Организация и проведение научной работы на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета в период с 1922 по 1930 год
- Авторы: Трегубов В.Н.1
- Учреждения:
- ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: № 4 (2022)
- Страницы: 99-103
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2499
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2022.04.018
- Цитировать
Аннотация
20 февраля 1922 г. на медицинском факультете I Московского государственного университета была сформирована кафедра социальной гигиены. Одной из важных задач решаемых ее сотрудниками являлось организация и проведение научной работы, направленной на изучение социальных условий и факторов, влияющих на общественное здоровье трудящихся и обоснование для них оздоровительных мероприятий. Несмотря на сложные условия, в которых работала кафедра первое десятилетие, к исследовательской деятельности были привлечены штатные сотрудники кафедры и обучаемые на ней студенты. Накопленный научно-педагогический опыт позволил кафедре социальной гигиены успешно влиться в 1930 г. в состав I Московского медицинского института и продолжить научную и образовательную деятельность до наших дней.
Полный текст
Введение Одним из значительных событий 2022 г. в истории отечественного медицинского образования и здравоохранения является 100-летний юбилей кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Института общественного здоровья имени Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. За вековую историю развития, на фоне происходящих в стране и медицине реформ, данная кафедра неоднократно переименовывалась: при ее создании в 1922 г. кафедра была названа социальной гигиеной, в 1941 г. переименована в кафедру организации здравоохранения, в 1966 г. она стала называться кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения, в 1992 г. кафедра получила принципиально новое название - кафедра социальной медицины, организации и экономики здравоохранения, 2000 г. ознаменовался новым ее названием - кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, в 2010 г. кафедру переименовали в кафедру общественного здоровья и здравоохранения, а с 2015 г. она стала носить имя своего создателя и по настоящее время называется - кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко [1, С. 7-10]. Неоспоримым свидетельством отсчета времени начала деятельности кафедры социальной гигиены являются материалы о двадцатипятилетнем ее историческом очерке, в котором основоположник и профессор кафедры, руководившей ей до своей кончины в 1949 г. Николая Александровича Семашко писал: «Кафедра социальной гигиены впервые в СССР возникла в 1922 г. (первая лекция состоялась 20 февраля) на медицинском факультете I Московского государственного университета» [2, С. 38]. Практически с момента создания кафедры социальной гигиены одной из важных задач, решаемых ее сотрудниками, было проведение научной работы по изучению влияния социальных условий и факторов на общественное здоровье трудящихся и разработка для них оздоровительных мероприятий. Учитывая сложную социально-экономическую обстановку в нашей стране в течение первого десятилетия после смены политического строя в 1917 г. и формирование принципиально новой системы здравоохранения, в обосновании и строительстве которой самое непосредственное участие принимали сотрудники кафедры, задача по изучению опыта их работы в составе медицинского факультета I Московского государственного университета до перехода в 1930 году в штат I Московского медицинского института [3, С. 42; 4, С. 58] сохраняет свою актуальность по настоящее время. Цель работы: анализ научной работы, проводимой сотрудниками и обучаемыми кафедры социальной гигиены по обоснованию направлений совершенствования общественного здоровья населения России с 1922 г. по 1930 г. Материалы и методы Для достижения цели исследования в Центральном государственном архиве Москвы за период с 1922 г. по 1930 г. и в электронных научных библиотеках eLibrary, CyberLeninka, Scopus, Web of Science, Центральной научной медицинской библиотеки и Российской государственной библиотеки, по ключевым словам: Н. А. Семашко, кафедра социальной гигиены, общественное здоровье, история медицины с 1922 г. по настоящее время были изучены архивные документы и опубликованные статьи по организации и проведению научной работы на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета. Результаты и обсуждение Исследование показало, что для выполнения научной работы уже в первом штате кафедры социальной гигиены были предусмотрены не только педагогические должности профессора, на которую пригласили Н. А. Семашко, и трех ассистентов укомплектованных А. В. Мольковым, А. Н. Сысиным и С. И. Каплуном, но двух научных сотрудников, на которые трудоустроились Л. Н. Щеглова и Л. А. Сыркин 43. Сверх штата научным сотрудником был принят на работу М. Я. Мирский 44. Если учесть, что столь малочисленный педагогический состав кафедра социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета был предназначен одновременно для подготовки врачей 3-х Московских высших учебных заведений, становится очевидным значимость проводимой ее сотрудниками научной работы. Об этом свидетельствует и тот факт, что сразу после формирования кафедры социальной гигиены для обеспечения планомерности в ее работе было разработано положение, в котором конкретизированы мероприятия по трем основным направлениям: учебная, научно-организационная и научная [5, С. 160]. Выбор тем научной работы, выполняемых сотрудниками кафедры социальной гигиены в тот период во многом определялся взглядами Н. А. Семашко, как ее руководителя и первого народного комиссара здравоохранения РСФСР, который считал, что социальная гигиена должна являться своего рода «политической грамотой» на медицинском факультете, так как займется, прежде всего, изучением положения трудящихся масс и будет «нормативной» наукой по разработке мероприятий, направленных на улучшение их положения. [6, С. 10]. Кафедра, по его мнению, изначально должна была решать задачи по вскрытию социальных корней распространения заболеваний среди трудящегося населения [2, С. 38], ведь перед ней не стояли никакие принципиальные препятствия на пути оздоровления рабочего класса [2, С. 39]. В статье, посвященной 10-летнему юбилею кафедры социальной гигиены Н. А. Семашко писал: «… социальный подход к объяснению распространения болезней и к выработке мероприятий по борьбе с ними абсолютно необходим для советской медицины» [7, С. 220]. Учитывая данные обстоятельства, созданная Н. А. Семашко кафедра строила свою работу на принципиально новых научных основах [2, С. 39]. Новые взгляды на предназначение отечественной социальной гигиены сотрудники кафедры успешно пропагандировали и реализовывали в последующие годы. Так, в 1929 г. при проведении Наркомздравом первых курсов для иностранных врачей А. В. Мольков в своем докладе указывал: «К области ведения социальной гигиены относятся те вопросы охраны и укрепления жизненных сил трудового коллектива, которые вытекают из социальной сущности массовых патологических явлений, связаны с социальными взаимоотношениями людей, направлены на удовлетворение жизненных потребностей широких трудовых масс и основаны на их самостоятельном активном участии в организации коллективной жизни» [8, С. 3]. Несмотря на обоснование и внедрение ранее не используемых подходов в организации профилактических мероприятий по оздоровлению населения, которые учитывали, прежде всего, социальные условия и факторы влияющие на общественное здоровье граждан молодой России, сотрудники других кафедр медицинского факультета I Московского государственного университета отнеслись к созданной кафедре социальной гигиены отчасти с недоумением, а отчасти даже враждебно, так как идеи профилактики были тогда чужды громадному большинству клиницистов [2, С. 40]. Несмотря на это кафедра социальной гигиены за короткий срок была полностью укомплектована научно-педагогическим составом, разработала необходимые учебно-методические материалы, определила базы для проведения занятий, обосновала свою уникальность и необходимость в медицинском образовании, разделила поле деятельности с кафедрой экспериментальной гигиены и приступила к выполнению учебной и научной работы. Социально-гигиенические темы научных исследований, выполняемых с первых лет деятельности кафедры социальной гигиены, имели, прежде всего, практическую направленность. Так, для научного обоснования путей по выполнению пятилетнего плана здравоохранения сотрудники кафедры избрали тему: «Вторая пятилетка по здравоохранению Фрунзенского района г. Москвы». Для обоснования плана второй пятилетки были привлечены и другие кафедры, в том числе экспериментальной гигиены, гигиены воспитания, гигиены труда и некоторые клинические кафедры. При этом роль кафедры социальной гигиены в проведении данного исследования заключалась, прежде всего, в установлении единства методологии и руководства этой работой на основе социально-гигиенических принципов [7, С. 223]. В последующем основные научные исследования на кафедре социальной гигиены были связаны с изучением санитарного состояния отдельных групп населения, проблем алкоголизма, теоретической демографии, диспансеризации сотрудниц шпульной фабрики, санитарного состояния Калмыцкого народа и жителей села Волотова Тамбовской губернии, физического развития жителей Волоколамского уезда Московской губернии и др. 45. Первые лекции, которые читались на кафедре, по существу являлись научными разработками ее сотрудников по основам отечественной социальной гигиены [9, С. 5]. Данный подход нашел отражение уже в первой отечественной программе для курса социальной гигиены, при разработке которой в 1922 г. сотрудники кафедры включили следующие учебные разделы: определение понятия о социальной гигиене, как научной дисциплине и предмете научного преподавания; болезнь, как социальное явление, историческое развитие взгляда на болезненное состояние организма; статистика, как метод изучения санитарного состояния населения; народные бедствия (войны, голод, эпидемии и пр.), их значение для санитарного состояния населения; санитарное состояние России в ее историческом развитии; проблемы коллективной жизни людей с точки зрения социальной гигиены; жилищный вопрос в его социально санитаром значении; проблемы народного питания; социальные болезни; социальные задачи в области охраны материнства, младенчества и детства; санитарная охрана труда; социально профилактические задачи лечебной медицины; санитарный строй и санитарное законодательство; санитарное просвещение, как основа социально гигиенического мероприятия; евгеника, как цель лечебно-санитарных мероприятий [10, С. 141-144]. Результаты научных исследований сотрудники кафедры социальной гигиены регулярно докладывали и обсуждали на медицинских форумах. Н. А. Семашко лично выступал с докладами по организационным вопросам здравоохранения: в 1924 г. на съезде невропатологов и психиатров о задачах общественной невропатологии и психиатрии; в 1925 г. на I Всесоюзном съезде участковых врачей; в 1926 г. на I съезде глазных врачей; в 1927 г. на X Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей «Об основах профилактического направления советского здравоохранения и т. д. [11, С. 43]. К выполнению научных исследований на кафедре социальной гигиены активно привлекались студенты. Созданный в 1922 г. студенческий научный кружок по социальной гигиене был самым многочисленным на медицинском факультете I Московского государственного университета и насчитывал более 100 студентов из 3-х Московских высших учебных заведений. Кружковцы изучали влияние условий жизни населения на состояние здоровья граждан, выявляли причины распространения социально-значимых заболеваний и определяли меры по их профилактики, анализировали мероприятия направленные на формирование здорового поколения, такие как охрана материнства, младенчества, детей школьного возраста, юношества, обосновывали направления по охране фабрично-заводского труда и др. [12, С. 163]. Первоначально для участия в работе студенческого научного кружка по социальной гигиене принимались все желающие студенты, но с целью ограничения численности пассивных его участников периодически осуществлялся контроль выполняемых исследований [13, С. 53]. Постепенно численность участников студенческого научного кружка по социальной гигиене стала снижаться и в 1926-1927 учебном году она составила 17 обучаемых 46. Неоценимую помощь и поддержку в проведении научной работы на кафедре оказывал Государственный музей социальной гигиены, реформированный в последующим в Государственный институт социальной гигиены, которыми руководил в тот период А. В. Мольков, одновременно являвшийся старшим ассистентом кафедры социальной гигиены [14, С. 24]. Решаемый сотрудниками музея, а затем и института широкий круг вопросов по изучению и борьбе с социально-значимыми и инфекционными заболеваниями, охране материнства, младенчества и детства, профилактики профессиональный заболеваний, вопросам санитарного просвещения, врачебно-санитарного законодательства и т. д., совпадал с кругом научных задач кафедры, в связи с чем данные организации заслуженно считались ее научно-организационной базой [2, С. 39,40]. По этому вопросу А. В. Мольков в 1940 г. писал: «было дано конкретное указание, что вновь организованный институт должен полностью обслуживать потребности кафедры социальной гигиены» [15, С. 15]. В 1924 г. при кафедре создали клинику социальных и профессиональных болезней, которая была тесно связана с работой диспансера, организованным на базе поликлиники I Московского государственного университета. Деятельность клиники и диспансера были направлены не только на выявление ранних форм социально-значимых заболеваний, большое внимание уделялось научной составляющей их работы, в частности установлению взаимосвязи между социально-значимыми заболеваниями и условиями труда и быта граждан, разработке мероприятий по оздоровлению окружающей среды и т. д. [9, С. 4]. Результаты научных исследований сотрудники кафедры социальной гигиены регулярно публиковали в сборнике «Социальной гигиены», который выходил с 1922 г. по 1930 г. [9, С. 5]. Выпуск данного сборника, кроме того, позволял компенсировать острую нехватку в литературе по вопросам социальной гигиены на русском языке, а также способствовал вовлечению других сотрудников в общее дело и объединению социально-гигиенических кафедр всех университетов страны [4, С. 162]. Специалисты кафедры социальной гигиены также принимали участие во всех изданиях Наркомздрава, в журнале «Гигиена и эпидемиология», в журналах по венерологии и туберкулезу, по вопросам питания и т. д. Целый ряд статей был написан сотрудниками кафедры в Большой медицинской энциклопедии по различным социально-гигиеническим вопросам [2, С. 41]. Пройдя сложный, но при этом славный путь становления и развития право приемник кафедры социальной гигиены - кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко в настоящее время является одной из ведущих структур Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. Традиции, заложенные выдающимся организатором здравоохранения, общественным деятелем, ученым и педагогом Н. А. Семашко на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета бережно сохраняются и приумножаются в наши дни. Сегодня на кафедре по программам высшего образования осуществляется подготовка не только студентов, но и аспирантов, ординаторов и магистрантов. Продолжается активная работа студенческого научного кружка по общественному здоровью и здравоохранению, а с 2016 г. профессорско-преподавательский состав кафедры реализует инновационный образовательный проект подготовки студентов в школе мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» [16, С. 92]. Ведущие профессора кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко наряду с серьезной теоретической подготовкой в области преподаваемой дисциплины имеют практический опыт работы в различных структурах медицинской отрасли, а также выполняют большую общественную работу, принимают участие в деятельности различных научных журналов, профессиональных ассоциаций и диссертационных советов, что способствует выполнению ими совместно с коллегами и обучаемыми комплексных научных исследований по проблемам общественного здоровья и здравоохранения, управления медицинскими организациями, подготовки специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, анализа исторического опыта становления и развития системы охраны здоровья населения России, медико-социальным аспектам здорового образа жизни, здоровья сберегающим технологиям и др. Заключение Как следует из представленного материала, организация и проведение научной работы являлось одной из важных задач кафедры социальной гигиены с момента ее создания 20 февраля 1922 г. на медицинском факультете I Московского государственного университета. Приоритетными направлениями научного исследования в тот период являлись вопросы изучения влияния социальных условий и факторов на общественное здоровье трудящихся и обоснования оздоровительных мероприятий. Накопленный за первое десятилетие практической деятельности научно-педагогический потенциал позволил кафедре социальной гигиены успешно влиться в 1930 г. в состав I Московского медицинского института и продолжить научную и образовательную деятельность до наших дней.Об авторах
Валерий Николаевич Трегубов
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru
г. Москва, Российская Федерация
Список литературы
- 100 лет кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко: материалы, посвященные юбилею кафедры. М.: Издательство Сеченовского Университета; 2022.
- Семашко Н. А. Кафедра социальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института (Исторический очерк). Советское здравоохранение. 1947;(3):38-42.
- Брико Н. И., Миндлина А. Я., Полибин Р. В., Лопухов П. Д. История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):41-50. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50
- Горелова Л. Е., Касимовская Н. А. Основатели первых кафедр истории медицины и социальной гигиены в СССР. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015;23(3):56-59.
- Мольков А. В. Отчет о деятельности кафедры социальной гигиены Московского университета за первый год ее существования. В кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1923; В. 2. Апрель: 159-163.
- Семашко Н. А. Социальная гигиена, ее сущность, метод и значение. В кн.: Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1922; В. 1. Октябрь: 5-11.
- Семашко Н. А. Десять лет кафедры социальной гигиены. В кн.: Избранные произведения. М.; 1954: 200-224.
- Мольков А. В. Социальная гигиена в СССР как предмет изучения и преподавания. В кн. Социальная гигиена: сборник под ред. С. И. Каплуна, А. В. Молькова, Н. А. Семашко, А. Н. Сысина. Москва-Ленинград: Главнаука; 1929: 3-9.
- Серенко А. Ф. 50 лет первой кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. Советское здравоохранение. 1972;(3):3-9.
- Программа курса социальной гигиены. В. кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1922; В. 1. Октябрь: 141-144.
- Семашко Н. А. Основные даты жизни и деятельности. В кн.: Избранные произведения. М.; 1954: 41-44.
- Пашинцев И. А. Очерк работы студенческих кружков по социальной гигиене. В кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1923; В. 2. Апрель: 163-164.
- Пашинцев И. А. Кружковая работа. В кн. Социальная гигиена: сборник № 5 Главного управления научными учреждениями / Под ред. А. В. Молькова, Н. А. Семашко, А. Н. Сысина. Москва-Ленинград; 1925: 52-54.
- Семашко Н. А., Горфин Д. В. Кафедра социальной гигиены. В кн.: История гигиенических кафедр I Московского ордена В. И. Ленина медицинского института / Под ред. А. В. Молькова и С. И. Каплуна. М.: I МОЛМИ; 1941: 22-41.
- Мольков А. В. Первый Московской медицинский институт и развитие гигиенических наук (К 175-летию 1 ММИ). М.: Медгиз; 1940.
- Решетников В. А., Трегубов В. Н., Переверзина Н. О. Организация межвузовского сотрудничества студентов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(3):90-99. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13010.