MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF CRITERIA FOR ASSESSMENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A DOCTOR
- Authors: Palevskaya S.A1, Veretennikova N.A1, Blashentsev M.K2
- Affiliations:
- National Institute of Social health N.A. Semashko
- Samara medical state university
- Issue: No 2 (2019)
- Pages: 62-69
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1433
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2019.02.009
- Cite item
Abstract
Full Text
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорит о том, что доступность и качество медицинской помощи являются основными принципами охраны здоровья (ст.4 п.6). Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются целым рядом условий, в том числе наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации (ст.10 п.2) (1). Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 квалификация определена как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» (2). Планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики задают профессиональные стандарты. Ряд последовательных нормативно-правовых актов (3,4,5,8,9,10), регулируют вопросы разработки профессиональных стандартов, которые можно рассматривать как ключевые документы для 63 проведения оценки профессиональной деятельности медицинских специалистов. Требования к качеству медицинской помощи, установленные в приказе Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи", опосредованно оценивают уровень профессиональной подготовки медицинского специалиста через призму оценки качества работы медицинской организации на соответствие критериям приказа. Вместе с тем понятно, что такие критерии как «правильность ведения медицинской документации», «сроки установления диагноза». напрямую зависят от уровня профессиональной подготовки медицинского специалиста (6,12). В «Предложениях (практических рекомендациях) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) (2015) указано, что «.качество и безопасность медицинской деятельности во многом зависит от слаженной работы хорошо подготовленных медицинских работников...Задача руководителя - наиболее эффективно использовать кадровый потенциал.». Внедрение этих предложений в ряде пилотных учреждений страны показало, что выделение управления персоналом в качестве самостоятельного направления деятельности медицинской организации обеспечивает поддержание уровня профессионализма медицинских специалистов. Более того, управление персоналом возможно только при наличии системы управления персоналом, одним из элементов которой является оперативная оценка персонала. Однако п.1.8. Предложений содержит лишь общие рекомендации по системе оценки персонала, включая оценку руководителем, экспертами, самооценку и тематическое тестирование (7). Основы профессиональных компетенций будущего врача закладываются при обучении в высшем учебном заведении на этапе освоения основной образовательной программы, и далее - на этапе обучения в клинической ординатуре, аспирантуре. При этом большое значение играет поддержка мотивации студентов и ординаторов к работе в практическом здравоохранении. Проводя анкетирование студентов педиатрического и лечебного факультетов в целях выявления уровня мотивации к работе в первичном звене здравоохранения, Блашенцев М.К. (2019) выявил следующие причины отсутствия мотивации у будущих медицинских специалистов: большая нагрузка на врача на амбулаторном приеме (29% респондентов), неудовлетворительный уровень оплаты труда (26%), отсутствие 64 карьерного роста (27%) (11). Поэтому повышение приверженности медицинских специалистов к труду является одной из актуальных задач практического здравоохранения (Гайдаров Г.М. и соавт., 2019). Рядом авторов показано, что работа медицинского специалиста сопряжена с выполнением целого ряда условий и требований. Так Пивень Д.В. и Кицул И.С. (2016) подчеркивают, что соблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности, и предотвращение конфликта интересов медицинского работника являются неотъемлемым компонентом обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации. Таким образом, с одной стороны уже существует ряд объективных показателей, позволяющих оценить отдельные аспекты работы медицинского специалиста: объем выполненной работы. Кроме того, результаты внутреннего аудита, проводимого специалистамиэкспертами в рамках медицинской организации, позволяют оценить качество и безопасность оказания медицинской помощи (наличие дефектов в процессе лечения, необоснованные отклонения от стандартов оказания медицинской помощи, выявление предотвратимых неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи и др.), качество работы с медицинской документацией (историей болезни, амбулаторной картой, протоколами операций, исследований и т.д.). Данные об участии врача-специалиста в образовательных мероприятиях, проводимых в рамках системы непрерывного медицинского образования, наблюдения непосредственного руководителя (заведующего отделением), соблюдение трудовой дисциплины, соблюдение требований этики и деонтологии также позволяют оценить уровень профессиональных знаний и навыков специалиста, его деловые качества и творческую активность. С другой стороны есть пациент. Уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи является важным показателем оценки как медицинского специалиста, так и медицинской организации в целом. Цель работы: выделить и описать критерии оценки профессиональной деятельности медицинского специалиста. Материал и методы. Исследование выполнено на базе многопрофильного медицинского центра (далее - ММЦ) Банка России специалистами отделения обеспечения методического и методологического взаимодействия с лечебными и оздоровительными подразделениями совместно с руководителями ряда подразделений. 65 На первом этапе был применен метод экспертных оценок, который позволил выделить до 26 (в стационаре) и до 29 (в поликлинике) показателей, используемых в качестве оценочных критериев. Число показателей по отдельным специалистам варьировало с учетом особенностей выполняемой ими работы. На втором этапе все показатели были сгруппированы по 5 основным группам, описывающим деятельность врача-специалиста: - объем выполненной работы; - качество и безопасность оказания медицинской помощи; - работа с медицинской документацией; - участие в системе непрерывного медицинского образования; - соблюдение требований трудовой дисциплины. В рамках группы каждый критерий был оценен в баллах. 1. Объем выполненной работы В эту группу было отнесено 8 показателей, характеризующих интенсивность профессиональной работы врача стационара/поликлиники соответствующего профиля (терапевтического, хирургического, узкого специалиста). Например: - общее число пролеченных в стационаре (выписанных, переведенных) пациентов - число пациентов, принятых на амбулаторном приеме; - число выполненных консультаций (в смежных отделениях, амбулаторных пациентов); - работа во внеурочное время по вызову; - участие в реализации «Стратегии укрепления здоровья работников Банка России» (выполнение конкретных заданий). 2._Качество и безопасность оказания медицинской помощи Группа включает от 6 до 8 показателей (5 - общих для всех врачей, от 1 до 3 - для врачей разного профиля), характеризующих качество и безопасность медицинской помощи, оказанной врачом. Например: - наличие/отсутствие значимых отклонений от действующих стандартов медицинской помощи, - результаты лечения и диагностики, - наличие/отсутствие жалоб пациентов и др. 3.Работа с медицинской документацией (история болезни, амбулаторная карта, протоколы исследований и др.). 66 В этой группе учитываются значимые дефекты и замечания в оформлении и ведении записей специалистами в историях болезни или амбулаторных картах. В основу оценки положено соблюдение правил и требований, установленных приказом Минздрава РФ от 10.05.2017г. №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Например: - наличие информированного добровольного согласия/отказа пациента; - сроки установления диагноза; - ведение медицинской карты пациента; - первичный осмотр и сроки оказания медицинской помощи 4.Участие в системе непрерывного медицинского образования Группа включает 7 показателей/критериев, одинаковых для врачей любой специальности, характеризующих уровень профессиональных знаний и умений специалиста и его работу по дальнейшему профессиональному развитию. Например: - участие в конференциях, семинарах, аккредитованных в системе НМО; - подготовка и защита диссертации; - участие в вебинарах по специальности; - публикации статей в научных журналах; - обучение на симуляционных курсах. 5. Соблюдение требований трудовой дисциплины Группа включает 3 показателя/критерия, одинаковых для специалиста любого профиля: - соблюдение этики и деонтологии; - коммуникативные навыки (во взаимоотношениях с коллегами и пациентами); - соблюдение внутриведомственного режима и трудового распорядка. С учетом указанных критериев по каждому специалисту разрабатывалась «Карта оценки деятельности специалиста»., которая затем оценивалась специально созданной комиссией. Обязательно учитывали заключение руководителя подразделения. По результатам оценки каждому специалисту давали конкретные рекомендации. Внедрение системы комплексной оценки профессиональной деятельности врача-специалиста уже на первом этапе позволило выявить наиболее уязвимые моменты в профессиональной деятельности как отдельных специалистов, так и подразделения в целом, и на этой основе определить направления дальнейшей работы 67 руководителей различных уровней ММЦ по совершенствованию организационных аспектов лечебно-диагностического процесса и дальнейшему развитию кадрового потенциала ММЦ.About the authors
S. A Palevskaya
National Institute of Social health N.A. Semashko
Email: svetpal1972@gmail.com
Moscow, Russia
N. A Veretennikova
National Institute of Social health N.A. Semashko
Moscow, Russia
M. K Blashentsev
Samara medical state university
References
- Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273
- Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ (последняя редакция)
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.12 №2204-р «О мерах по реализации государственной социальной политики»
- Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2017 N 46740).
- Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, 2015.- 116 с.
- Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении Макета профессионального стандарта»
- Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Приказ Минтруда России №170н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»
- Блашенцев М.К. Укомплектованность первичного звена здравоохранения врачебными кадрами//Тезисы XIII Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием «Студенческая наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты», апрель 2019.
- Вялков А.И., Хальфин Р.А., Никонов Е.Л. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении на современном этапе //"Главврач", N 3, 2009. - 25 с.
- Гайдаров Г.М., Макаров С.В., Маевская И.В., Алексеева Н.Ю. Врачебные кадры: анализ и повышение приверженности к профессии // Г.М. Гайдаров, С.В. Макаров, И.В. Маевская, Н.Ю. Алексеева. -Иркутск: ИНЦХТ, 2019. - 144 с
- Пивень Д. В. Кицул И. С. Ограничения, налагаемые на медицинских работников при осуществлении профессиональной деятельности, и предотвращение конфликта интересов медицинского работника: действия медицинской организации//Д.В. Пивень, И.С. Кицул. - Москва: Менеджер здравоохранения, 2016 , №4