Инновации в обучении медицинских специалистов

Аннотация


В статье рассмотрены подходы к внедрению инновационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов для сферы медицины и здравоохранения. Приведены примеры практики внедрения инноваций в учебный процесс ведущих российских медицинских университетов. Сделан вывод о том, что появление и развитие инновационных цифровых технологий сыграли важную роль в образовании и профессиональной подготовке медперсонала, расширив методологические и технологические подходы к организации процесса обучения за счет виртуального обучения, дистанционных и других технологий.

Полный текст

Введение Инновации в медицинском секторе продолжают развиваться и внедряться, улучшая свое качество, и в связи с этим, традиционное образование медицинских работников, постоянно изменяется, все больше включая инновации в качестве основного принципа обучения молодых специалистов. Пандемия COVID-19 показала всему миру насущные проблемы и слабые места в здравоохранении, что послужило толчком к улучшению доступа к здравоохранению, его доступности и качества. В настоящее время очень важно проводить работу по разработке и внедрению инновационных решений для удовлетворения потребностей в условиях пандемии, которые во многом маскировали неэффективность оказания медицинской помощи. Параллельно с этим проблемы, связанные с пандемией, стимулировали программы медицинской подготовки для переоценки целей работы медицинских учреждений и структур классической медицинской учебной программы [1, с. 15]. Пандемия бросила беспрецедентный вызов системе здравоохранения, и потребность в инновационных решениях для оптимизации образовательных усилий значительно возросла. Тем не менее, крайне важно обеспечить, чтобы эти изменения могли быть устойчивыми в долгосрочной перспективе. По мере того, как мы движемся в будущее, влияние этой формирующейся образовательной парадигмы должно быть тщательно оценено и расширено. Основная часть Наиболее часто встречающиеся виды инновационных методов в процессе обучения медицинским специальностям: -обучение с применением методов компьютерных технологий; -ориентация на личностные качества обучающегося - индивидуальный подход; -проведение проектной, а также исследовательской деятельности; -применение виртуальных игровых приложений. Основная проблема работы медицинских образовательных учреждений заключается в том, что, достижения в области медицинской подготовки до сих пор фокусируются на предоставлении знаний в классическом формате учебной программы, включая традиционность обучения и модели, основанные на конкретных случаях, в отличие от преподавания инновационных программ, где много внимания уделяется необходимости встраивания медицинских регламентов, без конкретных медицинских случае, на основе интегративного подхода определения признаков заболевания на расстоянии, без присутствия пациента. В здравоохранении существует проблема в том, что многие медицинские знания могут устаревать настолько быстро, что нет исследований и научного анализа по ним, для написания пособий и учебников для обучающихся. Для повышения эффективности лечения, медицинским работникам требуется постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, в соответствии с развитием технологий и научного прогресса. В связи с чем существуют высокие требования к системе высшего, а также среднего профессионального медицинского образования: это должно способствовать качественной подготовке молодых специалистов во всех сферах медицины в соответствии со всеми изменениями в науке и инновационных технологиях, особенно в междисциплинарном секторе-биофизике, биохимии, интегративной медицине, молекулярной медицине и т. п., которые очень быстро совершенствуются в современном мире. В связи с этим, медработникам крайне важно всегда, совершенствуя свои специальные знания, повышать уровень практических навыков и развивать критическое мышление. Учебный процесс в медицине основан на мультифакторной системе, которая способствует обеспечению полного взаимодействие педагога и учащегося, что помогает приспособиться к условиям, которые постоянно претерпевают определенные изменения. Во время пандемии коронавируса можно было наблюдать введения определенных правил и требований в системе высшего и среднего образования, в аспекте более плотной приближенности к практикоориентированности в выполнении ряда медицинских процедур, например, это при ведении дистанционного обучения студентов, разработка макетов и алгоритмов, которых не было ранее. Современное медицинское образование нацелено в первую очередь на практическое применение полученных знаний студентом, для этого постоянно происходит разработка и внедрение новых методик обучения при помощи инновационных технологий. Это должно способствовать более быстрой адаптации в работе и возможности в условиях постоянных перемен, быстро и уверенно решать сложные медицинские задачи [2, с. 782]. Современные методики преподавания постоянно совершенствуются, поэтому все учебные заведения стремятся вовремя их внедрить в работу, для того чтобы повысить усвояемость учебного материала. Внедрение инновационных технологий в обучение до 2020 года встречалось не так часто в образовательных организациях и обычно применялось на рекомендательном уровне. Например, Сеченовский государственный университет, имея как теоретический, так и практический опыт внедрения цифровых технологий в образовательный процесс: в университете ряд дисциплин (не более 30% учебного плана) преподаются с применением цифровых технологий (имитационных симуляторов, виртуальной реальности и пр.). Виртуальное обучение было определено как веб-обучение, предоставляемое с помощью цифровых платформ, объединяющих преподавателей и учащихся в разных географических границах [3]. Образование относится к сфере приобретения знаний компетенций по широким профессиональным темам. И наоборот, обучение - это более узкий процесс освоения навыков, необходимых для выполнения определенной работы или деятельности [4]. Виртуальные учебные среды, как инструменты инновационных преобразований образовательной сферы предназначены для имитации обучения в аудитории и могут проводиться синхронно или асинхронно [3]. Виртуальное обучение под руководством преподавателя способно преобразовать здравоохранение по всей стране, поскольку организации переходят к быстрому обучению медицинских работников и персонала, что приводит к смене парадигмы, которая может изменить организацию обучения в долгосрочной перспективе. Так называемая цифровизация в российском образовании стала довольно быстро внедряться во время распространения коронавируса в период 2020 года. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью российского образования. В основном, были внедрены различные образовательно-информационные платформы и другие возможные инструменты дистанционного обучения. После декабря 2020 года, больше половины российских студентов были переведены на удаленный формат. Переход на дистанционное обучение сделал актуальным вопрос изменения методологии преподавания материала и «обеспечения доступности цифрового контента для всех обучающихся без исключения, технического обеспечения устойчивых коммуникаций в рамках дистанционного формата - а главное, сохранения качества образования. Множественные вызовы для системы образования, тем не менее по мере их преодоления, трансформировались в уникальный опыт, ставший базой и катализатором опережающего развития системы подготовки кадров» [5, с. 22]. Медицинский Университет имени Сеченова в последнее время в больших масштабах активно внедряет в учебный процесс новые методики онлайн-обучения, что кардинально меняет традиционную систему медицинского образования в России, а также позволяет изменить сложившуюся управленческую систему в работе ВУЗа. С марта 2018 года данный университет старается повысить доступность и качество предоставляемого образования. Через систему электронного медицинского образования университет развивает обучение в рамках исполнения принципа компетентности образовательной парадигмы. Также университет внедрил интерактивные тренажеры, при изучении конкретных дисциплин и болезней, в хирургии, гинекологии, детских болезнях, вирусологии и т. п., с возможностью изучения медицинских дисциплин через симуляционные технологии и онлайн- и интерактивные макеты для того, чтобы можно было расширить научную базу для обучения и научных исследований, направленные на повышение качества преподавания с помощью онлайн-технологий, чтобы усовершенствовать качество обучения. Для этого было создано и внедрено в процесс обучения более 200 различных онлайн-курсов. Важно в обзоре инноваций в медицине, упомянут и о телемедицине, о которой много говорится в последнее время. В классическом понимании телемедицина направлена на решение лечебно-диагностических, профилактических и организационно-управленческих задач системы здравоохранения. Однако, среди ее возможностей и функций практически всегда указывается образовательная, - то есть использование телемедицинских технологий для дистанционного обучения медицинского персонала. Традиционно клинические телеконсультации и сеансы дистанционного обучения по самым разным вопросам (медицинским дисциплинам) рассматривались как единое целое. На фоне стремительного развития дидактических, методологических и системотехнических аспектов дистанционного обучения подобный подход представляется несколько устаревшим. За рубежом можно наблюдать активное внедрение медицинских кейс-методов. В настоящее время этот метод признается полезным и эффективным для повышения квалификации и обучения медицинских работников. Это «исследовательский подход, который используется для глубокого и многогранного понимания сложной проблемы в контексте реальной жизни» [1, с. 1657]. Данный метод обучения не похож на метод проблемно-ориентированного обучения. Это объясняется тем, что кейс-метод проходит на конкретно-выбранных случаях или примерах. Медицинские кейсы помогают научиться анализировать конкретные ситуации, которые могут отразить состояние пациента, а также проведения необходимой медицинской диагностики. Данный метод полезен и представляет собой изучение и анализ различных случаев и патологий в интерактивном формате. Внедрение кейс-методов помогает в изучении клинических случаев с помощь работы в интерактивном режиме. Это помогает студентам лучше разобраться и понимать разные ложные случаи болезней. В обучении с помощью кейсов есть определенная структура сбора анамнеза, например фото- и видео материалы после медицинского осмотра, данные о хронических заболеваниях, переносимых травмах, записи характерного голоса больного, результаты проведенных исследований и пр. Кейс-методика, как один из видов инновационного обучения в медицине, призван помочь студентам научиться решать более нестандартные и редко встречающиеся случаи, которые не являются типичными для медиков. С помощью применения web-методов в кейс-методике студенты расширяют круг знаний об определенной болезни, разбирая с различные реальные случаи, и пытаются найти способы лечения больного. В настоящее время в образовательном процессе активно используются всевозможные интернет-приложения, аккумулирующие интерактивные учебные кейсы, которые представляют собой дидактический материал для разбора реальных профессиональных ситуаций. Поскольку медицина подразумевает под собой огромный и сложный объем информации, существует проблема усвояемости такого материала у обучающихся. Для того чтобы решить данную проблему, можно предложить внедрить в процесс обучения новые, инновационные подходы к обучению, такие как уже применяемые -телемедицинские стимуляторы, при обращении к которым студент (как автоделе, обучаются водить автомобиль) проводит ряд манипуляций, с «удаленным больным»-ботом и видит результат, помогли ли его процедуры или только усугубили состояние. Но эти методики требуют включения в алгоритм работы такого приложения многофакторного принципа, поскольку должны быть учтены не только все типы больных, но и другие принципы. В Самарском государственном медицинском университете были созданы Центр прорывных исследований «ИТ-Медицина» и Центр образовательных технологий, которые способствуют изменению качества и методик предоставления обучения студентам и повысить уровень подготовки молодых специалистов. В Центре прорывных исследований основной задачей является изучение, разработка и внедрение инновационных методов обучения, например разработка тренажеров, электронных медицинских атласов, 3D симуляторов, которые с помощью моделирования и визуализации помогают лучше понять анатомию человека [2]. Нововведения и улучшение методик преподавания в медицинском обучении способствуют развитию системы здравоохранения и медицинского образования на всех уровнях. В настоящее время уже разработаны аппаратно-программные комплексы, для применения в обучении студентов-медиков и практикующих специалистов в системе повышения квалификации: «2D-Виртуальный хирург», «3D-Виртуальный хирург», интерактивный 3D-атлас человеческого тела Inbody anatomy, интерактивный анатомический стол «Пирогов», 3D-практикум хирургических инструментов, тренажер для аускультации тонов сердца и легких, «Виртуальная хирургическая клиника» [6]. В СамГМУ на этапе внедрения находится компьютерная программа «Симулятор клинических задач», позволяющая студентам отрабатывать навыки принятия решений по разнообразным профессиональным ситуациям: от сбора анамнеза до постановки клинического диагноза. Как отмечают преподаватели университета, «в режиме контроля студент имеет возможность выбора уровня сложности, получения обратной связи о правильности предпринимаемых действий, но, самое главное - ведения диалога (запрашивать необходимую для решения задачи информацию и получать соответствующие ответы). В обучающем режиме студент должен решить задачи всех четырех уровней сложности, однако, он не сможет перейти к более сложным задачам, не решив простые. По результатам выполнения задания программа составляет отчет о ходе решения задач и оценивает качество подготовки студента» [2]. Заключение Таким образом, инновации в медицине предоставляет безграничные возможности для отрасли здравоохранения. COVID-19 вызвал социальные потрясения и способствовал беспрецедентным изменениям, которые потребовали, чтобы многие организации быстро перевели занятия в виртуальный формат. Исследователи и компании придумывают различные решения и идеи по использованию этих технологий для улучшения опыта здравоохранения, начиная от обслуживания оборудования и медицинского обучения до поддержки операций и пребывания пациента в больнице. Появление и развитие инновационных цифровых технологий сыграли важную роль в образовании и профессиональной подготовке медперсонала. Виртуальное образование и обучение для информационных систем здравоохранения имеют решающее значение для поддержки своевременного ухода и безопасности пациентов, а также для предотвращения вреда, связанного с информационными технологиями. Хотя виртуальное обучение уже более десяти лет является новой частью профессионального образования в области здравоохранения, этот резкий поворот к виртуальному обучению стал серьезной проблемой. Существуют проблемы с внедрением процесса изменений в системе образования из-за новых перспектив виртуального обучения и его технологических сложностей. Заинтересованные стороны могут быть не готовы приспособиться к этому переходу к виртуальному обучению, поскольку они технологически не готовы адаптироваться к этому постпандемному образовательному ландшафту. Кроме того, внедрение виртуальной среды обучения является не только технической проблемой, но и педагогической и учебной задачей. Уделяя особое внимание обучению с использованием цифровых технологий, крайне важно понимать необходимые элементы виртуального обучения и то, как можно использовать существующие ресурсы учреждений для эффективного преобразования очного обучения в виртуальное.

Об авторах

Лев Дмитриевич Гурцкой

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России

Email: gurtskoyld@yandex.ru
105064, г. Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Журбенко В. А., Саакян Э. С. Использование инновационных методов обучения в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016;(11-1):164-164.
  2. Щукин Ю. В., Мензул Е. В., Мякишева Ю. В. Инновационные подходы формирования образовательных траекторий в медицинском вузе. Медицинское образование и вузовская наука. 2017;9(1):21-25.
  3. Knebel E. The use and effect of distance education in health care: what do we know? Quality Assurance Project. 2001. URL: https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/Pnacn245.pdf(дата обращения: 25.06.2022 г.).
  4. Samadbeik M. et al. Education and Training on Electronic Medical Records (EMRs) for health care professionals and students: A Scoping Review.International Journal of Medical Informatics. 2020;142:104238-10.
  5. Литвинова Т. М., Галузина И. И., Засова Л. B., Присяжная Н. В. Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):12-20.
  6. Внедрение VR и AR в медицине и медицинском обучении. URL: https://onix-systems.com/blog/implementing-virtual-reality-in-medicine-and-medical-training (дата обращения: 12.06.2022 г.).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 18

PDF (Russian) - 12

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах