REVIEW FOR THE DISSERTATION O.V. RUKODAYNY "SCIENTIFIC JUSTIFICATION AND DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO INCREASE THE LEVEL OF SATISFACTION OF THE POPULATION NEEDS IN PRIMARY SPECIALIZED MEDICAL CARE (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW)" FOR THE ACADEMIC DEGREE CANDIDATE OF MEDICAL SCIENCES BY SPECIALTY “PUBLIC HEALTH”
- Authors: Chicherin L.P1
- Affiliations:
- N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
- Issue: No 1 (2021)
- Pages: 122-126
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1527
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.01.016
- Cite item
Abstract
A review of O.V. Rukodayny dissertation for the degree of candidate of medical sciences in the specialty «public health and healthcare» on the topic "Scientific justification and development of recommendations to increase the level of satisfaction of the population in primary specialized medical care (using the example of Moscow)" is presented. On the example of the metropolis, the need to prolong such scientific research in other territories of the country, taking into account local specifics, was emphasized.
Full Text
Важнейшей исторической вехой в области общественного здравоохранения стала прошедшая в 1978 году под патронажем ВОЗ в Алма-Ате Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), принявшая соответствующую Декларацию. Однако прогресс оказания данного вида помощи на протяжении четырех последних десятилетий был неравномерным. По данным ВОЗ, ныне, по меньшей мере, половина населения мира не имеет доступа к основным услугам здравоохранения. Сегодня, через 40 лет после принятия этого важного международного документа, уже Астанинская декларация (октябрь 2018 г.) наметила новый курс на достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, определив ПМСП как ключ к достижению цели «Здоровье для всех» по всему миру. В нашей стране активно реализуются основные положения Декларации в деле повышения доступности и качества медицинской помощи, расширения возможностей для населения в получении, прежде всего, именно ПМСП, включая специализированную помощь, модернизации технологий управления и эффективности деятельности медицинских организаций (далее – МО). Происходит рост этих потребностей и по мере совершенствования отрасли, развития рыночных условий предоставления медицинских услуг, роста санитарной грамотности и ответственности самих граждан за свое здоровье. Повышаются требования к квалификации персонала, его отношению к пациентам, предпочитается близость расположения МО и отдельных врачей-специалистов, особенно в условиях создания амбулаторных центров, возможность выбора услуг отрасли. Однако эти и иные проблемы, особенно сравнительно в МО разных форм собственности, всё ещё не находят достаточного обсуждения в научных публикациях. Отсюда несомненна актуальность рецензируемого исследования, цель которого – научно обосновать и разработать рекомендации по повышению уровня и расширению возможностей удовлетворения потребностей населения в первичной специализированной медико-санитарной помощи – ПСМСП в условиях инфраструктуры здравоохранения города Москвы. Диссертация изложена на 209 страницах машинописного текста, содержит 2 таблицы и 14 рисунков. Структура рукописи классическая: она состоит из введения, обзора литературы, главы с описанием материалов и методов исследования, трех объемных глав собственных исследований, выводов, рекомендаций и предложений, списка литературы. Работа выполнена по традиционной методике социально-гигиенического и медико-организационного исследования, адаптированной к поставленным четырем задачам. Объектом исследования явились: здравоохранение столицы, его медицинские организации государственной и частной форм собственности, расположенные на территории 4 административных округов из 12. Методом автоматизированной формулы суммирования «электронной выкопировки данных» всех клиник наблюдения были изучены свыше 17 тыс. пациентов, состоящих в регистрах получивших ПСМСП. Получены новые данные по проблеме, включая материалы анализа заболеваемости по обращаемости за ПСМСП населения столицы; оценены результаты социологического исследования пациентов и персонала по вопросам удовлетворения потребностей в медицинской помощи. Так, показано, что в ходе получения медицинской помощи не оправдываются ожидания пациентов, связанные с сервисной составляющей медицинских услуг, с отношением в системе врач-пациент, возможностями выбора медицинской организации, независимо от доходов, территории проживания или места работы, по взаимодействию в наблюдении пациентов в изучаемых МО, по использованию информационных ресурсов и интернет-коммуникаций. Соответствующие рекомендации, содержащие актуальные аспекты функционирования систем маркетинга отношений в этих организациях, обоснованы с учетом потенциала инфраструктуры здравоохранения города. трансформации факторов территориальной, транспортной, производственной, финансовой, информационной, сервисной, организационной доступности. Одна из особенностей новизны проведенного исследования – научный вклад в пока ещё малое изучение состояния проблемы организации ПСМСП по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, причём, в МО, как государственной, так и частной форм собственности. При этом автор, исходя из сложившейся инфраструктуры этих организаций, определил 4 ключевых критерия: потребность в такой помощи, обращаемость за ней, медицинская активность населения, отношения с медперсоналом в процессе организации, оказания и получения ПМСП. Разработанная автором система маркетинга отношений в здравоохранении обеспечивает оптимизацию внутренних процессов в МО организациях по удовлетворению потребностей населения в данном виде помощи, повышение эффективности работы с пациентами, создание привлекательных и комфортных условий для пациентов при обращении за медицинской помощью, повышение результативности взаимодействия врачей и пациентов. Это позволяет внедрять новые сервисы и услуги с учетом повышения требований населения к системе здравоохранения. Выявленные показатели, структура и динамика заболеваемости по обращаемости за ПСМСП демонстрирует реальность расширения возможностей системы для удовлетворения потребностей населения в данном виде помощи, служат основой для принятия управленческих решений и организационных мер по расширению ассортимента и сервиса предоставления медицинских услуг. Показано, что при принятии подобных решений, направленных на повышение уровня удовлетворенности населения медицинской помощью, требуется учитывать трансформацию факторов территориальной, транспортной, производственной, финансовой, информационной, сервисной, организационной доступности помощи, возможности выбора пациентами программам ОМС и ДМС. Достоинством труда является представление «профиля пациента» и «матрицы» основных ресурсов по внедрению системы маркетинга отношений субъектов медицинской помощи и их активизации в сфере ПСМСП. Так, «профиль пациента» позволил раскрыть его ожидания по удовлетворению индивидуальных потребностей в медицинской помощи, которые относятся к понятиям качества, комфорта, оперативности, стоимости, доступности (удаленность, транспортные удобства и пр.), отношения медицинского персонала. При этом учитывались возрастно-половые, социальные характеристики, доверие между врачами и пациентами и др. Разработанный маркетинг отношений устанавливает партнерские эффективные взаимодействия «пациентов-врачей-руководителей» медицинских организаций разных форм собственности на основе возможностей инфраструктуры ПМСП мегаполиса, способствует установлению доверительных отношений между врачами и пациентами, повышению результативности деятельности медицинских организаций. Применение такого комплексного подхода направлено на оптимизацию внутренних процессов, повышение эффективности деятельности МО разных форм собственности, минимизацию препятствий для жителей к доступу к инфраструктуре здравоохранения территории, в конечном счете, обеспечивая полноту удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. По результатам научного поиска показана востребованность и практическая эффективность системы маркетинга отношений в отрасли, расширение возможностей и повышение удовлетворенности пациентов при получении помощи: произошло совершенствование инструментов работы с пациентами, снижение количества жалоб пациентов, вовлечение медицинского персонала в процесс совершенствования предоставления услуг, внедрение дополнительных сервисных услуг пациентам, расширения ассортимента платных медицинских услуг, развитие пациентоориентированного подхода в медицинских организациях, вхождение частных МО в систему ОМС и др. Полученные ученым результаты содержат конкретные рекомендации по расширению их возможностей в деле совершенствования ПСМСП в условиях городского здравоохранения. Они представлены для внедрения в практику, в частности, в виде системы маркетинга отношений в отрасли и путей совершенствования удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи. Материалы полезны в деятельности по организации ПМСП для врачей, организаторов здравоохранения и руководителей отрасли, сотрудников медицинских организаций разных форм собственности, в деятельности страховых МО, в образовательном процессе системы непрерывного медицинского образования врачей и др. Обоснованность полученных результатов и выводов вытекает из программы исследования, организационно-методической проработки научного поиска. Объемы выборок, репрезентативность материала оценена по критериям статистических показателей и допустимых отклонений. По теме диссертации опубликована 21 печатная работа, в том числе 11 статей – в ведущих рецензируемых научных журналах из списка изданий ВАК, а также из списка SCOPUS. Материалы диссертации, полученные результаты и выводы исследования прошли успешную апробацию, были заслушаны, обсуждены и одобрены на многочисленных форумах российского и международного уровней. В целом материалы научного труда носят не только очевидный научно значимый, важный для практики, но и обучающий характер. Имеются в виду как примененный и реализованный оригинальный методический подход, сама технология проведения исследования, так и разработанная по результатам выполненного научного поиска, утвержденная в РУДН и внедрённая в учебный процесс Программа управления медицинскими организациями в условиях оказания ПМСП и др. Эти новации, по нашему мнению, вполне могут быть рекомендованы для реализации профильных мер на местах с учетом специфики территорий. При оценке труда отмечаются не умаляющие его достоинства погрешности стилистического, редакционного и оформительского плана. Так, полученный богатый материал мог бы быть представлен в большем числе иллюстраций. В целом же он заслуживает положительной оценки. Наряду с этим подчеркнём, что соискатель по ходу всей рукописи, начиная с названия, применяет термин «первичная специализированная медицинская помощь», вместе с тем подразумевая (вероятно, для сокращения текста при частом упоминании) законодательно закреплённую медико-санитарную помощь. Последнее обстоятельство подтверждает результаты изучения применяемой терминологии по проблеме по данным официальных источников и литературы, согласно которым имеет место расхождение в трактовке самого термина ПМСП, что актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования понятийного аппарата. Так, согласно ст. 33 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации (федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ), ПМСП есть базис всей системы оказания медицинской помощи. Он включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. А организация оказания данного вида помощи гражданам должна быть приближена к их месту жительства, месту работы или учебы. Тогда как в соответствии с рекомендациями ВОЗ, ПМСП подразумевает комплекс лечебно-профилактических услуг, предоставляемых на уровне местного сообщества, причём, премущественно по месту жительства[1]. К тому же нередко специалисты в нашей стране под этим видом помощи имеют в виду её оказание не только в амбулаторных условиях, но и в стационаре, и пр. Отсюда полагаем, что при пролонгации научных изысканий по проблеме организации ПМСП населению, реализации соответствующих территориальных программ целесообразно обратить на это внимание законодателей, специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения, ученых, преподавателей, руководителей органов здравоохранения и медицинских организаций. Данный вопрос заслуживает обсуждения и экспертной оценки на научно-практических форумах различного уровня, а также в печати.About the authors
L. P Chicherin
N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation
Email: leo2506@gmail.com
References
- Рукодайный О.В. Научное обоснование и разработка рекомендаций по повышению уровня удовлетворения потребностей населения в первичной специализированной медицинской помощи (на примере г. Москвы) : дис. … канд. мед. наук / О.В. Рукодайный. - М.: Российский университет дружбы народов, 2019. - 209 с.
- Rukodayny O. Nauchnoe obosnovanie i razrabotka rekomendacij po povysheniyu urovnya udovletvoreniya potrebnostej naseleniya v pervichnoj specializirovannoj medicinskoj pomoshchi (na primere g. Moskvy) : dis. … kand. med. nauk [Scientific justification and development of recommendations to increase the level of meeting the needs of the population in primary specialized medical care (using the example of Moscow): dis. ... PhD in Med]. Moscow, RUDN, 2019. 209 p. (in Russian).