской помощи, медицинских продуктах и услугах, доступных иностранному пациенту-путешественнику, клиниках и специалистах. В нем также представлены туристические агентства, которые оказывают помощь в планировании поездки, а также сочетании - 42 - Public health and healthcare management Общественное здоровье и организация здравоохранения непосредственно медицинского и иных форм туризма: рекреационного, культурно-познавательного и пр. MediApp также имеет обширный список больниц, клиник и медицинских учреждений по всей Корее, обеспечивая адекватную пользовательскую навигацию и результаты поисковых запросов для туристов, которым просто достаточно обозначить в соответствующей поисковой строке свои потребности. Все, от веб-сайта и адреса до контактных номеров и даже сведений о структурных подразделениях медицинской клиники, будет отображаться в течение нескольких минут. Другие важные функции MediApp включают в себя медицинский планировщик, планировщик путешествий, ленту новостей и подключения к Twitter. MedTourism. Это приложение для медицинского туризма в Таиланде служит мобильным расширением для веб-сайта thailandmedtourism.com. Направленное на продвижение медицинского туризма в стране, приложение предлагает подробную информацию обо всем, что связано с доступным и качественным медицинским обслуживанием в стране, включая медицинские процедуры, специалистов, поставщиков медицинских услуг, стоматологические и иные специализированные услуги, косметическую хирургию, дерматологию, осмотры, направления, события и т. д. Мобильное приложение также имеет функцию поиска, которая позволяет пользователям искать больницы, специалистов и поставщиков медицинских услуг в соответствии с их индивидуальными потребностями. Приложение также поставляется с функциями закладок и контактов, чтобы помочь пациентам оперативно связаться с нужной больницей или специалистом в Таиланде. HealthTraveler. Разработанное Healthy Travel Media, мобильное приложение HealthTraveler является первым в своем роде приложением в мире медицинского туризма. Оно позволяет медицинским туристам со всего мира искать и находить лучшие аккредитованные больницы с точки зрения качества, эффективности обслуживания и стоимости примерно в 50 странах, где медицинский туризм получил наибольшее распространение и поддержку со стороны местных участников рынка. В дополнение к предоставлению информации о зарубежных больницах, аккредитациях, специалистах, процедурах и медицинских услугах, приложение позволяет медицинским путешественникам связаться с больницей или специалистом по их выбору. Оно также отправляет соответствующие сообщения и оповещения в больницу по прибытии, включая состояние пациента-путешественника на момент прибытия. PlacidMobile. Запущенное компанией Placid Way Medical Tourism services, это специально разработанное бесплатное мобильное приложение помогает потребителям получить доступ к любой информации, связанной с медицинским туризмом, с Android и других мобильных устройств намного быстрее, чем когда-либо. Оно помогает в соединении с 500 медицинскими центрами, охватывающими более 40 стран и более 250 городов. Потребитель может изучить тысячи пакетов all inclusive, получить бесплатные прайс-листы и сравнить цены на различные медицинские процедуры в 40 странах. Чат предлагает дополнительную поддержку клиентов. Приложение позволяет потребителям делиться любой информацией, связанной с ценой, пакетом и процедурой, с семьей и друзьями через социальные сети. 3rdpot. Разработанный исключительно для помощи китайским туристам, которые посещают Южную Корею для медицинских процедур и лечения, 3rdpot - это мобильное сервисное приложение, разработанное одноименной компанией-разработ-чиком программного обеспечения. В дополнение к предложению подробной информации о медицинских услугах в Корее, включая соответствующую информацию о местоположении и решение для отслеживания GPS, приложение позволяет китайским медицинским туристам лучше планировать свое путешествие. Функционал продукта позволяет туристам бронировать авиабилеты для своей поездки и места пребывания до, во время и после лечения. Приложение также рекомендует туристам выбирать отдельные функции для планирования времени, культурной программы, бронирования столиков в ресторане, покупки SIM-карт и т. д. Malaffi. Это приложение является примером участия государственного сектора в разработке информационно-коммуникационных продуктов в области здравоохранения (в том числе - медицинского туризма). Министерство здравоохранения ОАЭ запустило мобильное приложение на арабском языке, которое представляет собой систему обмена медицинской информацией для оптимизации подключения к здравоохранению в эмирате Абу-Даби. Malaffi - это новая централизованная платформа, которая объединит более 2000 государственных и частных поставщиков медицинских услуг в Абу-Даби, удовлетворяя потребности в здравоохранении более 3 миллионов человек как в эмирате, так и в других странах Персидского Залива. Представленные образцы мобильных информационно-коммуникационных технологий и цифровых продуктов свидетельствуют о технологическом сдвиге в управлении информацией с коммерческими целями. Обеспечение доступности, своевременности, вариабельности и полноты необходимых потребителю данных обусловливает популярность мобильных приложений, в том числе - в сфере медицинского обслуживания. Заключение Таким образом, мобильные сервисные и приложения получают все большее распространение по мере развития самой индустрии медицинского туризма. Эти информационно-коммуникационные продукты направлены на предоставление медицин Общественное здоровье и организация здравоохранения - 43 - Public health and healthcare management ским туристам подробной информации о месте назначения, которое они выбирают для своего лечения, включая больницы, специалистов и медицинские услуги. Мобильные технологические приложения и программные информационно-коммуникационные продукты дают людям возможность осознанно подходить к своему здоровью и поддерживать свое благополучие, в том числе - за счет географически обусловленного выбора поставщика медицинской помощи. Доступность, оперативность и полнота информации о поставщиках медицинской услуги, которые обеспечивают информационно-коммуникационные продукты, становятся определяющим фактором выбора потребителя этих самых услуг. Когда речь заходит о путешествии с медицинскими, или оздоровительными целями, эти продукты становятся важным фактором развития медицинского туризма.

Об авторах

Полина Игоревна Ананченкова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России

Email: ananchenkova@yandex.ru

Список литературы

  1. Чижова Е. Н., Журавлева Л. И., Монастырская И. А. и др. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями. Белгород: Изд-во БГТУ; 2015.
  2. Вершинина А. В., Мишаков В. Ю. Дистанционные технологии как результат развития информационно-коммуникационных технологий. Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020). 2020:107-110.
  3. Научный форум: рынок мобильных приложений. https://scienceforum.ru/2019/article/2018016084 (Дата обращения 07.06.2022)

Статистика

Просмотры

Аннотация - 7

PDF (Russian) - 5

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах