Опыт создания и применения компьютерной программы с целью оптимизации работы с обращениями граждан в здравоохранении Алтайского края

  • Авторы: Семина О.Л.1, Бадаева О.Б.2, Трешутин В.А.3, Попов Д.В.1, Батрак Т.А.1
  • Учреждения:
    1. Министерство здравоохранения Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация
    2. КГБУЗ «Консультативно-диагностический цент Алтайского края», г. Барнаул, Российская Федерация
    3. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Барнаул, Российская Федерация
  • Выпуск: № 2 (2025)
  • Страницы: 54-61
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2901
  • DOI: https://doi.org/10.69541/NRIPH.2025.02.010
  • Цитировать

Аннотация


В системе здравоохранения важным индикатором, отражающим доступность и качество медицинской помощи, является показатель обращений граждан в органы власти всех уровней. В связи с расширением открытости органов исполнительной власти, увеличением каналов приёма обращений граждан, ростом правовой грамотности населения отмечается их существенный рост. Поступление в органы государственной власти обращений граждан на нарушение их прав и законных интересов является основанием для проведения внеплановых проверок в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Для эффективного выявления и обобщения нарушений за любой период времени и своевременного их пресечения, а также эффективного принятия управленческих решений, важно наличие возможности подробного анализа обращений граждан в разрезе медицинских организаций, в т.ч. с учётом их обоснованности (подтвержденных дефектов). Региональная информационная система с Тематическим классификатором обращений граждан Российской Федерации не позволяла детально анализировать обращения граждан в разрезе каждой медицинской организации. С целью оптимизации работы с обращениями граждан, систематизации причин, вызывающих жалобы, повышения эффективности управленческих решений органами власти в сфере здравоохранения и снижения возможности реализации имеющихся рисков — требовалось программное обеспечение, позволяющее решить поставленные вопросы. Полученные результаты апробации разработанной компьютерной программы на основе дополнительного классификатора обращений граждан подтвердили, что удалось в значительной степени оптимизировать работу с обращениями граждан, обеспечив возможность их детального анализа с целью принятия эффективных управленческих решений в сфере здравоохранения региона.

Об авторах

Ольга Леонидовна Семина

Министерство здравоохранения Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация

Email: semina_ol@mail.ru

Ольга Борисовна Бадаева

КГБУЗ «Консультативно-диагностический цент Алтайского края», г. Барнаул, Российская Федерация

Email: badaeva@dcak.ru

Владимир Апполинарьевич Трешутин

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Барнаул, Российская Федерация

Email: treshutinv@mail.ru

Дмитрий Владимирович Попов

Министерство здравоохранения Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация

Email: popov@zdravalt.ru

Татьяна Анатольевна Батрак

Министерство здравоохранения Алтайского края, г. Барнаул, Российская Федерация

Email: batrakta68@mail.ru

Список литературы

  1. Трешутин В. А., Семина О. Л., Попов Д. В., Батрак Т. А. Опыт работы общественных советов при медицинских организациях и их роль в решении актуальных вопросов здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2024;(4):22—25.
  2. Загоруйченко А. А., Карпова О. Б. К вопросу о современном состоянии медико-демографической ситуации в России. Менеджер здравоохранения. 2022;(7):33—41.
  3. Гарина И. Б., Плутницкий А. Н. Основные направления анализа причин неудовлетворенности населения медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Менеджер здравоохранения. 2017;(10):13—23.
  4. Смирнова Е. В., Волкова О. А. Жалобы граждан на доступность и качество медицинской помощи как инструмент оценки эффективности внедрения «новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению». Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;(3—4):3—12. doi: 10.26347/1607-2502202103-04003-012
  5. Башкуева Е. Ю. Работа Министерства здравоохранения Республики Бурятия с жалобами и обращениями граждан как индикатор качества работы органа исполнительной власти: состояние и проблемы. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020;(4):33—43.
  6. Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В. Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям. Менеджер здравоохранения. 2019;(9):77—81.
  7. Москвичёва М.Г., Полинов М. М., Ванин Е. Ю. Анализ работы с обращениями в сфере охраны здоровья граждан на региональном уровне. Социальные аспекты здоровья населения. 2023;69(2):51—80.
  8. Санина Н. П., Гуров А. Н., Давронов И. В. Анализ причин неудовлетворенности пациентов медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;(1):31—35. doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-1-31-35
  9. Кучин Н. Е., Тюков Ю. А. Взаимодействие пациентов с региональной системой контроля качества медицинской помощи. Социальные аспекты здоровья населения. 2019;66(2):1—21. doi: 10.21045/2071-5021-2019-65-2-2
  10. Стёпкин С. П. Цифровая трансформация обращений граждан с использованием современных информационных технологий. Российское право: образование, практика, наука. 2022;(4):72—82. doi: 10.34076/2410-2-09-2022-1-72
  11. Кучин Н. Е. Работа с обращениями граждан как инструмент системы контроля качества в региональном здравоохранении. Саратовский научно-медицинский журнал. 2022;18(1):50—56.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах