Istoriya razvitiya mezhdunarodnoy sertifikatsii meditsinskikh organizatsiy

Abstract


Рассматривается история развития и даётся определение международной сертификации, классификация её основных моделей. Описываются системы сертификации, как механизм повышения качества медицинской деятельности.

Full Text

Москва Дубинин Николай Дмитриевич - аспирант, 9161375100@mail.ru 57 В сфере общественного здоровья и здравоохранения существует категория деятельности, направленная на обеспечение оказания медицинской помощи надлежащего качества. Множество формулировок обозначают, по существу, единый подход. Лицензирование, сертификация, аттестация организаций, аккредитация, медицинский аудит, экспертиза, независимая внешняя оценка медицинских организаций (external peer review) - всё это различные названия схожих организационных технологий повышения качества медицинской помощи и его экспертной оценки. Те механизмы, которые мы рассматриваем в данной работе приходят в Россию из-за рубежа. Ниже мы будем обобщённо именовать их термином - «международная сертификация». Международная сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, услуга соответствует требованиям качества и безопасности. Аккредитация качества, подход ИСО, EFQM являются основными моделями международной сертификации. Все они имеют разное происхождение и прошли собственный путь развития. Особняком стоит внедрение систем менеджмента качества в медицинских организациях и дальнейшая их сертификация, к примеру, в соответствии со стандартами ИСО. Применение данных программ направлено на повышение качества деятельности. При этом исторически они были ориентированы на производственные сферы, и их эффективность в медицине не очевидна [1]. Сомнительное влияние на процесс лечения пациентов может быть компенсировано положительным воздействием на качество организации медицинской помощи [2]. Изначально стандарты ИСО, разрабатываемые сейчас Международной организацией по стандартизации (ИСО) появились в Великобритании, как британский стандарт управления качеством (BS 5750). В 1996 г. немецкие медицинские ассоциации и страховые организации опубликовали заявление для прессы. В нём было указано, что ИСО 9000 не уделяет должного внимания социальной функции здравоохранения, клиническим результатам и деятельности персонала. Вопреки всему модель обрела популярность. Вторым значимым подходом является аккредитация. Она появилась в здравоохранении США и начала развиваться с программы стандартизации в клиниках, созданной профессиональной организацией - коллегией американских хирургов в 1918 году. Впоследствии аккредитация прочно укоренилась в здравоохранении. Интерес к модели распространился в первую очередь на Австралию в 1926 году, затем в Канаду в 1953 году. Несмотря на медленное развитие, большинство государств-членов Европейского Союза к настоящему времени имеют полностью функционирующие программы. Ак 58 кредитация основывается на регулярной независимой оценке на соответствие научно обоснованным стандартам качества. В России имеется опыт получения медицинской организацией международного сертификата качества. Речь идёт об одной из наиболее популярных и авторитетных в мире систем аккредитации - Joint Commission International (JCI) [3], [4]. Последняя из основных моделей «Признанное совершенство» (EFQM) имеет общеевропейское происхождение. EFQM была основана в 1988 году президентами 14 крупных европейских компаний с одобрения Европейской комиссии. В настоящее время в данной программе участвуют более 600 организаций. Модель имеет широкое влияние, так как была адаптирована в нескольких странах для формирования основ национальных наград в области качества. Модель EFQM обеспечивает концептуальную основу, которая используется и как инструмент самооценки. Также она используется для объектов, претендующих на внешнюю оценку с целью получения европейской премии по качеству или национальных наград за качество. Мы относим международную сертификацию, к числу организационных технологий, направленных на повышение качества медицинской деятельности. При этом необходима существенная адаптация немедицинских организационных технологий. Актуальным выглядит применение систем изначально создаваемых профессиональными организациями медицинских специалистов (например, система JCI) в основе которых лежат клинические стандарты и наборы специфичных индикаторов качества. Системы международной сертификации в начинают внедряться в медицинских организациях РФ. Данную организационную технологию мы относим к механизмам повышения качества. Предстоит оценить эффективность этого подхода и её преимущества для медицинских организаций.

About the authors

Nikolay Dmitrievich Dubinin

Email: 9161375100@mail.ru

References

  1. Shaw C.D., Heaton C. External peer review in Europe: an overview from the ExPeRT Project // Int. J. Qual. Heal. Care. 2000. Vol. 12, № 3. P. 177-182.
  2. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии его оценки // Бюлл. Нац. НИИ общественного здоровья РАМН. 2013. Vol. 2. P. 20-23.
  3. Ройтберг Г.Е. Клиника ОАО «Медицина». Отчёт о корпоративной социальной ответственности и устойчивом развитии 2011. https://www.medicina.ru/about/pokazatel/kco_2011/kso.pdf. P. 55.
  4. Ройтберг Г.Е., Кушкин Д., Гончарова Н. Опыт международной аккредитации ЛПУ: международные модели управления // Здравоохранение. 2011. Вып. 8.

Statistics

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 3

Cited-By



Copyright (c) 2015 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies