Инструменты оценки цифровых компетенций в зарубежных системах здравоохранения: систематический исследовательский обзор

  • Авторы: Старшинин А.В.1, Аксенова Е.И.2, Турзин П.С.2, Гречушкина Н.А.2, Покусаев А.С.2
  • Учреждения:
    1. Департамент здравоохранения города Москвы
    2. ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
  • Выпуск: Том 28, № 4 (2024)
  • Раздел: К юбилею НИИОЗММ ДЗМ: сотрудники института об актуальных проблемах здравоохранения
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2820
  • Цитировать

Аннотация


Цифровая медицинская грамотность среди медицинских работников быстро развивается благодаря растущей интеграции технологий в здравоохранение. Однако до сих пор неясно, что именно должна включать в себя цифровая грамотность медицинских работников и как ее можно измерить. Цель исследования — расширение представления о существующих в мировой практике системах оценки цифровых компетенций медицинских работников. Материалы и методы. Проведен систематический обзор на основе контрольного списка PRISMA. Включены рецензируемые научные статьи за последние 10 лет (2014—2024гг.) на английском языке, посвященные цифровой компетентности медицинских работников. Одним из критериев отбора являлся максимальный интернациональный охват, поэтому рассмотрены исследования не только ведущих стран Европы и мира, но и большинства региональных лидеров, а также развивающихся стран. На основе полученных результатов сделано обобщение наиболее изученных на сегодняшний день компетенций медицинских работников в области цифрового здравоохранения, а также инструментов, используемых для их оценки. Заключение. Существует большое разнообразие инструментов для оценки цифровой медицинской грамотности среди медицинских работников, которое зависит как от особенностей национальных систем здравоохранения, так и от возможностей и критериев измерения. Некоторые общие инструменты оценки медицинской грамотности потенциально могут быть адаптированы для российских пользователей, однако результаты проведенного исследования указывают на недостаток инструментов, которые были бы специально разработаны для оценки многогранной цифровой медицинской грамотности специалистов здравоохранения с учетом уникального контекста, областей, сложности, и способов оценки, необходимых для этой целевой группы.


Об авторах

Андрей Викторович Старшинин

Департамент здравоохранения города Москвы

Автор, ответственный за переписку.
Email: StarshininAV@mos.ru
ORCID iD: 0000-0003-3565-2124

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Елена Ивановна Аксенова

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: AksenovaEI2@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0003-1600-1641

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Петр Степанович Турзин

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: b71112@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5231-8000

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Наталья Александровна Гречушкина

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: grenat2014@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2257-4470

Россия, г. Москва, Российская

Антон Сергеевич Покусаев

ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: PokusaevAS@zdrav.mos.ru
ORCID iD: 0000-0001-6935-7807

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Car J., Carlstedt-Duke J., Tudor Car L., et al. Digital Education in Health Professions: The Need for Overarching Evidence Synthesis. J Med Internet Res. 2019;21(2):e12913. doi: 10.2196/12913
  2. Vitello S., Greatorex J., Shaw S. What is competence? A shared interpretation of competence to support teaching, learning and assessment. Cambridge University Press & Assessment. 2021.
  3. Konttila J., Siira H, Kyngäs H., et al. Healthcare professionals' competence in digitalisation: A systematic review. J Clin Nurs. 2019;28(5—6):745—761. doi: 10.1111/jocn.14710
  4. Hecklau F., Galeitzke M., Flachs S., Kohl H. Holistic Approach for Human Resource Management in Industry 4.0. Procedia CIRP. 2016;(54):1—6. doi: 10.1016/j.procir.2016.05.102
  5. Spante M, Hashemi SS, Lundin M, AlgersA. Digital competence and digital literacy in higher education research: systematic review of concept use. Cogent Educ. 2018;5(1):1519143. doi: 10.1080/2331186x.2018.1519143
  6. Farooq Z., Imran A., Imran N. Preparing for the future of healthcare: Digital health literacy among medical students in Lahore, Pakistan. Pak J Med Sci. 2024;40(1):14—19. doi: 10.12669/pjms.40.1.8711
  7. Shiferaw K.B., Mehari E.A. Internet use and eHealth literacy among health-care professionals in a resource limited setting: a cross-sectional survey. Adv Med Educ Pract. 2019;(10):563—570. doi: 10.2147/AMEP.S205414
  8. Jarva E., Oikarinen A., Andersson J., Tomietto M., Kääriäinen M., Mikkonen K. Healthcare professionals' digital health competence and its core factors; development and psychometric testing of two instruments. Int J Med Inform. 2023;171:104995. doi: 10.1016/j.ijmedinf.2023.104995
  9. O'Connor S., La Rue E. Integrating informatics into undergraduate nursing education: a case study using a spiral learning approach. Nurse Educ Pract. 2021;50:102934. doi: 10.1016/j.nepr.2020.102934.S1471-5953(20)31020—9
  10. Cham K., Edwards M.-L., Kruesi L., Celeste T., Hennessey T. Digital preferences and perceptions of students in health professional courses at a leading Australian university: A baseline for improving digital skills and competencies in health graduates. Australas J Educ Technol. 2021;38(1):69—86. doi: 10.14742/ajet.6622
  11. Jouparinejad S., Foroughameri G., Khajouei R., Farokhzadian J. Improving the informatics competency of critical care nurses: results of an interventional study in the southeast of Iran. BMC Med Inform Decis Mak. 2020;20(1):220. doi: 10.1186/s12911-020-01244-5
  12. Budhathoki S.S., Hawkins M., Elsworth G., Fahey M.T., Thapa J., et al. Use of the English Health Literacy Questionnaire (HLQ) with Health Science University Students in Nepal: A Validity Testing Study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022;19(6):3241. doi: 10.3390/ijerph19063241
  13. Cheong K.Y., Syed Mahmud S.M.B., Chng N.W., Kwek G.J., Yan C.C., Yeung M.T. Cross-sectional survey of health literacy among health science students in Singapore. The Journal of Medicine Access. 2024;8:1—14. doi: 10.1177/27550834231222382
  14. Tsai H.Y., Lee S.D., Coleman C., Sørensen K., Tsai T.I. Health literacy competency requirements for health professionals: a Delphi consensus study in Taiwan. BMC Med Educ. 2024;24(1):209. doi: 10.1186/s12909-024-05198-4
  15. Duffy F.F., Fochtmann L.J., Clarke D.E., Barber K., Hong S., et al. Psychiatrists' Comfort Using Computers and Other Electronic Devices in Clinical Practice. PsychiatrQ. 2016;87(3):571—84. doi: 10.1007/s11126-015-9410-2
  16. Zhu H., Andersen S.T. Digital competence in social work practice and education: experiences from Norway. Nordic Social Work Research. 2021;12(5):823—838. doi: 10.1080/2156857X.2021.1899967
  17. Kocher A., Simon M., Dwyer A.A., et al. Patient and healthcare professional eHealth literacy and needs for systemic sclerosis support: a mixed methods study. RMD Open. 2021;7(3):e001783. doi: 10.1136/rmdopen-2021-001783
  18. Hennemann S., Beutel M.E., Zwerenz R. Ready for eHealth? Health Professionals' Acceptance and Adoption of eHealth Interventions in Inpatient Routine Care. J Health Commun. 2017;22(3):274—284. doi: 10.1080/10810730.2017.1284286
  19. Kleib M., Nagle L. Development of the Canadian Nurse Informatics Competency Assessment Scale and Evaluation of Alberta?s and graduate level: a cross sectional study. BMC Nurs. 2020;19(1):22. doi: 10.1186/s12912-020-00418-w
  20. Mastellos N., Tran T., Dharmaya tK., Cecil E., Lee H., Wong C.C.P., et al. Training community healthcare workers on the use of information and communication technologies: a randomised controlled trial of traditional versus blended learning in Malawi, Africa. BMC Med Educ. 2018;18(1):61. doi: 10.1186/s12909-018-1175-5
  21. Do B.N., Tran T.V., Phan D.T., Nguyen H.C., Nguyen T.T.P., et al. Health Literacy, eHealth Literacy, Adherence to Infection Prevention and Control Procedures, Lifestyle Changes, and Suspected COVID-19 Symptoms Among Health Care Workers During Lockdown: Online Survey. J Med Internet Res. 2020;22(11):e22894. doi: 10.2196/22894
  22. Elhadi M., Elhadi A., Bouhuwaish A., Bin Alshiteewi F., Elmabrouk A., et al. Telemedicine Awareness, Knowledge, Attitude, and Skills of Health Care Workers in a Low-Resource Country During the COVID-19 Pandemic: Cross-sectional Study. J Med Internet Res. 2021;23(2):e20812. doi: 10.2196/20812
  23. Gürdaş Topkaya Sati, Kaya N. Nurses' computer literacy and attitudes towards the use of computers in health care. Int J Nurs Pract. 2015;21(2):141—9. doi: 10.1111/ijn.12350
  24. Kritsotakis G., Andreadaki E., Linardakis M., Manomenidis G., Bellali T., Kostagiolas P. Nurses' ehealth literacy and associations with the nursing practice environment. Int Nurs Rev. 2021;68(3):365—371. doi: 10.1111/inr.12650
  25. Olok G.T., Yagos W.O., Ovuga E. Knowledge and attitudes of doctors towards e-health use in healthcare delivery in government and private hospitals in Northern Uganda: a cross-sectional study. BMC Med Inform Decis Mak. 2015;15(1):87. doi: 10.1186/s12911-015-0209-8
  26. Brady J., Knox S. Computer access, skills and training among consultants and psychiatric trainees in Northern Ireland. Psychiatr. bull. 2018;28(11):415—417. doi: 10.1192/pb.28.11.415
  27. MacLure K., Stewart D. Self-Reported Digital Literacy of the Pharmacy Workforce in North East Scotland. Pharmacy (Basel).2015;3(4):182—196. doi: 10.3390/pharmacy3040182
  28. van Houwelingen C.T.M., Ettema R.G.A., Kort H.S.M., Ten Cate O. Hospital Nurses' Self-Reported Confidence in Their Telehealth Competencies. J Contin Educ Nurs. 2019;50(1):26—34. doi: 10.3928/00220124-20190102-07
  29. Zayapragassarazan Z. Awareness, Knowledge, Attitude and Skills of Telemedicine among Health Professional Faculty Working in Teaching Hospitals. JCDR. 2016;10:JC01-4. doi: 10.7860/jcdr/2016/19080.7431
  30. Dobson R., Variava R., Douglas M., Reynolds L.M. Digital competency of Psychologists in Aotearoa New Zealand: A cross-sectional survey. Front Digit Health. 2022;4:951366. doi: 10.3389/fdgth.2022.951366
  31. Reixach E., Andrés E., Sallent Ribes J., Gea-Sánchez M., Àvila López A., et al. Measuring the digital skills of Catalan health care professionals as a key step toward a strategic training plan: digital competence test validation study. J Med Internet Res. 2022;24(11):e38347. doi: 10.2196/38347
  32. Oo H.M., Htun Y.M., Win T.T., Han Z.M., Zaw T., Tun K.M. Information and communication technology literacy, knowledge and readiness for electronic medical record system adoption among health professionals in a tertiary hospital, Myanmar: a cross-sectional study. PLoS One. 2021;16(7):e0253691. doi: 10.1371/journal.pone.0253691
  33. Burzyńska J., Bartosiewicz A., Januszewicz P. Dr. Google: physicians-the web-patients triangle: digital skills and attitudes towards e-health solutions among physicians in south eastern Poland-a cross-sectional study in a pre-COVID-19 era. Int J Environ Res Public Health. 2023;20(2):978. doi: 10.3390/ijerph20020978
  34. Cho H., Han K., Park B.K. Associations of eHealth literacy with health-promoting behaviours among hospital nurses: A descriptive cross-sectional study. J Adv Nurs. 2018;74(7):1618—1627. doi: 10.1111/jan.13575
  35. Longhini J., Rossettini G., Palese A. Digital health competencies among health care professionals: systematic review. J Med Internet Res. 2022;24(8):e36414. doi: 10.2196/36414
  36. Foadi N., Varghese J. Digital Competence—A Key Competence for Todays and Future Physicians. J. Eur. CME. 2022;11:2015200. doi: 10.1080/21614083.2021.2015200
  37. Konttila J., Siira H., Kyngäs H., Lahtinen M., Elo S., et al. Healthcare professionals' competence in digitalisation: a systematic review. J Clin Nurs. 2019;28(5—6):745—61. doi: 10.1111/jocn.14710
  38. OoH.M., HtunY.M., WinT.T., HanZ.M., ZawT., TunK.M. Information and communication technology literacy, knowledge and readiness for electronic medical record system adoption among health professionals in a tertiary hospital, Myanmar: a cross-sectional study. PLoS One. 2021;16(7):e0253691. doi: 10.1371/journal.pone.0253691
  39. BurzyńskaJ., BartosiewiczA., JanuszewiczP. Dr. Google: physicians-the web-patients triangle: digital skills and attitudes towards e-health solutions among physicians in south eastern Poland-a cross-sectional study in a pre-COVID-19 era. Int J Environ Res Public Health. 2023;20(2):978. doi: 10.3390/ijerph20020978
  40. ChoH., HanK., ParkB.K. Associations of eHealth literacy with health-promoting behaviours among hospital nurses: A descriptive cross-sectional study. J Adv Nurs. 2018;74(7):1618—1627. doi: 10.1111/jan.13575
  41. LonghiniJ., RossettiniG., PaleseA. Digital health competencies among health care professionals: systematic review. J Med Internet Res. 2022;24(8):e36414. doi: 10.2196/36414
  42. FoadiN., VargheseJ. Digital Competence—A Key Competence for Todays and Future Physicians. J. Eur. CME. 2022;11:2015200. doi: 10.1080/21614083.2021.2015200
  43. KonttilaJ., SiiraH., KyngäsH., LahtinenM., EloS., et al. Healthcare professionals' competence in digitalisation: a systematic review. J Clin Nurs. 2019;28(5—6):745—61. doi: 10.1111/jocn.14710

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах