HEALTH POLICY OF IVANOVO REGION IN CANCER CARE

Abstract


The article scientifically proves a regional organizational model of health policy in cancer care. Methodological approaches have been developed and tested to study it by 4 components: infrastructure, image, technological, medico-social. A set of proposals is shown to be effective.

Full Text

Health policy, cancer care, health care efficiency. Злокачественные новообразования (ЗН) остаются одной из актуальных и социально значимых проблем здравоохранения многих стран мира [2]. В Российской Федерации они устойчиво занимают второе место среди причин смертности населения [1]. Не стала исключением и Ивановская область. Их удельный вес в общей структуре смертности составляет более 13%. По смертности от рака Ивановская область занимает 29 место в РФ, хотя по заболеваемости - 6. В структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований женщин лидирует рак молочной железы, мужчин - рак органов дыхания, простаты и желудка. На долю этих видов опухолей прихо 118 дится более половины случаев всех ЗН. В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», смертность от рака к 2018 г. должна быть снижена до 192,8 на 100 тыс. населения. В настоящий момент она составляет 207,0 в нашем регионе. Для реализации указа необходимы исключительно эффективные и целенаправленные мероприятия. Проблема борьбы с ЗН - многоаспектная: это образ жизни и медицинская активность самих граждан, экологическая ситуация, ранняя диагностика и профилактика онкопатологии, своевременное, доступное и качественное лечение, паллиативная помощь [3]. В организации онкологической помощи населению России остается целый ряд нерешенных вопросов: повышение эффективности использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов; мотивация граждан к сохранению собственного здоровья и участию в мероприятиях по профилактике онкопатологии; формирование информационной и коммуникационной политики. Таким образом, требуется научное обоснование новой модели формирования политики онкологической службы регионального уровня с учетом современных вызовов и возможностей и на основе комплексного анализа всех ее компонентов. База исследования: ГБУЗ ИвООД, онкологическая служба Ивановской области. Время проведения исследования: 2014-2017 гг. Объем исследования: учетно-отчетная медицинская документация (34 524 единицы), карты экспертной оценки (456 случаев оказания помощи, 23 экспертизы материально-технической базы), опрос 426 медицинских работников и 565 пациентов. Методом экспертных оценок выделены основополагающие критерии успешности региональной политики здравоохранения в части онкологической помощи населению, предложена методика ее количественной оценки и даны нормативные значения по 4 компонентам: 1) инфраструктурный (ресурсное обеспечение); 2) технологический (политика в области качества помощи); 3) медико-социальный (политика работы с населением, пациентами); 4) имиджевый (восприятие службы, результатов ее работы населением, собственником, партнерами). При достаточной подготовленности материально-технической базы к проведению мероприятий (коэффициент соответствия 8,8), эффективность ее использования остается низкой уровне и не обеспечивается должным образом организационными мероприятиями. Качество структуры кадров онкослужбы в целом высокое (0,78), однако отставание по ряду ключевых параметров (онкоподготовленность, онконастороженность, организация труда, мотивация к профилактической работе, фондовооруженность) снижает общую эффективность диагности- 119 ки. Подготовка значительной части (56,7%) врачей первичного звена по ряду позиций неудовлетворительна, что осложняется не осознанием медицинскими работниками значимости профилактических мероприятий в структуре профессиональной деятельности и их низкой мотивацией к регулярной актуализации и пополнению знаний. Наиболее низка онкоподготовленность врачей стационара, специалистов хирургического профиля, врачей 50 лет и старше, с низкой квалификацией и сроком после ее последнего повышения 3 года и больше. Высокая онкоподверженность населения (153,4 на 100 опрошенных) сочетается с низкой онконастороженностью (34,1) и онкоинформированностью (40,5). Количество диагностических и медико-организационных дефектов онкологической помощи в среднем составляет 1,7 на каждый случай диагностированного рака, что приводит к запущенным случаям онкопатологии. Первые ранговые места по частоте нарушений принадлежат следующим аспектам качества медицинских услуг: своевременность - 121,8 на 100 случаев; адекватность - 96,4; преемственность -90,8; результативности - 83,6; доступности - 82,7. В структуре медикоорганизационных дефектов помощи, по результатам экспертной оценки, превалируют: диагностические (не выполнение медицинским персоналом стандарта онкоскрининга, не использование инструментальных и лабораторных методов исследования) - 70,5%; организационнотактические (нарушение преемственности на каналах связи «женская консультация - поликлиника», «стационар - поликлиника», «поликлиника-онкодиспансер»; нарушение правил оформления результатов онкоосмотра в первичной медицинской документации) - 28,0%; лечебно-профилактические (недостаточное внимание к лицам с факторами риска онкопатологии, низкий уровень санитарно-просветительной работы) -11,5%. С 2010 г. Ивановская область в числе первых регионов приступила к реализации Национальной онкологической программы. В области сформирована этапная система оказания онкологической помощи, где головным учреждением является онкологический диспансер со стационаром мощностью 628 коек (из них 195 коек дневного пребывания, 20 коек отделения паллиативной онкологии «Хоспис») и консультативной поликлиникой на 78 900 посещений в год. Организованы 14 первичных онкологических кабинетов со сертифицированными онкологами. Функционируют 47 женских смотровых кабинетов. Совершенствуется организация ранней диагностики предопухолевых и злокачественных новообразований. Открываются мужские смотровые кабинеты (8). Организованы осмотры населения на визуальные формы рака, в т.ч. «подворные» обходы сельского населения (не реже раза в год). Активизирован скрининг населения (маммография, флюорография, исследования на онко-маркеры). Активно формируется «онкологическая насто- 120 роженность» у населения и врачей: ежемесячные выступления специалистов онкодиспансера на радио, телевидении, выпуск видеороликов, брошюр по профилактике и ранним симптомам опухолей, методических рекомендаций для врачей первичного звена по ранней диагностике рака. Производятся выплаты врачам первичного звена в размере 500 руб. за каждый случай раннего выявления ЗН. Организован выезд сотрудников онкодиспансера в муниципальные образования не реже 2 раз в год. Проводятся «Дни открытых дверей» в поликлинике онкодиспансера, краткосрочные курсы обучения на месте врачей различных специальностей, акушерок смотровых кабинетов, фельдшеров ФАПов по теме «Ранняя диагностика визуальных с форм злокачественных новообразований». Совершенствуется материальнотехническая база онкологической службы. Оцифровка приводит к значительной экономии средств, которые тратились на формирование и содержание больших пленочных пожароопасных архивов. Автоматизация способствует консолидации отделений ЛПУ, поднимает лечебно-диагностический процесс на принципиально новый качественный уровень. С помощью телерадиологии медицинское изображение передается из первичного источника в центры с опытными врачами-онкологами, которые могут не только дать экспертную оценку сложного случая, но и определить целесообразность лечения на месте или необходимость оказания пациенту высокотехнологичной медицинской помощи в федеральном медицинском учреждении. С целью повышения удовлетворенности населения качеством медицинской помощи оптимизирована работы диспансера. Перевод консультативной поликлиники на двухсменный режим позволило значительно сократить время ожидания пациентом приема специалиста. Операционные также начали работать в 2 смены, что способствовало уменьшению очередей на оперативное вмешательство. Внедряется массовое анкетирование населения (анамнестический скрининг) на выявление ЗН. Эффективность разработанной организационно-функциональной модели повышения эффективности онкологической помощи подтверждается снижением числа запущенных случаев онкопатологии в 2016 г. на 12%; повышением профилактической активности пациентов на 15%, их онкоинформированности на 26%. Литература

About the authors

V. A Kozlov


B. A Polyakov


D. L Mushnikov

Email: ob.zdor@mail.ru

References

  1. Злокачественные новообразования в России в 2015 г. (заболеваемость и смертность). - М.: ФГБУ «МНИОИ им. П. Герцена» Минздрава России, 2016.
  2. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2013.
  3. Филатов В.Ф. с соавт. Политика здравоохранения: вопросы теории и практики: монография. - М.: ГУ ННИИ Общественного здоровья и здравоохранения РАМН, 2007. - 276 с.

Statistics

Views

Abstract - 12

PDF (Russian) - 10

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies