V.F. VOYNO-JASSENETSKY. NEW EVIDENCE AND THE NEED FOR THEOLOGICAL STUDY OF THE HERITAGE OF ARCHIBISHOP LUCAS

Abstract


The article raises the importance of the theological heritage of Archbishop Lucas.

Full Text

Вернер Артур - доктор медицины; Artyom.Verner@uni-duesseldorf.de 38 вителя Церкви. Увы, эта работа не цитировалась в обзорных монографиях, вышедших позднее. Отрадно осознавать, что попытки выявить особенности богословско-проповеднической деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого продолжались, о чем свидетельствует появление в 2014 г. важной монографии Л. В. Халезовой, изданной на украинском языке. Мы полагаем, что дальнейший поиск и классификация работ именно духовной деятельности, анализ их, установление адресатов переписки Арх. Луки с другими Иерархами Церкви (Митрополит Вениамин (Федченков), Архим. Борис (Хол-чев) интересны не только сами по себе и важны в изучении фигуры и психограммы Святителя, но и охарактеризует в целом эпоху первой половины XX века через призму ученого и духовного деятеля. После публикации дневниковых записей М. М. Пришвина отошло в прошлое навязанное представление о писателе, как только о «Певце природы». Удачно выбранный символ, тем не менее сужал весь горизонт его представлений. М. М. Пришвин 23 марта 1950 г. записал: «Епископ Лука в Симферополе, хирург и профессор, сана не снимает, и никто его не трогает. Когда приходят больные, он спрашивает: «Православные? И если да, говорит: Помолимся!» И после этого начинает лечить». Такого же характера и Капица, и если не я сам, то мой двойник. Но есть и другой характер советского человека: каждый шаг, каждое слово, как будто если только он ошибется, то его схватят невидимые руки. (Продумать в сопоставлении оба характера)». К. Г. Паустовский вспоминал: «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им - сущие пустяки по сравнению с его дневниками, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти он записи он хотел сохранить для потомства. Это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений - таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу». «Бойся думать без участия сердца», таков был лейтмотив деятельности М. М. Пришвина, этому же вторит и трактат «О духе, душе и теле» и проповеди его современника Архиепископа Луки. Конечно, мы можем ссылаться на известные традиции русской писательской культуры прошлых столетий, однако те императивы, которые в середине 20 века были снова озвучены через «сердечную мысль» (в интерпретации самого М. М. Пришвина- С. Г. Семенова, 1989) и оказались столь свежи. О своей книге архиепископ Лука писал, что она «займет почетное место в религиозно-философской литературе». Он также полагал, что книга его «имела бы огромное значение в деле религиоз- 39 ного просвещения отпавших от веры или никогда не знавших ее, если бы могла быть напечатанной». Как полагал В. Савельев (2005), свое произведение святитель Лука считал апологетическим, цель которого - религиозное просвещение людей, отпавших от веры, и тех, кто с детских лет был воспитан в духе «воинствующего» атеизма. Задача, преследуемая автором, вполне очевидна: человеку нужно сказать правду о человеке, и в первую очередь то, что он - существо духовно-материальное, наделенное разумом, свободой и бессмертием, но отнюдь не самоосознающая глыба материи. В 1948 г. после написания своего сочинения (1945-1947 гг.) Лука Войно-Ясенецкий прочитал в Симферопольском кафедральном соборе серию проповедей-лекций антиматериалистического характера, сердцевину которых составляли основные мысли его работы. Начиналась первая проповедь примерно такими словами: «Некоторые невежественные люди говорят, что Бога нет...». Что можно противопоставить этому вопиющему заблуждению? По убеждению архиепископа Луки фактическая очевидность бессмертия и нематериальности человеческого духа является убедительнейшим аргументом в пользу бытия Божия. Действительно, если человеческий дух бессмертен, о чем свидетельствуют многочисленные факты из жизненного опыта людей, то основания для этого бессмертия нужно искать в вечном и живом Боге (Абсолюте). Ибо только Единый Бессмертный дарует бессмертие; и только Тот, Кто есть Сама Жизнь, дарует жизнь. Принято считать, что одни христианские богословы говорят о трехчастном составе человеческого существа (тело, душа и дух), а другие - о двухчастном (тело и душа). Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим полагал (1991), что предшественником Арх.Луки в таком понимании были св. Тихон Задонский и св. Феофан Затворник. Несмотря на известную самокритику Арх. Луки в отношении недостатка литературы в период написания трактата, именно в таком его апологетическом понимании, Арх.Лука аргументировал трихотомизм данными психофизиологии, парапсихологии и генетики. Он разрабатывал учение о так называемых актах сознания, которые никогда не бывают изолированными, поскольку мысль сопровождается чувством (Гомилетика), а волевые акты связаны не только с восприятиями физических органов, но и с восприятиями души и духа. Арх Лука утверждал, что дух может вести жизнь, раздельную от души и тела, ссылаясь на передачу наследственных свойств от родителей к детям, поскольку наследуются лишь основные «духовные» черты характера родителей, а не их чувственные восприятия и душевные воспоминания.

About the authors

A. Werner

Email: Artyom.Verner@uni-duesseldorf.de

References

  1. Воспоминания о Михаиле Пришвине; Сборник. - М., Советский писатель, 1991. - С. 306.

Statistics

Views

Abstract - 11

PDF (Russian) - 8

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies