THE ANALYSIS OF THE INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR DISTANCE SELLING OF MEDICINES

Abstract


The Internet-trading has become one of the most popular way of selling due to the socialization community. However, without proper government control over medicine, it is possible to sell low quality products. At present, government body carrying out control and supervision activities cannot control the sphere of drug trade by the Internet, because the regulatory framework and correct privileges of qualified persons and elements exercising control are necessary for monitoring. Research methods: rather-legal analysis, method of systematization, comparison, method of the information gathering, sociological method and concept design method. In the result of the study the futures for development of legislation in the field of the sale of medicines through online-pharmacies have been analyzed, data of the need for online-pharmacies work have been obtained. This research work presents an analysis of organization and legal framework of the medicines sales through the Internet, reveals the opinion of buyers about ordering drugs by the Internet with their home delivery, the main advantages and downsides of this method of retail sales of medicines according of buyers. Analysis of the data from conducted head count showed a generally positive opinion of consumers about ordering products by the Internet. Through a questionnaire, the need for the service for ordering drugs by the Internet and their home delivery and its legalization was identified.

Full Text

Ввиду информатизации общества, интернет-торговля стала одной из наиболее популярных способов продажи [1]. Исследования данной направленности особенно важны в настоящий период, когда вопросы здоровьесбережения населения, в части его лекарственного обеспечения, решаются в условиях частичной и полной социальной изоляции. По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) рынок интернет-торговли России ежегодно растет и в 2017 году превысил 1 трлн. рублей [2]. Наряду с интернет-магазинами, осуществляющими реализацию разнообразных товаров, оборот которых не ограничен, в интернет-пространстве появились и интернет-аптеки. Аптека в интернете – явление неконтролируемое и неоднозначное, поскольку часто посредством дистанционной торговли происходит реализация некачественного товара. В настоящее время государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, не могут контролировать сферу торговли лекарственными средствами через интернет, так как для осуществления контроля необходимы нормативно-правовая база, соответствующие полномочия должностных лиц и органов, осуществляющих контроль, а также большие человеческие и материальные ресурсы. Обзор сайтов аптек в сети интернет показал, что некоторые аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, предоставляют услугу онлайн-заказа лекарственных средств с их последующей доставкой на дом. Такие аптеки на своем сайте сообщают пользователям о своем адресе, могут предоставить информацию о лицензии и документы, подтверждающие качество предлагаемого товара. Сложность в таком случае состоит в том, что возможность доставки лекарства потребителю сегодня хотя и востребована, но не урегулирована в нормативно-правовых документах. В то же время в поисковых системах встречаются предложения по доставке лекарств по ценам значительно ниже, чем в обычных аптеках. Такие интернет-аптеки, не раскрывающие данные о своем местонахождении и источниках поставки лекарств, представляют собой серьезную угрозу для здоровья и безопасности пациентов. Всемирная организация здравоохранения оценивает риск покупки поддельных лекарств на таких сайтах выше 50% и призывает активно бороться с ними [3]. В настоящее время вопрос о принятии закона об интернет-аптеках стоит очень остро. Как отмечают эксперты, данная услуга весьма востребована, так как для многих клиентов, особенно в удаленных населенных пунктах, проблематично добираться до аптек самостоятельно. К тому же не во всех аптеках в наличии необходимые препараты. На этом фоне только увеличивается количество организаций, которые торгуют лекарствами, не дожидаясь принятия закона [4]. С предложением разрешить торговлю лекарствами через интернет в Минздрав обратился Институт развития интернета (ИРИ). В конце 2015 года Минздрав вынес на общественное обсуждение проект федерального закона о регулирования деятельности онлайн-аптек [5]. В декабре 2017 года законопроект был принят в первом чтении. На второе чтение он так и не вышел [6], несмотря на то, что изначально проект активно продвигался, высказывались предложения о разрешении интернет-торговли лекарственными препаратами не только безрецептурного, но и рецептурного отпуска, за исключением наркотических и психотропных веществ, которые подлежат особому учету, а также спиртосодержащих соединений с долей спирта более 30%. 19 ноября 2018 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова на форуме Антиконтрафакт 2018 выступила с предложением не принимать закон об интернет-торговле лекарствами, считая, что его необходимо серьезно пересмотреть, аргументируя это многочисленными жалобами потребителей [7]. В настоящее время законодательно обоснованной является лишь услуга бронирования лекарственных препаратов на сайте аптечных сетей, потребитель должен забирать заказ из аптеки самостоятельно [8]. Несмотря на то, что дистанционная продажа лекарств запрещена, на эту товарную категорию есть постоянный спрос. На онлайн-торговлю лекарственными препаратами «по косвенным признакам» приходится 5% (73 млрд. руб.) розничного сегмента российского фармацевтического рынка. В АКИТ считают, что законодательные ограничения приводят к росту теневого неконтролируемого оборота, который вредит цивилизованному развитию интернет-рынка и цифровой экономики. В декабре 2018 года АКИТ нашла новый способ продвижения законопроекта о дистанционной торговле лекарствами. 3 декабря 2018 года организация направила вице-премьеру Максиму Акимову обращение с просьбой включить разработку законопроекта о дистанционной торговле безрецептурными лекарственными препаратами в план федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» госпрограммы «Цифровая экономика» [6]. Таким образом, вопрос возможности законодательно-регулируемой работы интернет-аптек является на сегодняшний день очень актуальным. Теоретическое обоснование. Нормы регулирования обращения лекарственных средств, принятые в большинстве развитых стран, пока не могут решить правовые и этические проблемы, возникающие в интернет-пространстве. Однако директивы, касающиеся норм электронной торговли лекарствами, должны появиться уже в ближайшее время, что объясняет актуальность, новизну и востребованность настоящего исследования. Цель исследования. Провести анализ организационно-правовых основ дистанционной продажи лекарственных средств с их доставкой на дом и получение результатов социологического опроса относительно возможных аспектов работы интернет-аптек. Методы. Была выдвинута гипотеза, что проведенный социологический опрос подтвердит востребованность населения в работе интернет-аптек и в осуществлении законодательного регламентирования их деятельности. На начальном этапе был проведен обзор сайтов аптек в сети интернет, которые предоставляют услугу онлайн-заказа лекарственных средств с их последующей доставкой на дом; изучены общие положения о дистанционной торговле; общие положения о продаже лекарственных средств через интернет; правовые основы продажи лекарственных средств на современном этапе; проанализирован опыт продаж лекарственных средств через интернет-аптеки в зарубежных странах; последние изменения российского законодательства в сфере продажи лекарственных средств через интернет-аптеки. Затем, с применением социологического метода, была исследована востребованность услуг заказа лекарственных средств через интернет и их доставки на дом. Был проведен опрос 100 респондентов. Была разработана анкета, которая включала 3 раздела: 1. Краткая информация о респонденте. 2. Вопросы, касающиеся заказа товаров через интернет. 3. Вопросы, позволяющие выявить востребованность услуги заказа лекарств через интернет, их доставки на дом и необходимость ее законодательного урегулирования, определить основные преимущества и недостатки данной услуги. Полученные данные составили основу разработки концептуальной модели организации дистанционной продажи лекарственных средств с их доставкой на дом на территории Российской Федерации. Результаты. На сегодняшний день, официального определения понятия интернет-аптека в России не существует, продажа лекарственных средств через интернет в России не разрешена. Принятые в конце 2015 года поправки в Закон «Об обращении лекарственных средств» предусматривают возможность досудебного закрытия сайтов, предлагающих лекарства гражданам дистанционно. Вместе с тем в перечень товаров, ограниченных в свободной продаже, включены только лекарственные средства. То есть иную продукцию, реализация которой разрешена в аптеке, продавать онлайн можно, например: медицинскую технику (тонометры, небулайзеры и т.д.); предметы для ухода за больными и новорожденными (пеленки, памперсы и пр.); парфюмерные и косметические средства. Таким образом, на нынешнем этапе развития отечественного законодательства, существующие лицензированные российские аптеки имеют возможность: 1) создавать свои собственные сайты для размещения на них рекламы аптечного учреждения с указанием адреса, режима работы и перечня дополнительных услуг, которые осуществляет аптека; 2) работать как интернет-магазин, осуществляющий продажу парафармацевтических товаров по примеру многих европейских аптек. Изучение опыта дистанционной продажи лекарственных средств в зарубежных странах показало, что в большинстве стран с развитым фармацевтическим рынком интернет-продажа, доставка лекарственных средств легализована. Законодательство стран Европейского Союза в данной области может стать примером для создания нормативно-правовой базы, регулирующей интернет-реализацию лекарственных средств с их доставкой на дом на территории России. Анализ перспектив развития российского законодательства в сфере продажи лекарственных средств через интернет-аптеки показал, что Минздравом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом». В законопроекте предлагается упорядочить рынок торговли лекарственными препаратами дистанционным способом и разрешить данный вид торговли аптечным организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность. Но данный законопроект до сих пор не вступил в силу. Социологический метод опроса 100 респондентов, активных пользователей сети интернет, показал следующее распределение интернет-пользователей по социально-демографическим характеристикам: 1) по полу – более двух третей опрошенных (76%) составили женщины, мужчины составили 24% опрошенных респондентов; 2) по возрасту – более 90% респондентов находились в возрасте до 35 лет; 8% опрошенных – от 35 до 45 лет; 2% респондентов – старше 45 лет; 3) по семейному положению – более половины опрошенных (69%) являлись холостыми или незамужними, 31% опрошенных – состояли в браке; 4) по трудоустроенности – больше половины респондентов (55%) являлись работающими; 41% респондентов являлись студентами; 4% – безработными; 5) по социальному статусу – чуть меньше половины опрошенных имели высшее образование (43%); 35% респондентов являлись людьми с неполным высшим образованием; 14% опрошенных имели среднее общее образование; 6% респондентов имели два и более высших образования; 2% – среднее специальное образование. Таким образом, на основании данных, полученных в первой части опроса, наиболее частыми потребителями услуг интернет-магазинов были работающие незамужние женщины до 35 лет с высшим образованием. Что касается отношения к участию в опросе, больше половины респондентов ответили, что относятся к нему положительно (55%). 37% опрошенных к участию в социологическом исследовании относились безразлично, 4% респондентов – отрицательно. 4% опрошенных затруднялись ответить на данный вопрос анкеты. Данные по отношению респондентов к анкетированию представлены на рис. 1. Рис. 1. Отношение респондентов к участию в опросе На втором этапе исследования было выявлено мнение интернет-пользователей по поводу заказа лекарств и медицинских изделий через интернет. Большая часть опрошенных (88%) заказывали товары через интернет. 12% респондентов никогда не пользовались данной услугой. Было выявлено мнение опрошенных, заказывающих товары в интернет- магазинах, по поводу качества оказываемой услуги. 76% опрошенных качество данной услуги до сих пор устраивало. У 20% интернет-покупателей были случаи с доставкой некачественного или испорченного товара. 4% опрошенных были недовольны качеством данной услуги из-за неприемлемого обслуживания (задержка срока доставки, невежливый менеджер, непунктуальный курьер и т.д.). Никто из опрошенных, приобретавших товары через интернет, не сталкивался с проблемами юридического характера (несоответствие заявленной на сайте цены, требуемой при получении, трудности с обменом, возвратом товара). Полученные данные представлены на рис. 2. Рис. 2. Распределение интернет-покупателей на основании их мнения об услуге заказа товаров в интернет-магазинах Таким образом, было выявлено, что отношение большинства покупателей к заказу товаров через интернет положительное. Были выявлены потребности интернет-покупателей в услуге заказа лекарств через интернет и их доставки на дом, а также определены основные преимущества и недостатки данного метода розничной реализации лекарственных средств, по мнению покупателей. По данным опроса, более двух третей респондентов не считали, что лекарства должны продаваться только в помещении реальной аптеки. 29% респондентов оставались при мнении, что продажа лекарственных препаратов – прерогатива реальной аптеки, находящейся в специальном помещении. Что касается нормативно-правовых основ деятельности интернет-аптек, 92% респондентов считали необходимым разработать законодательную базу, регулирующую заказ лекарств в интернете и доставку их на дом. 8% не считали данные изменения необходимыми. Что касается положительных сторон возможности заказывать лекарства на дом через интернет-аптеки, 71% респондентов считали таковой экономию времени, 55% – возможность единовременной покупки всех назначенных врачом лекарств для комплексного лечения. 51% считали преимуществом возможность не ходить в аптеку самостоятельно и соблюдать режим, назначенный врачом. Низкие цены считали плюсом услуги заказа на дом лекарств через интернет-аптеки 27% опрошенных, а акции, промокоды и скидки – 33%. По мнению больше половины опрошенных (63%) явным преимуществом является то, что люди с ограниченными возможностями смогут приобретать лекарства самостоятельно. Около половины респондентов (51%) считали, что плюсом заказа лекарств в интернет-аптеке и доставки их на дом является решение проблемы матери, которой не с кем оставить больного ребенка, чтобы сходить в аптеку. По мнению 4% – положительные стороны данной услуги отсутствуют. Что касается отрицательных сторон легализации интернет-продажи лекарств с доставкой их на дом, к основным из них относятся: сложность осуществления государственного контроля за деятельностью интернет-аптек, по мнению 64% опрошенных; большая вероятность продажи фальсифицированных и (или) недоброкачественных лекарственных средств, по мнению 65% опрошенных. Отсутствие возможности «вживую» получить консультацию квалифицированного фармацевтического работника посчитали отрицательной стороной 35% респондентов. 42% опрошенных были обеспокоены возможным нарушением качества лекарственных средств при транспортировке в процессе доставки из-за несоблюдения температурного режима или вследствие ненадлежащего обращения. По мнению 36% участвующих в опросе, минусом легализации интернет-торговли лекарственными средствами с доставкой их на дом являлась ненадежность защиты личной и финансовой информации, возможность мошенничества со стороны третьих лиц. 6% респондентов считали, что минусы легализации данного способа приобретения лекарств отсутствуют. При заказе лекарств через интернет наиболее важным большинство опрошенных считали качество и эффективность лекарственных средств (85%). Половина респондентов (50%) считали важным удобство сайта с большим количеством информации. Скорость доставки и профессиональная компетентность специалиста имели значение для 48% респондентов. По мнению 31% опрошенных важное значение при заказе лекарств через интернет имеют низкие цены, скидки. У 1% респондентов интерес к заказу лекарств в интернете полностью отсутствовал. Чуть более половины респондентов (56%) будут заказывать лекарства в интернет-аптеках, если их деятельность будет урегулирована законом. 19% опрошенных будут готовы постоянно заказывать лекарства через интернет в случае разработки законодательной базы и ее вступления в силу. 19% других опрошенных будут заказывать лекарства в интернет-аптеках только в экстренных случаях. И только 6% опрошенных не собирались пользоваться услугами интернет-аптек, так как их деятельность не вызывает у них доверия. Данные опроса представлены на рис. 3. Рис. 3. Распределение респондентов на основании того, готовы ли они пользоваться услугами интернет-аптек, если их деятельность будет урегулирована законом В соответствии с данными проведенного опроса, дистанционная торговля лекарственными средствами с их доставкой на дом является востребованной услугой и, по мнению респондентов, необходимо создать нормативно-правовую базу для ее урегулирования. Обсуждение. В настоящей научно-исследовательской работе проанализированы общие положения о дистанционной торговле; изучено понятие интернет-аптеки; проведен информационный обзор правовых основ продажи лекарственных средств на современном этапе; выявлено мнение покупателей о заказе лекарств через интернет с их доставкой на дом; основные преимущества и недостатки данного метода розничной реализации лекарственных средств, по мнению покупателей; проанализированы перспективы развития законодательства в сфере продажи лекарственных средств через интернет-аптеки. Анализ данных проведенного опроса показал в целом положительное мнение потребителей о заказе товаров через интернет. Посредством анкетирования у интернет-покупателей была выявлена потребность в услуге заказа лекарств через интернет и их доставки на дом, необходимости ее нормативно-правового регулирования. Также определены основные преимущества и недостатки данного метода розничной реализации лекарственных средств, по мнению покупателей. Выводы. Легализация интернет-продажи лекарственных препаратов с их доставкой на дом могла бы решить множество проблем, основными из которых, по данным проведенного опроса, являются: временные затраты на поход в аптеку; проблемы матери, которой не с кем оставить дома больного ребенка, чтобы сходить в аптеку за лекарствами; возможность самостоятельной покупки лекарств пациентами с ограниченными возможностями; соблюдение режима, назначенного врачом.

About the authors

I. S Krysanov

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health; Moscow State University of Food Production

Email: krysanov-ivan@mail.ru
Moscow, Russian Federation

V. I Ermakova

Sechenov University

Email: ermakova.viktoriya.yurievna@mail.ru
Moscow, Russian Federation

I. A Kliueva

Sechenov University

Email: klyueva_y@mail.ru
Moscow, Russian Federation

A. V Borisova

Moscow State University of Food Production

Email: borisova_av@mail.ru
Moscow, Russian Federation

V. S Shlykov

Moscow State University of Food Production

Email: vadim534@yandex.ru
Moscow, Russian Federation

A. R Malakhova

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: alexmalakhova@gmail.com
Moscow, Russian Federation

G. E Shukurlaeva

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: edem__97@mail.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Рейзер И. Торговля в интернете / И. Рейзер // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 19 (922). - С. 9.
  2. Хабибрахимов A. Рынок интернет-торговли России ежегодно растет / A. Хабибрахимов. - URL: https://vc.ru/trade/35781-rynok-internet-torgovli-v-rossii-v-2017-godu-prevysil-1-trln-rubley
  3. Растущая угроза со стороны поддельных лекарств. - URL: https://www.who.int/bulletin/volumes/88/4/10-020410/ru/
  4. Кочелягин Н. Закон об интернет-аптеках примут не раньше октября. - URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/zakon-ob-internet-aptekax-primut-ne-ranjshe-oktjabrja.html
  5. Пахомов А. Правительство одобрило закон о продаже лекарств через интернет. - URL: https://vademec.ru/news/2017/09/18/komissiya-pravitelstva-odobrila-zakon-o-distantsionnoy-torgovle-lekarstvami/
  6. Сидорова Е. АКИТ нашла новый способ продвижения законопроекта о дистанционной торговле лекарствами. - URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/AKIT-nashla-novyi-sposob-prodvijeniya-zakonoproekta-o-distancionnoi-torgovle-lekarstvami.html
  7. Сидорова Е. Татьяна Москалькова предлагает не принимать закон об интернет-торговле лекарствами. - URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Tatyana-Moskalkova-predlagaet-ne-prinimat-zakon-ob-internet-torgovle-lekarstvami.html
  8. Пахомов А. Интернет-аптеки не будут продавать рецептурные лекарства - URL: https://vademec.ru/news/2017/06/21/minzdrav-ne-stanet-vklyuchat-v-zakonoproekt-ob-internet-prodazhe-lekarstv-retsepturnye-preparaty/

Statistics

Views

Abstract - 16

PDF (Russian) - 7

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies