Formirovanie bioeticheskikh predstavleniy v khirurgicheskoy deontologii Nikolaya Nikolaevicha Petrova
- Authors: Mikhalovska-Karlova E.P.1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2015)
- Pages: 124-126
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2308
- Cite item
Abstract
Рассматриваются этические аспекты хирургической деонтологии известного советского онколога Н.Н. Петрова, нашедшие впоследствии отражение в принципах биоэтики.
Full Text
Москва Михаловска-Карлова Екатерина Петровна - д.ф.н., проф. 124 осмысление». Содержание представлений «совпадает с предполагаемыми характеристиками предметов и событий реального мира» [1, с. 335]. Интерес в связи с этим представляют обращения выдающихся деятелей медицины к моральным дилеммам своей профессии и поиску путей их решения. Знаменитый хирург академик Н.Н. Петров к этическим проблемам хирургии обратился в 1939 г., опубликовав в «Вестнике Хирургии» (VII - 1231, 1939) статью «Вопросы хирургической деонтологии». Внимание хирургической общественности столицы привлёк к себе доклад, сделанный им в Москве в 1943 г. После выхода в свет в 1945 г. книги «Вопросы хирургической деонтологии» к автору приходит широкая известность. В 1948 г. ленинградский «ГИДУВ» опубликовал второе издание книги. Основываясь на методологии утилитаризма, в частности И. Бентама, он определяет медицинскую деонтологию как «учение о принципах поведения не для достижения индивидуального благополучия», «но для максимального повышения суммы полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» [2, с. 20]. Последнее особенно важно, так как оно уже за пределами утилитаризма и в духе биоэтики. А вот и подтверждение: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди - пользе медицины» (там же). Именно так сегодня в биоэтике понимается принцип «делай благо» (Beneficence). Но самое главное, что автор центрирует внимание на больном, его интересах и его личности (и это в условиях жёсткого тоталитаризма!). Он подчёркивает, что «каждое врачебное действие по отношению к больному должно руководствоваться, безусловно, в первую очередь интересами больного. Совершенно недопустимо пренебрежение этими интересами якобы в интересах науки, а на самом деле - в интересах мелкого самолюбия и тщеславия людей, желающих показать себя научными работниками» [2, с. 21]. Н.Н. Петров в 1945 г. пишет: «Совершенно обязательно отучить себя от замены слова «больной» термином «случай». Больной - это всегда человеческая личность, со всеми её сложными переживаниями, а не безличный случай» [2, с. 26-27]. Отсюда его требование к хирургам: относиться к больному как к личности на всех этапах хирургического лечения. «Деонтологические соображения должны властно требовать совершения конкретных оперативных показаний применимо именно к данному больному» [2, с. 75]. Это требование включено им в «Заключение оператора», состоящее из четырёх пунктов: 1. мотивированный диагноз; 2. показания к операции; 3. план операции; 4. предложенное обезболивание. Такое Заключение должно быть составлено на основе 125 тщательного изучения больного, в каждом пункте должны быть учтены особенности личности и интересы данного больного. Это сделано Н.Н. Петровым задолго до возникновения биоэтики и её центрального принципа уважения автономии личности пациента. Как известно, принцип уважения автономии личности реализуется через другой важнейший этический принцип - информированного согласия, идею которого Н.Н. Петров высказал ещё в 1939 г. - задолго до Нюрнбергского Кодекса, где этот принцип сформулирован только применительно к клиническим экспериментам на людях. Целая глава в монографии посвящена информированию больного. Требования, сформулированные автором, практически совпадают с содержанием, которое сегодня вкладывается в принцип информированного согласия. Информацию о болезни «можно и нужно изложить в доступной и полезной форме как для малообразованного, так и для высокообразованного больного, как для больного, не знающего медицины, так и для больного врача» [2, с. 67]. При этом даётся конкретизация, как должен врач информировать больного: 1). О диагнозе «информация должна заключать в себе некоторые прогностические указания и необходимые профилактические мероприятия. В частности, лечащимся и излеченным от рака женщинам должна быть указана опасность для них беременности, Лечащимся и излеченным от язвенной болезни желудка - опасность дальнейшего курения табака и т.п.»; 2). О предлагаемой больному операции «информация должна быть делаема в доходчивой для него форме, с упоминанием о связанном с ней риске, о возможности инфекции и побочных повреждений и о незначительности этого риска с вероятной пользой операции» [2, с. 68]. Более того, рекомендуется обсуждать с больным способы лечения, поскольку «при тактичном и доброжелательном подходе хирурга к больному можно. привлечь самого больного к решению вопроса об уместности той или другой операции» [2, с. 68]. Фактически автор советует хирургам работать с пациентом в модели, основанной на принципах биоэтики, которые ещё не сформулированы. Позднее известный американский биоэтик R. Veatch назовёт эту модель коллегиальной. ЛитератураAbout the authors
Ekaterina Petrovna Mikhalovska-Karlova
References
- Лекторский В.А. Представление / Новая философская энциклопедия: в 4 т. -М.: Мысль, - 2001. - Т. Ш. - С. 334-335.
- Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. - Л.: ГИДУВ, 1945.
Statistics
Views
Abstract - 10
PDF (Russian) - 11