Компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного здоровья: анализ и перспективы совершенствования
- Авторы: Тихонов А.И.1, Певцова Е.А.2
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
- Выпуск: № 4 (2022)
- Страницы: 76-80
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2495
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2022.04.014
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Ключевыми элементами государственной политики в сфере общественного здоровья выступают управленческие решения, базирующиеся на экономических, политических, социальных, научно-технологических и экологических факторах. Федеральные органы исполнительной власти как главные распорядители бюджетных средств оказывают существенное влияние на динамику показателей общественного здоровья населения. Являясь социальным государством, Российская Федерация в качестве приоритета провозглашает охрану здоровья населения [1], создание условий для развития основополагающих направлений общественного здоровья, что закреплено в статье 41 Конституции РФ. Материалы и методы В представленной работе используются различные научные методы и исследовательские инструментарии: методы правовой аналитики, анализ нормативных правовых актов и отраслевых компетенций ФОИВ, метод мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация фактов и концепций, что позволило дать оценку механизму правовой оценки государственного регулирования общественного здоровья и явилось основой для научного обоснования направлений совершенствования полномочий ФОИВ в сфере общественного здоровья. Авторами были проанализированы положения, регламентирующие деятельность и полномочия 70 федеральных органов исполнительной власти, в том числе: ФОИВ, находящиеся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации; ФОИВ, находящиеся в непосредственном ведении Правительства Российской Федерации 26. В рамках исследования были изучены труды ведущих отечественных ученых (Александрова О. Ю., Герасименко Н. Ф., Григорьев И. Ю., Стародубов В. И.), занимающихся проблематикой нормативного регулирования в сфере охраны здоровья граждан. Отметим, что в виду многокомпонентности и междисциплинарного характера объекта исследования, заключающегося в анализе нормативно урегулированных компетенций ФОИВ в сфере общественного здоровья, результаты исследования представляют значительный интерес как с теоретической точки зрения, так и с позиций разработки и последующего внедрения практических предложений по совершенствованию отраслевой управленческой деятельности в сфере общественного здоровья населения. Результаты и обсуждение Осуществленная оценка отраслевых компетенций ФОИВ в области общественного здравоохранения позволяет систематизировать полномочия ведомств (рис. 1). На основании проведенного анализа нормативных правовых актов, необходимо обозначить, что компетенции в сфере общественного здоровья наличествуют у 25 федеральных органов исполнительной власти. Целесообразно рассмотреть и классифицировать компетенции ФОИВ, для которых полномочия в сфере общественного здоровья являются профилирующими (Минздрав России, ФМБА России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор), и иные ведомства, в сферу деятельности которых входят компетенции, коррелирующие с показателями общественного здоровья. Министерство здравоохранения Российской Федерации является органом власти, реализующим ключевые направления государственной политики в области здравоохранени 27я и координирующим отраслевую деятельность иных ФОИВ в рамках переданных полномочий, в том числе посредством межсекторального взаимодействия. Отдельно обозначим, что компетенцией Минздрава России также является консолидирующая роль в части деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам здравоохранения, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования. Минздрав России, являясь профильным федеральным органом исполнительной власти, наделен полномочиями по проектированию и последующей реализации государственных и целевых программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, что позволяет существенным образом влиять на показатели общественного здоровья; полномочиями в области профилактики заболеваний и повышения уровня медицинской грамотности населения. Таким образом, компетенции Минздрава России являются основой для реализации государственной политики в сфере здравоохранения, эффективно сочетая в себе элементы централизации основных полномочий и делегирование управленческих функций в части развития региональных систем здравоохранения и достижения показателей общественного здоровья с учетом специфики развития субъектов Федерации. ФМБА России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения отдельных категорий граждан с особо опасными условиями труда, организация медико-биологического обеспечения спортивных команд России 28. Полномочия Феде рального медико-биологического агентства в сфере общественного здоровья позволяют реализовывать госполитику в сфере здравоохранения с учетом факторов и условий жизнедеятельности отдельных категорий граждан и характера развития специфических отраслей народно-хозяйственного комплекса РФ. Компетенции ФМБА России также позволяют реализовывать исследования и делегировать финансирование на выполнение научно-исследовательских работ, в том числе по тематике общественного здоровья. Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, реализуя направления государственной политики по защите прав потребителей, разработка отраслевых НПА с сфере санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов 29. В рамках разработки, реализации и контроля над реализацией государственных санитарно-эпидемиологических правил, Роспотребнадзор существенным образом влияет на показатели общественного здоровья населения, что олицетворяется как на уровне регулирования вопросов в сфере защиты прав потребителей, так и в вопросах регулирования санитарно-эпидемиологической обстановки в стране [2]. Росздравнадзор, находясь в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет контрольно-надзорную деятельность в части реализации полномочий органами государственной власти субъектов Федерации, органами МСУ, государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами прав граждан в сфере охраны здоровья 30. Компетенции, связанные с отраслевой контрольно-надзорной деятельностью, позволяют минимизировать риски возможных злоупотреблений со стороны различных акторов, влияющих на показатели общественного здоровья, а также положительным образом сказывается на функционировании публично-правовых образований, в том числе на уровне информационной открытости ФОИВ. В процессе исследования были выделены следующие основополагающие компетенции в сфере общественного здоровья непрофильных ФОИВ: 1)осуществление профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению здоровья государственных гражданских служащих, военнослужащих и иных отдельных категорий граждан; 2)управление специализированными медицинскими учреждениями; 3)реализация ключевых направлений государственной политики по пропаганде здорового образа жизни; 4)реализация НИОКР в сфере общественного здоровья. В целях обобщения результатов представленного анализа, представим в виде некоторой систематизации направления работы ФОИВ в сфере общественного здоровья (табл. 1). Одним из основных параметров, по которым оценивается эффективность реализации и распределения компетенций между различными органами власти, является минимизация рисков, связанных с дублированием полномочий и функций ведомств, в полномочия которых входят вопросы, связанные с регулированием направлений общественного здоровья [3]. В рамках проведенного анализа компетенций ФОИВ в сфере общественного здоровья, сопоставления компетенций Минздрава России и ФМБА России, целесообразно отметить, что в полномочия Минздрава России входит «реализация государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации» 31, тогда как полномочия ФМБА России содержат «порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации)» 32. Выше обозначенные элементы дублирования управленческих функций могут отрицательно сказаться на качестве профильной управленческой деятельности и, как следствие, снижении соответствующих показателей общественного здоровья. Также необходимо отметить, что в полномочиях Министерства здравоохранения Российской Федерации значится осуществление статистического наблюдения в сфере здравоохранения, формы статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения. Однако на данный момент на законодательном уровне не отражено взаимодействие Минздрава России и Росстата (как профильного ФОИВ, отвечающего в том числе за социальную статистику) в части ведения учета и развития специальных статистических инструментариев, позволяющих учитывать и прогнозировать динамику ключевых показателей общественного здоровья. Важным аспектом совершенствования компетенций федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного здравоохранения является создание условий для дальнейшего развития и совершенствования межсекторального взаимодействия, позволяющего достигать мультипликативного эффекта по ряду ключевых показателей общественного здоровья населения. В Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» обозначено, что «к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования относится формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации» 33. Выше обозначенные и проанализированные компетенции ФОИВ в сфере общественного здоровья позволяют развивать механизмы межсекторального и межотраслевого взаимодействия, в том числе в рамках реализации Национальных проектов. Заключение По результатам проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы: В рамках исследования был произведен комплексный анализ компетенций федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного здоровья, позволивший оценить характер полномочий профильных ФОИВ, типологизировать специфические управленческие функции, дать оценку ряду положений нормативных правовых актов, регламентирующих установленную сферу деятельности. Межсекторальное взаимодействие является эффективным инструментом для развития ключевых направлений общественного здоровья. Однако развивая межсекторальное взаимодействие, необходимо выстраивать систему управления на основе принципов, исключающих возможность дублирования компетенций и полномочий ФОИВ. Целостный анализ ключевых компетенций ФОИВ является основой для дальнейшего совершенствования элементов системы государственного управления, отвечающих за достижение ключевых показателей общественного здоровья. Изложенные аналитические материалы могут быть использованы для уточнения ряда отраслевых компетенций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.Об авторах
Андрей Иванович Тихонов
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: andrey.tihonov.93@mail.ru
105064, г. Москва, Российская Федерация
Елена Александровна Певцова
ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
Email: pevtsova@bk.ru
г. Мытищи, Российская Федерация
Список литературы
- Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Нанба С. Б., Помазанский А. Е. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Под ред. Т. Я. Хабриевой; обращение к читателям В. В. Путина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2021. 368 с.
- Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю., Аржанцева О. М. Оценка качества медицинской помощи в свете нового законодательства. Здравоохранение. 2012;(1):64-71.
- Герасименко Н. Ф., Лисовский Д. А. Формирование кодекса законов об охране здоровья населения в Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2020;64(4):202-208. doi: 10.46563/0044-197X-2020-64-4-202-208/