TYPICAL PROCESS OF DIAGNOSIS CODING BY ICD-Х USING AN AUTOMATED SYSTEM
- Authors: Mikhaylov D.Y1, Berseneva E.A1
- Affiliations:
- N.A. Semashko National Research Institute of Public Health
- Issue: No 4 (2021)
- Pages: 52-57
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1564
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.006
- Cite item
Abstract
Full Text
Процессный подход представляет собой управленческую технологию, в основе которой лежит факт, что восприятие и управление различными видами деятельности организации с точки зрения взаимосвязанных процессов способствует повышению результативности и эффективности работы[1]. К преимуществам процессного подхода относят уменьшение временных затрат на осуществление процессов, повышение точности их выполнения, быструю адаптацию исполнителей к возможным изменениям, более рациональное использование материально-технических и трудовых ресурсов организации, повышение ответственности исполнителей за выполняемый процесс [1, с. 218–225]. В последние годы процессный подход активно внедряется в деятельность медицинских организаций (далее – МО) [2, с. 19–45; 3, с. 26–33; 4, с. 887–908]. Любой вид деятельности МО можно представить как процесс преобразования «входных данных» в «выходные данные», то есть некий результат реализации процесса [5, с. 887–900; 6, с. 48–51]. Ключевыми компонентами модели бизнес-процессов в системе здравоохранения являются входная и выходная информация; основные действия (этапы); структурные подразделения медицинской организации, участвующие в осуществлении этапов; должностные лица, ответственные за выполнение конкретных действий (исполнители); бизнес-правила, регламентирующие эти действия [7, с. 80–99]. Обеспечение должного качества медицинских услуг невозможно без правильно сформулированного диагноза. В этой связи большое значение приобретает разработка оптимальных подходов к грамотному формулированию и последующему кодированию клинического диагноза как ключевого субъекта оказания медицинской помощи населению. Следует отметить, что кодирование диагноза нередко вызывает сложности у медицинского персонала, что влечет за собой необходимость выстраивания его как процесса. Однако в Российской Федерации на сегодняшний день не разработан научно-практический подход к унификации процесса кодирования диагноза в МО. Цель исследования – описать модель типового процесса кодирования диагноза по МКБ-Х с применением автоматизированной системы. Нами была разработана автоматизированная система кодирования диагноза с модулем лексического анализа. Ключевым принципом работы системы является автоматизация выбора кода диагноза с использованием формулировок тома № 3 Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-Х). При разработке системы применены следующие технологические решения: операционная система семейства Linux, база данных FireBird, сервер среднего слоя GlassFish, Web-интерфейс Apache, алгоритмизация на языке Scala с дальнейшей модификацией в Java-апплет, браузер на основе ядра «Хромиум». Координация между клиентской частью системы и сервером проводилась посредством сервис-ориентированной модели через вызов поименованных сервисов. Разработка автоматизированной системы кодирования диагноза проводилась с учетом регламентирующих документов Российской Федерации в области информационных технологий и защиты персональных данных. Базой исследования явился Клинический госпиталь ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве». В МО кодирование клинического диагноза инициируется оформлением медицинской карты стационарного больного или медицинской карты больного, получающего помощь в амбулаторных условиях, и включает 8 этапов: 1. Осмотр пациента. 2. Формулирование клинического диагноза. 3. Изучение необходимой информации в томах МКБ-Х. 4. Сопоставление клинической формулировки диагноза и диагнозов, указанных в МКБ-Х. 5. Выбор наиболее подходящего варианта формулировки диагноза в соответствии с МКБ-Х. 6. Использование кода диагноза, соответствующего выбранной формулировке по МКБ-Х. 7. Исправление ошибочно установленного кода/диагноза. 8. Внесение данных в статистические формы. В осуществлении этапов процесса участвуют такие структурные подразделения, как приемное отделение, палатные отделения и отделение статистики. Выполнение работ на данных этапах обеспечивают врачи приемного отделения и палатных отделений, а также врач отделения статистики. При таком подходе очень важно, чтобы специалистам, занимающимся кодировкой диагнозов, были понятны способы получения информации, то есть имелись навыки работы с МКБ-Х. Реализация работ в процессе кодирования диагноза осуществляется в соответствии с алгоритмом МКБ-Х и регламентируется: − федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; − приказом Минздрава России от 30 декабря 2002 г. № 413 «Об утверждении учетной и отчетной документации». По результатам реализации этапов происходит кодирование клинического диагноза. Вариабельность процесса возможна на этапе формулирования клинического диагноза и определяется профилем структурного подразделения МО. Целевым показателем (индикатором) является присвоение кода клиническому диагнозу с учетом уточняющих характеристики патологического процесса четырехзначных подрубрик МКБ-Х, изменений и дополнений кодов, блоков, рубрик и подрубрик классификации. Мониторинг (контроль) выполнения процесса осуществляет руководитель структурного подразделения. Основными методами мониторинга являются частота ошибок кодирования, свидетельствующих о недостоверности представленных данных; результаты анкетирования медицинского персонала, осуществляющего кодирование диагноза; сопоставление закодированного клинического и патологоанатомического диагноза в случае смерти пациента. К основным факторам риска невыполнения или несвоевременного выполнения процесса относятся ошибки кодирования разного рода (нерубрифицированные и неверно рубрифицированные диагнозы, использование малоинформативных терминов, несоблюдение правил МКБ-Х, неуточненная локализация патологического процесса), а также несоответствие требованиям регламентирующих нормативных документов. Устранению (снижению интенсивности) данных факторов способствует внедрение автоматизированной системы кодирования диагноза. Разработанная нами модель включает 5 этапов: 1. Осмотр пациента. 2. Введение клинической формулировки диагноза в автоматизированную систему поддержки кодирования. 3. Подтверждение врачом предполагаемого варианта формулирования диагноза и кода в соответствии с МКБ-Х. 4. Внесение данных в статистические формы. 5. Учет и анализ статистических данных. Реализация процесса кодирования диагноза автоматическим способом осуществляются теми же структурными подразделениями и должностными лицами, что и при ручном кодировании на основе уже указанных нормативно-правовых актов. Итогом реализации этапов процесса является автоматическое кодирование клинического диагноза. Вариабельность процесса обусловлена разнообразием структуры клинических диагнозов в подразделениях различного профиля и проявляется на этапе формулирования клинического диагноза. Целевым показателем является унифицирование (обеспечение единообразия) действий при выборе кода заболевания в соответствии с МКБ-Х. Контроль выполнения процесса и применяющиеся при этом основные методы не отличаются от таковых при ручном кодировании диагноза. Основные факторы риска невыполнения или несвоевременного выполнения процесса, которые имели место при ручном кодировании диагноза, в случае использования автоматизированной системы сведены к минимуму. В результате проведенной нами работы была сформирована типовая модель кодирования диагноза при использовании автоматизированной системы поддержки кодирования и проанализированы ее отличия от традиционной модели кодирования диагноза в МО. Автоматизация основных этапов кодирования диагноза позволяет сократить время выполнения ряда технологических операций, таких как «Изучение необходимой информации в томах МКБ-Х», «Выбор наиболее подходящего варианта формулировки диагноза в соответствии с МКБ-Х», а также минимизировать процент ошибок при выборе кода диагноза и практически полностью устранить субъективные причины ошибок. Разработанная нами автоматизированная система кодирования диагноза по МКБ-Х представляет собой облачный WEB сервис для МО, позволяющий качественно подготовить и передать в контролирующие органы статистические данные по заболеваемости и летальности. Модель автоматического кодирования диагноза является типовой, то есть может быть внедрена в работу МО различного профиля и ведомственного подчинения, схожих по структуре и выполняемым функциям. Заложенная вариабельность модели обеспечивает адаптацию к конкретным условиям деятельности МО. Важной особенностью процессного подхода является нацеленность на высокую результативность и выбор наиболее оптимального способа ее достижения. Процессный подход позволяет управлять работой всей МО с точки зрения системы взаимосвязанных бизнес-процессов и, таким образом, планировать, контролировать и совершенствовать процесс [8, с. 14–24]. На сегодняшний день процессный подход является оптимальным направлением повышения качества оказания медицинской помощи [9, с. 33–42]. Автоматизированные системы кодирования могут успешно применяться для кодирования патологоанатомического диагноза, способствуя получению достоверных статистических данных, сопоставимых с результатами международных исследований и позволяющих использовать их для корректировки программ по снижению смертности от управляемых причин[2]. Следует учитывать, что для более эффективной работы автоматизированной системы кодирования диагноза необходимо обучение медицинского персонала, осуществляющего процесс кодирования, правилам выбора кода диагноза по алгоритму МКБ-Х. Выводы Процессный подход к кодированию диагноза в МО является перспективной технологией, обеспечивающей повышение качества оказания медицинской помощи населению.Автоматизированное кодирование диагноза позволяет уменьшить функциональную нагрузку на медицинский персонал, обеспечить достоверность статистической информации, а также предоставляет равные условия для различных МО в вопросе формирования отчетных статистических форм.About the authors
D. Y Mikhaylov
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health
Email: mdudoc@mail.ru
Moscow, Russian Federation
E. A Berseneva
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health
Email: eaberseneva@gmail.com
Moscow, Russian Federation
References
- Старостина Е.А. Стратегическое управление организациями как актуальное направление практической деятельности менеджмента: направления повышения эффективности стратегического управления организацией / Е.А. Старостина // Аллея науки. - 2017. - Т. 5. - № 16. - С. 218-225.
- Proctor J. The business of emergency medicine: a model for success / J. Proctor, P. Hall, J. Carr et al. // Emerg. Med. Clin. North. Am. - 2004. - № 22. - Р. 19-45.
- Sapunar D. The business process management software for successful quality management and organization: A case study from the University of Split School of Medicine / D. Sapunar, I. Grković, D. Lukšić et al. // Acta Med. Acad. - 2016. - № 45. - Р. 26-33.
- Ahmed E.S. Business process improvement methods in healthcare: a comparative study / E.S. Ahmed, M.N. Ahmad, S.H. Othman // Int. J. Health Care Qual. Assur. - 2019. - № 32. - P. 887-908.
- Стадникова Н.В. Концептуальный подход к процессам изменений: формы и методы / Н.В. Стадникова // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. - № 7. - С. 887-900.
- Миров А.И. Система управления качеством диагностической помощи / А.И. Миров // Главврач. - 2015. - № 7. - С. 48-51.
- Берсенева Е.А. Процессное управление в медицинских организациях / Е.А. Берсенева // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2020. - № 4. - С. 80-99.
- Чолоян С.Б. Современное управление медицинской организацией на основе процессного подхода в российских научных публикациях / С.Б. Чолоян, А.К. Екимов, О.Г. Павловская и др. // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 8. - С. 14-24.
- Белышев Д.В. Применение процессного подхода в медицинских организациях на примере экстренной госпитализации / Д.В. Белышев, А.В. Борзов, Ю.А. Нинуа и др. // Медицинские информационные системы. - 2015. - № 4. - С. 33-42.
- Starostina E.A. Strategic management of organizations as an actual direction of practical management activity: directions for improving the effectiveness of strategic management of an organization. Alleya nauki [Alley of Science], 2017, vol. 5, no. 16, pp. 218-225 (in Russian).
- Proctor J., Hall P., Carr J. et al. The business of emergency medicine: a model for success. Emerg. Med. Clin. North Am., 2004, no. 22, pp. 19-45.
- Sapunar D., Grković I., Lukšić D. et al. The business process management software for successful quality management and organization: A case study from the University of Split School of Medicine. Acta Med. Acad., 2016, no. 45, pp. 26-33.
- Ahmed E.S., Ahmad M.N., Othman S.H. Business process improvement methods in healthcare: a comparative study. Int. J. Health Care Qual. Assur., 2019, no. 32, pp. 887-908.
- Stadnikova N.V. A conceptual approach to change processes: forms and methods. Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2018, vol. 12, no. 7, pp. 887-900 (in Russian).
- Mirov A.I. Diagnostic Care Quality Management System. Glavvrach [Chief Medical Officer], 2015, no. 7, pp. 48-51 (in Russian).
- Berseneva E.A. Process management in medical organizations. Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health], 2020, no. 4, pp. 80-99 (in Russian).
- Choloyan S.B., Ekimov A.K., Pavlovskaya O.G. et al. Modern management of a medical organization based on a process approach in Russian scientific publications. Menedzher zdravookhraneniya [Health Care Manager], 2019, no. 8, pp. 14-24 (in Russian).
- Belyshev D.V., Borzov A.V., Ninua Yu.A. et al. Application of the process approach in medical organizations on the example of emergency hospitalization. Meditsinskie informatsionnye sistemy[Medical information Systems], 2015, no. 4, pp. 33-42 (in Russian).