MULTIDIMENSIONAL ROLE OF SANATORIUM-RESORT COMPLEX IN POPULATION HEALTH PROMOTION
- Authors: Chicherin L.P1, Shchepin V.O1, Mikhalskaya E.V1, Nikitin M.V1
- Affiliations:
- Issue: No 1 (2017)
- Pages: 314-319
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1758
- Cite item
Abstract
Full Text
Health protection, sanatorium and health resortassistance, medical rehabilitation, preventive environment, health promotion, rest. Санаторно-курортное дело традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения в России, что позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний, оздоровление населения, восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию [2]. Ранее нами был представлен анализ сложившейся ситуации с организацией деятельности санаторного звена отрасли, на примере детского контингента страны показано снижение внимания к санаторно-курортному этапу, забвение богатого и эффективного накопленного опыта [3]. Цель данной работы - подчеркнуть значимость санаторнокурортного комплекса не только в лечении и медицинской реабилитации, но и в профилактике заболеваний, оздоровлении и отдыхе граждан России, систематизировать понятийный аппарат. Применены современные методы социально-гигиенического исследования: контент-анализ; метод изучения и обобщения опыта, форм и методов работы территорий и организаций различных ведомств в данной области; аналитический и другие. Термин «санаторно-курортная помощь», отражающий значительный вклад этого важного этапа в здравоохранение, в охрану здоровья населения в целом, в последние годы постепенно трансформируется в более узкие преимущественно употребляемые понятия «лечение», «восстановительное лечение», «медицинская реабилитация», «долечивание» и т.п., относящиеся к больным в стадии ремиссии, а также с хронической патологией и инвалидов (III-я группа здоровья). Но при этом как бы игнорируются выполняемые этими медицинскими организациями на практике такие функции, как оздоровление граждан, осу 315 ществляемое по отношению к лицам II-й группы здоровья (группы риска) и профилактика (вторичная и третичная, затрагивающая интересы граждан всех трёх групп здоровья). Обращает также на себя внимание, что термин «отдых» по непонятной причине в последние примерно четверть века - не только применительно к деятельности санаторно-курортных организаций - был полностью исключен из лексикона, прежде всего, медицинских работников, хотя вклад отдыха, особенно активного и тем более в век многочисленных стрессовых ситуаций, в формирование здоровья индивидуума трудно переоценить. Подчеркнём, что единообразие трактовки пользователями санаторно-курортной сдужбы особенно важно в условиях взятого в стране курса, по крайней мере, в директивных документах и пока в редкой практике, на создание единой профилактической среды (ЕПС). Как известно, самой идее создания такой среды в масштабах страны - если исчислять с советского периода (труды Н.А. Семашко, С.А. Томилина и др.) - скоро 100 лет, но до реального выполнения мечты ещё предстоит много работы. Не случайно, скажем, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р была утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. В её развитие определено 14 приоритетных направлений научных исследований в области инновационного развития здравоохранения. К таким направлениям отнесена и платформа медицинской науки «Профилактическая среда», цель которой - научное сопровождение формирования такой среды в стране, включая и развитие санаторно-курортной помощи [1]. Термин «профилактика» в санаторно-курортном деле, казалось бы, применён давно, ещё федеральным законом от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах...», но почему-то все реже применяется сегодня. Подчеркнём, что курортное дело в интерпретации закона включает не только лечение, но и профилактику заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов. Мало того, четкая последовательность с Основным законом страны (ст. 37 Конституции России о праве на отдых) прослеживается и в тексте этого закона: «Природные лечебные ресурсы, лечебнооздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите». Налицо односторонний подход к роли санаторно-курортного этапа, преимущественно сводящий ее к лечению и реабилитации граждан, что обедняет осуществляемую повседневно многокомпонентность данного вида помощи. Ведущей проблемой, по нашему мнению, оста- 316 ется недооценка специалистами и самим населением многогранной роли санаторно-курортных комплексов в укреплении здоровья граждан. И не только в их лечении и реабилитации, но и в оздоровлении, профилактике, отдыхе. Рассмотрим примеры практически игнорирования в официальных документах этих функций. Характерно, что даже само название действующих федеральных документов, включая таковые, утвержденные приказами Минздрава РФ, как бы исключает проведение в санаторно-курортных организациях, кроме лечения, других комплексных мер. Подчеркнём, что и в государственной программе «Развитие здравоохранения» Российской Федерации (утверждена на период до 2020 года распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 г. № 2511 -p) одна из подпрограмм - № 5 -названа «Развитие медицинской реабилитации и санаторнокурортного лечения, в том числе детям». Одноименно данной подпрограмме звучит и одна из задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента от 31.12.2015 г. № 683. Согласно Государственному докладу о положении детей и семей, имеющих детей (2014), санаторно-курортная помощь определена достаточно узко - как одно из ведущих направлений в реализации мероприятий по долечиванию больных детей после интенсивного стационарного лечения острых заболеваний, травм, отравлений, а также де-тей-инвалидов. Применяемый же в директивных документах на самом высоком уровне термин «лечение в целях профилактики», несомненно, не корректен. Между тем отрадно, что в целом ряде официальных документов роль санаторно-курортных комплексов стала раскрываться достаточно широко. Так, в ст. 18 закона от 21.11. 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» записано, что каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается «охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан. Как и ст. 40 этого закона гласит: «Санаторно-курортное лечение направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления..». Основополагающий по проблеме приказ МЗ РФ от 05.05.2016 г. № 279н, хотя и назван «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения», тем не менее, включает в деятельность санаторно-курортных организаций функции оздоровления и профилактики. С 1 января 2017 г. вступил в силу федеральный закон от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования 317 государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». В частности, в действующий федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» включена ст. 12, обязывающая в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления создавать безопасные условия пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, их питания, перевозки к местам отдыха и обратно. Кстати, практически впервые в официальных документах дано определение термина «организация отдыха детей и их оздоровления» (имеющий прямое отношение и к контингенту взрослых), интерпретирующегося как организации сезонного действия или круглогодичного действия, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. И в их число включены, «санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации, созданные при санаторно-курортных организациях». Характерно также, что, согласно данному федеральному закону от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ, организации отдыха и оздоровления детей относятся к санаторно-курортным организациям. Впервые определено и понятие «отдых детей и их оздоровление»: это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно эпидемиологических требований, решении задач обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. По нашему мнению, такая интерпретация отдыха и оздоровления детей вполне применима в отношении всех возрастных групп. Заключение. Очевидно, что имеющий пока место - среди официальных органов и лиц, специалистов, самого населения - односторонний подход к роли санаторно-курортных организаций преимущественно в лечении и реабилитации граждан обедняет присущую на практике многокомпонентность данного вида медицинской помощи. В современных условиях, когда государство в последние 3-5 лет вновь возвращается к необходимости, по сути дела, возрождения и развития санаторно-курортного комплекса России, требуется осознание не только потенциальными и реальными потребителями услуг данного вида медицинской помощи - населением, но даже и специалистами, значимости санаторно-курортного дела в охране здоровья граждан, деятельности всех звеньев отрасли здравоохранения. Повышение 318 эффективности санаторно-курортной помощи может внести существенный вклад в общественное здоровье. Не случайно на заседании 15 ноября 2016 г. Координационного совета при президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в числе ключевых задач поставлено законодательное обеспечение безопасного, качественного отдыха и оздоровления подрастающего поколения как потенциала общественного здоровья. Таким образом, отрадно, что понятие санаторно-курортной помощи, подразумевавшее ранее преимущественно лечение, медицинскую реабилитацию с акцентом на контингенты хронических больных, инвалидов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы и иные, с усилением в последние годы внимания государства к данному виду медицинской помощи постепенно дополняется и реализуемыми на практике мерами оздоровления, профилактики, отдыха, что стало полностью соответствовать понятию «санаторно-курортный комплекс». Санаторно-курортного дело ныне рассматривается как совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов [1]. Напомним, что ещё в соответствии с давним Федеральным законом от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» объекты санаторно-курортного лечения относятся к туристской индустрии. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляется, в т.ч., путем классификации объектов туристской индустрии. Особенно в последнее десятилетие наблюдается активное совмещение лечения и отдыха. Изменения потребностей населения в качественном отдыхе на курортах привели к расширению возможностей санаторно-курортных организаций оказывать услуги не только медицинской, но и туристско-рекреационной направленности. Значимость санаторно-курортного дело в охране здоровья граждан особо возросла в связи с прошедшим под председательством президента В. Путина в августе 2016 г. специальным заседанием президиума Госсовета. Там, в частности, приводились такие цифры: регулярное оздоровление в санаторных условиях позволяет увеличить продолжительность жизни людей от 3 до 15 лет. Была рассмотрена заслуживающая применения на практике и углубления научных исследований в данном направлении очевидная широкая палитра деятельности санаторно-курортных организаций, их роль в охране здоровья граждан. Среди прочих поставлены задачи обмена опытом, выработки на федеральном уровне путей развития санаторно-курортного дела, разработки стратегии развития санаторно-курортного комплекса, повышения инвестиционной привлекательности российских курортов по аналогии с индустрией туризма. 319 ЛитератураAbout the authors
L. P Chicherin
Email: leo2506@gmail.com
V. O Shchepin
Email: shchepinasm@yandex.ru
E. V Mikhalskaya
M. V Nikitin
Email: firstmv@mail.ru
References
- Приказ Минздрава РФ от 30.04.2013 г. № 281 «Об утверждении научных платформ медицинской науки» (с изменениями, внесенными приказом Минздрава РФ от 23.09.2015 г. № 674 «О внесении изменений в научные платформы медицинской науки, утвержденные приказом МЗ РФ № 281»).
- Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156884.
- Чичерин Л.П., Никитин М.В., Щепин В.О. Развитие оздоровления детей на санаторно-курортном этапе // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко». - М., 2016. - Вып. 1, ч. 2. - С. 171-176.
Statistics
Views
Abstract - 8
PDF (Russian) - 9