Organization and conduct of scientific work at the department of social hygiene of the medical faculty of the I Moscow State University in the period from 1922 to 1930

Abstract


On February 20, 1922, the Department of Social Hygiene was formed at the Medical Faculty of the First Moscow State University. One of the important tasks solved by its employees was the organization and conduct of scientific work aimed at studying social conditions and factors affecting the public health of workers and the justification for their health measures. Despite the difficult conditions in which the department worked for the first decade, full-time employees of the department and students studying at it were involved in research activities. The accumulated scientific and pedagogical experience allowed the Department of Social Hygiene to successfully join the I Moscow Medical Institute in 1930 and continue its scientific and educational activities to the present day.

Full Text

Введение Одним из значительных событий 2022 г. в истории отечественного медицинского образования и здравоохранения является 100-летний юбилей кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Института общественного здоровья имени Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. За вековую историю развития, на фоне происходящих в стране и медицине реформ, данная кафедра неоднократно переименовывалась: при ее создании в 1922 г. кафедра была названа социальной гигиеной, в 1941 г. переименована в кафедру организации здравоохранения, в 1966 г. она стала называться кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения, в 1992 г. кафедра получила принципиально новое название - кафедра социальной медицины, организации и экономики здравоохранения, 2000 г. ознаменовался новым ее названием - кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, в 2010 г. кафедру переименовали в кафедру общественного здоровья и здравоохранения, а с 2015 г. она стала носить имя своего создателя и по настоящее время называется - кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко [1, С. 7-10]. Неоспоримым свидетельством отсчета времени начала деятельности кафедры социальной гигиены являются материалы о двадцатипятилетнем ее историческом очерке, в котором основоположник и профессор кафедры, руководившей ей до своей кончины в 1949 г. Николая Александровича Семашко писал: «Кафедра социальной гигиены впервые в СССР возникла в 1922 г. (первая лекция состоялась 20 февраля) на медицинском факультете I Московского государственного университета» [2, С. 38]. Практически с момента создания кафедры социальной гигиены одной из важных задач, решаемых ее сотрудниками, было проведение научной работы по изучению влияния социальных условий и факторов на общественное здоровье трудящихся и разработка для них оздоровительных мероприятий. Учитывая сложную социально-экономическую обстановку в нашей стране в течение первого десятилетия после смены политического строя в 1917 г. и формирование принципиально новой системы здравоохранения, в обосновании и строительстве которой самое непосредственное участие принимали сотрудники кафедры, задача по изучению опыта их работы в составе медицинского факультета I Московского государственного университета до перехода в 1930 году в штат I Московского медицинского института [3, С. 42; 4, С. 58] сохраняет свою актуальность по настоящее время. Цель работы: анализ научной работы, проводимой сотрудниками и обучаемыми кафедры социальной гигиены по обоснованию направлений совершенствования общественного здоровья населения России с 1922 г. по 1930 г. Материалы и методы Для достижения цели исследования в Центральном государственном архиве Москвы за период с 1922 г. по 1930 г. и в электронных научных библиотеках eLibrary, CyberLeninka, Scopus, Web of Science, Центральной научной медицинской библиотеки и Российской государственной библиотеки, по ключевым словам: Н. А. Семашко, кафедра социальной гигиены, общественное здоровье, история медицины с 1922 г. по настоящее время были изучены архивные документы и опубликованные статьи по организации и проведению научной работы на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета. Результаты и обсуждение Исследование показало, что для выполнения научной работы уже в первом штате кафедры социальной гигиены были предусмотрены не только педагогические должности профессора, на которую пригласили Н. А. Семашко, и трех ассистентов укомплектованных А. В. Мольковым, А. Н. Сысиным и С. И. Каплуном, но двух научных сотрудников, на которые трудоустроились Л. Н. Щеглова и Л. А. Сыркин 43. Сверх штата научным сотрудником был принят на работу М. Я. Мирский 44. Если учесть, что столь малочисленный педагогический состав кафедра социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета был предназначен одновременно для подготовки врачей 3-х Московских высших учебных заведений, становится очевидным значимость проводимой ее сотрудниками научной работы. Об этом свидетельствует и тот факт, что сразу после формирования кафедры социальной гигиены для обеспечения планомерности в ее работе было разработано положение, в котором конкретизированы мероприятия по трем основным направлениям: учебная, научно-организационная и научная [5, С. 160]. Выбор тем научной работы, выполняемых сотрудниками кафедры социальной гигиены в тот период во многом определялся взглядами Н. А. Семашко, как ее руководителя и первого народного комиссара здравоохранения РСФСР, который считал, что социальная гигиена должна являться своего рода «политической грамотой» на медицинском факультете, так как займется, прежде всего, изучением положения трудящихся масс и будет «нормативной» наукой по разработке мероприятий, направленных на улучшение их положения. [6, С. 10]. Кафедра, по его мнению, изначально должна была решать задачи по вскрытию социальных корней распространения заболеваний среди трудящегося населения [2, С. 38], ведь перед ней не стояли никакие принципиальные препятствия на пути оздоровления рабочего класса [2, С. 39]. В статье, посвященной 10-летнему юбилею кафедры социальной гигиены Н. А. Семашко писал: «… социальный подход к объяснению распространения болезней и к выработке мероприятий по борьбе с ними абсолютно необходим для советской медицины» [7, С. 220]. Учитывая данные обстоятельства, созданная Н. А. Семашко кафедра строила свою работу на принципиально новых научных основах [2, С. 39]. Новые взгляды на предназначение отечественной социальной гигиены сотрудники кафедры успешно пропагандировали и реализовывали в последующие годы. Так, в 1929 г. при проведении Наркомздравом первых курсов для иностранных врачей А. В. Мольков в своем докладе указывал: «К области ведения социальной гигиены относятся те вопросы охраны и укрепления жизненных сил трудового коллектива, которые вытекают из социальной сущности массовых патологических явлений, связаны с социальными взаимоотношениями людей, направлены на удовлетворение жизненных потребностей широких трудовых масс и основаны на их самостоятельном активном участии в организации коллективной жизни» [8, С. 3]. Несмотря на обоснование и внедрение ранее не используемых подходов в организации профилактических мероприятий по оздоровлению населения, которые учитывали, прежде всего, социальные условия и факторы влияющие на общественное здоровье граждан молодой России, сотрудники других кафедр медицинского факультета I Московского государственного университета отнеслись к созданной кафедре социальной гигиены отчасти с недоумением, а отчасти даже враждебно, так как идеи профилактики были тогда чужды громадному большинству клиницистов [2, С. 40]. Несмотря на это кафедра социальной гигиены за короткий срок была полностью укомплектована научно-педагогическим составом, разработала необходимые учебно-методические материалы, определила базы для проведения занятий, обосновала свою уникальность и необходимость в медицинском образовании, разделила поле деятельности с кафедрой экспериментальной гигиены и приступила к выполнению учебной и научной работы. Социально-гигиенические темы научных исследований, выполняемых с первых лет деятельности кафедры социальной гигиены, имели, прежде всего, практическую направленность. Так, для научного обоснования путей по выполнению пятилетнего плана здравоохранения сотрудники кафедры избрали тему: «Вторая пятилетка по здравоохранению Фрунзенского района г. Москвы». Для обоснования плана второй пятилетки были привлечены и другие кафедры, в том числе экспериментальной гигиены, гигиены воспитания, гигиены труда и некоторые клинические кафедры. При этом роль кафедры социальной гигиены в проведении данного исследования заключалась, прежде всего, в установлении единства методологии и руководства этой работой на основе социально-гигиенических принципов [7, С. 223]. В последующем основные научные исследования на кафедре социальной гигиены были связаны с изучением санитарного состояния отдельных групп населения, проблем алкоголизма, теоретической демографии, диспансеризации сотрудниц шпульной фабрики, санитарного состояния Калмыцкого народа и жителей села Волотова Тамбовской губернии, физического развития жителей Волоколамского уезда Московской губернии и др. 45. Первые лекции, которые читались на кафедре, по существу являлись научными разработками ее сотрудников по основам отечественной социальной гигиены [9, С. 5]. Данный подход нашел отражение уже в первой отечественной программе для курса социальной гигиены, при разработке которой в 1922 г. сотрудники кафедры включили следующие учебные разделы: определение понятия о социальной гигиене, как научной дисциплине и предмете научного преподавания; болезнь, как социальное явление, историческое развитие взгляда на болезненное состояние организма; статистика, как метод изучения санитарного состояния населения; народные бедствия (войны, голод, эпидемии и пр.), их значение для санитарного состояния населения; санитарное состояние России в ее историческом развитии; проблемы коллективной жизни людей с точки зрения социальной гигиены; жилищный вопрос в его социально санитаром значении; проблемы народного питания; социальные болезни; социальные задачи в области охраны материнства, младенчества и детства; санитарная охрана труда; социально профилактические задачи лечебной медицины; санитарный строй и санитарное законодательство; санитарное просвещение, как основа социально гигиенического мероприятия; евгеника, как цель лечебно-санитарных мероприятий [10, С. 141-144]. Результаты научных исследований сотрудники кафедры социальной гигиены регулярно докладывали и обсуждали на медицинских форумах. Н. А. Семашко лично выступал с докладами по организационным вопросам здравоохранения: в 1924 г. на съезде невропатологов и психиатров о задачах общественной невропатологии и психиатрии; в 1925 г. на I Всесоюзном съезде участковых врачей; в 1926 г. на I съезде глазных врачей; в 1927 г. на X Всесоюзном съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей «Об основах профилактического направления советского здравоохранения и т. д. [11, С. 43]. К выполнению научных исследований на кафедре социальной гигиены активно привлекались студенты. Созданный в 1922 г. студенческий научный кружок по социальной гигиене был самым многочисленным на медицинском факультете I Московского государственного университета и насчитывал более 100 студентов из 3-х Московских высших учебных заведений. Кружковцы изучали влияние условий жизни населения на состояние здоровья граждан, выявляли причины распространения социально-значимых заболеваний и определяли меры по их профилактики, анализировали мероприятия направленные на формирование здорового поколения, такие как охрана материнства, младенчества, детей школьного возраста, юношества, обосновывали направления по охране фабрично-заводского труда и др. [12, С. 163]. Первоначально для участия в работе студенческого научного кружка по социальной гигиене принимались все желающие студенты, но с целью ограничения численности пассивных его участников периодически осуществлялся контроль выполняемых исследований [13, С. 53]. Постепенно численность участников студенческого научного кружка по социальной гигиене стала снижаться и в 1926-1927 учебном году она составила 17 обучаемых 46. Неоценимую помощь и поддержку в проведении научной работы на кафедре оказывал Государственный музей социальной гигиены, реформированный в последующим в Государственный институт социальной гигиены, которыми руководил в тот период А. В. Мольков, одновременно являвшийся старшим ассистентом кафедры социальной гигиены [14, С. 24]. Решаемый сотрудниками музея, а затем и института широкий круг вопросов по изучению и борьбе с социально-значимыми и инфекционными заболеваниями, охране материнства, младенчества и детства, профилактики профессиональный заболеваний, вопросам санитарного просвещения, врачебно-санитарного законодательства и т. д., совпадал с кругом научных задач кафедры, в связи с чем данные организации заслуженно считались ее научно-организационной базой [2, С. 39,40]. По этому вопросу А. В. Мольков в 1940 г. писал: «было дано конкретное указание, что вновь организованный институт должен полностью обслуживать потребности кафедры социальной гигиены» [15, С. 15]. В 1924 г. при кафедре создали клинику социальных и профессиональных болезней, которая была тесно связана с работой диспансера, организованным на базе поликлиники I Московского государственного университета. Деятельность клиники и диспансера были направлены не только на выявление ранних форм социально-значимых заболеваний, большое внимание уделялось научной составляющей их работы, в частности установлению взаимосвязи между социально-значимыми заболеваниями и условиями труда и быта граждан, разработке мероприятий по оздоровлению окружающей среды и т. д. [9, С. 4]. Результаты научных исследований сотрудники кафедры социальной гигиены регулярно публиковали в сборнике «Социальной гигиены», который выходил с 1922 г. по 1930 г. [9, С. 5]. Выпуск данного сборника, кроме того, позволял компенсировать острую нехватку в литературе по вопросам социальной гигиены на русском языке, а также способствовал вовлечению других сотрудников в общее дело и объединению социально-гигиенических кафедр всех университетов страны [4, С. 162]. Специалисты кафедры социальной гигиены также принимали участие во всех изданиях Наркомздрава, в журнале «Гигиена и эпидемиология», в журналах по венерологии и туберкулезу, по вопросам питания и т. д. Целый ряд статей был написан сотрудниками кафедры в Большой медицинской энциклопедии по различным социально-гигиеническим вопросам [2, С. 41]. Пройдя сложный, но при этом славный путь становления и развития право приемник кафедры социальной гигиены - кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко в настоящее время является одной из ведущих структур Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. Традиции, заложенные выдающимся организатором здравоохранения, общественным деятелем, ученым и педагогом Н. А. Семашко на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета бережно сохраняются и приумножаются в наши дни. Сегодня на кафедре по программам высшего образования осуществляется подготовка не только студентов, но и аспирантов, ординаторов и магистрантов. Продолжается активная работа студенческого научного кружка по общественному здоровью и здравоохранению, а с 2016 г. профессорско-преподавательский состав кафедры реализует инновационный образовательный проект подготовки студентов в школе мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» [16, С. 92]. Ведущие профессора кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко наряду с серьезной теоретической подготовкой в области преподаваемой дисциплины имеют практический опыт работы в различных структурах медицинской отрасли, а также выполняют большую общественную работу, принимают участие в деятельности различных научных журналов, профессиональных ассоциаций и диссертационных советов, что способствует выполнению ими совместно с коллегами и обучаемыми комплексных научных исследований по проблемам общественного здоровья и здравоохранения, управления медицинскими организациями, подготовки специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, анализа исторического опыта становления и развития системы охраны здоровья населения России, медико-социальным аспектам здорового образа жизни, здоровья сберегающим технологиям и др. Заключение Как следует из представленного материала, организация и проведение научной работы являлось одной из важных задач кафедры социальной гигиены с момента ее создания 20 февраля 1922 г. на медицинском факультете I Московского государственного университета. Приоритетными направлениями научного исследования в тот период являлись вопросы изучения влияния социальных условий и факторов на общественное здоровье трудящихся и обоснования оздоровительных мероприятий. Накопленный за первое десятилетие практической деятельности научно-педагогический потенциал позволил кафедре социальной гигиены успешно влиться в 1930 г. в состав I Московского медицинского института и продолжить научную и образовательную деятельность до наших дней.

About the authors

Valerij N. Tregubov

Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

Email: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. лет кафедре общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко: материалы, посвященные юбилею кафедры. М.: Издательство Сеченовского Университета; 2022.
  2. Семашко Н. А. Кафедра социальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института (Исторический очерк). Советское здравоохранение. 1947;(3):38-42.
  3. Брико Н. И., Миндлина А. Я., Полибин Р. В., Лопухов П. Д. История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):41-50. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50
  4. Горелова Л. Е., Касимовская Н. А. Основатели первых кафедр истории медицины и социальной гигиены в СССР. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015;23(3):56-59.
  5. Мольков А. В. Отчет о деятельности кафедры социальной гигиены Московского университета за первый год ее существования. В кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1923; В. 2. Апрель: 159-163.
  6. Семашко Н. А. Социальная гигиена, ее сущность, метод и значение. В кн.: Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1922; В. 1. Октябрь: 5-11.
  7. Семашко Н. А. Десять лет кафедры социальной гигиены. В кн.: Избранные произведения. М.; 1954: 200-224.
  8. Мольков А. В. Социальная гигиена в СССР как предмет изучения и преподавания. В кн. Социальная гигиена: сборник под ред. С. И. Каплуна, А. В. Молькова, Н. А. Семашко, А. Н. Сысина. Москва-Ленинград: Главнаука; 1929: 3-9.
  9. Серенко А. Ф. 50 лет первой кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. Советское здравоохранение. 1972;(3):3-9.
  10. Программа курса социальной гигиены. В. кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1922; В. 1. Октябрь: 141-144.
  11. Семашко Н. А. Основные даты жизни и деятельности. В кн.: Избранные произведения. М.; 1954: 41-44.
  12. Пашинцев И. А. Очерк работы студенческих кружков по социальной гигиене. В кн. Социальная гигиена: сборник, выходящий периодически под редакцией кафедры социальной гигиены московских государственных университетов. Москва-Петроград; 1923; В. 2. Апрель: 163-164.
  13. Пашинцев И. А. Кружковая работа. В кн. Социальная гигиена: сборник № 5 Главного управления научными учреждениями / Под ред. А. В. Молькова, Н. А. Семашко, А. Н. Сысина. Москва-Ленинград; 1925: 52-54.
  14. Семашко Н. А., Горфин Д. В. Кафедра социальной гигиены. В кн.: История гигиенических кафедр I Московского ордена В. И. Ленина медицинского института / Под ред. А. В. Молькова и С. И. Каплуна. М.: I МОЛМИ; 1941: 22-41.
  15. Мольков А. В. Первый Московской медицинский институт и развитие гигиенических наук (К 175-летию 1 ММИ). М.: Медгиз; 1940.
  16. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Переверзина Н. О. Организация межвузовского сотрудничества студентов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;10(3):90-99. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-13010.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies