SOME APPROACHES TO IMPROVING PRIMARY HEALTH CARE FOR WOMEN
- Authors: Sharafutdinova N.H1, Mustafina G.T1, Polunina V.V2, Sharafutdinov M.A1
- Affiliations:
- Bashkir State Medical University
- Russian National Research Medical University named after N.l. Pirogov
- Issue: No 7 (2017)
- Pages: 54-60
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1835
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение. В последние годы выполняется множество программ, направленных на охрану здоровья населения. Это и национальный проект «Здоровье», модернизация здравоохранения. Часть программ непосредственно касается охраны здоровья женского населения. Однако остается высоким уровень заболеваемости женщин хроническими заболеваниями, распространенность факторов риска заболеваний, смертность и инвалидность женского населения. Огромную роль в охране здоровья женщин принадлежит амбулаторнополиклиническому звену: поликлиникам и женским консультациям [2, 3]. Однако в их деятельности существует масса проблем, решение которых зависит от разработки и выполнения ряда организационных мероприятий, не говоря уже традиционно решения кадрового обеспечения [4, 5]. Реализация мероприятий, которые касаются обеспечения доступности и качества медицинской помощи не всегда удается оценить в полном объеме [3]. В тоже время основным методом оценки их является оценка удовлетворенности пациентов и самих медицинских работников [1]. В связи с этим остается актуальной проблема охраны здоровья женского населения на основе комплексной оценки их состояния здоровья. На основании полученных результатов оценки соматического и репродуктивного здоровья женщин, факторов, влияющих на него, образа жизни, социально-гигиенической характеристики городских и сельских женщин, организации медицинской помощи была разработана система медико-организационных мероприятий по оздоровлению женщин. 55 Одним из направлений совершенствования первичной медикосанитарной помощи женщинам явились разработанные и внедренные в работу поликлиник пилотные проекты, включающие в себя: «Универсальная медицинская сестра»; «Медицинская сестра-координатор отделения функциональной диагностики»; «Медицинский регистратор-администратор поликлиники»; «Сестринский пост поликлиники»; «Разработка модели участковой службы как способ повышения эффективности деятельности МО»; «Служба неотложной помощи», как структурное подразделение поликлиники. В процессе периодической апробации пилотных проектов, связанных с организационными изменениями, возникла острая необходимость в создании единой координирующей структуры, которая бы управляла ходом разработки и реализации проектов с единой методологией, информационной базой, оценкой работы каждого участника проекта, с определением подходов, принципов, порядка внедрения проектного управления, формализацией типовых шаблонов нормативных методических документов для их внедрения в МО. Для этого был разработан и апробирован проектный офис (ПО) управления медицинской организацией. Основным инструментом технологической поддержки проектной деятельности является информационная система управления проектами (далее - ИСУП). Целью информационно-технической поддержки проектной деятельности является сокращение трудозатрат, минимизация ошибок и повышение скорости выполнения процессов проектного управления. Цель проекта - совершенствование организации медицинской помощи женщинам. Объект проекта - деятельность врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Задачи проекта: 1. Создать рабочую группу проекта 2. Проанализировать показатели состояния здоровья женского населения 3. Определить основные показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта 4. Провести информационно-разъяснительную работу с врачами и их медицинскими сестрами и акушерками 5. Оценить результаты внедрения проекта Для этого был разработан и апробирован проектный офис (ПО) управления медицинской организацией. Основным инструментом 56 технологической поддержки проектной деятельности является информационная система управления проектами (далее - ИСУП). Целью информационно-технической поддержки проектной деятельности является сокращение трудозатрат, минимизация ошибок и повышение скорости выполнения процессов проектного управления. Для достижения поставленных целей создано единое информационное пространство, позволяющее производить накопление, хранение и обработку информации и знаний в области проектного управления; проводить аудио- и видео собрания. Основным инструментом информационно-технической поддержки проектной деятельности в ПО является Microsoft Office 365. Программное обеспечение представляет собой облачный сервис, размещенный на платформе Microsoft, включает модули: • Облачная служба электронной почты Exchange Online предоставляет сотрудникам доступ к почтовым ящикам по 50 Гб. Office 365 синхронизирует сообщения электронной почты, календари и контактные данные на всех устройствах (ПК, мобильные устройства) в реальном времени. Информация всегда актуальна, на чем бы ее ни просматривали. • Служба OneDrive решает задачи хранения проектных документов и ведения базы знаний по проектам. Каждому пользователю выделяется 1Тб места для хранения документов, которые доступны как с персональных компьютеров, так и с мобильных устройств. • Использование Skype позволяет проведение аудио и видео собраний без территориального присутствия участников проектного офиса. Благодаря интеграции с Outlook можно планировать собрания заранее, а также организовывать их на лету, отправляя персональные ссылки для участия. • Работа с документами реализована с Office Online. Модуль может реализовывать функции совместной работы над проектными документами. • Служба Planer выполняет функции управления сроками, обеспечивает формирование и отслеживание плана контрольных событий проекта. Возможность выкладывать файлы прямо в задачи делает планировщик единым центром работы. • Календарь выполняет функции детального календарного планирования проекта: формирование плана-графика проекта, определение связей между мероприятиями, контрольными событиями, указание исполнителей по мероприятиям и контрольным событиям. Требования к ИСУП формализованы в соответствии с рекомендациями ГОСТ "Техническое задание на создание 57 автоматизированной системы"; "Информационные технологии", "Единая система программной документации (ЕСПД)", стандарты ISO в области информационных технологий. Практическая значимость проекта - совершенствование оказания медицинской помощи женщинам, снижение частоты обострений хронических заболеваний, вызова скорой медицинской помощи и неотложной медицинской помощи, снижение частоты госпитализации, снижение инвалидности и смертности женщин. Кадровые и материально-технические ресурсы: ГБУЗ РБ «Городская клиническая больница № 21 г. Уфы» имеет две поликлиники: поликлиника № 1 на 800 посещений в смену, обслуживающая прикрепленное население в количестве 39100 человек, и имеющая в своем составе женскую консультацию, травматологический пункт; поликлиника № 2 на 280 посещений в смену, обслуживающая прикрепленное население 72 тыс. человек, и имеющая в своем составе 25 ФАПов, 3 участковые больницы и 10 врачебных амбулаторий. Внедренные мероприятия в деятельность поликлиник МО были оценены показателями деятельности поликлиник по совершенствованию медицинской помощи женщинам. Были внедрены следующие показатели для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию медицинской помощи: 1. Характеристика участка : - интерактивная карта участка; - транспортная доступность; - какие дома (этажность, бараки и т.д.); - наличие телефонной связи, интернет; - наличие ФАП, ВОП. 2. Половозрастная характеристика: - количество женщин фертильного возраста; - количество бесплодных пар; - количество детей; - количество беременных; - количество трудоспособного населения; - количество населения старшего трудоспособного возраста (%): > 60 лет; > 70 лет; > 80 лет; > 90 лет; > 100 лет. 3. Диспансеризация: охват I этапом, охват II этапом. 4. Охват диспансерным наблюдением; 58 5. Показатели эффективности диспансерного наблюдения: а) снижение частоты обострений заболевания б) снижение временной нетрудоспособности в) уменьшение вызова скорой медицинской помощи г) снятие с учета в связи с улучшением здоровья д) уменьшение инвалидизации 5. Ведение регистров пациентов: а) с хроническими заболеваниями б) с факторами риска хронических заболеваний в) социально-неблагополучных г) с социально-значимыми заболеваниями д) количество женщин, прервавших беременность е) количество женщин с ЭКО ж) количество женщин, перенесших оперативное вмешательство по поводу заболеваний репродуктивной системы; з) количество женщин, охваченных в течение года осмотром врача акушера-гинеколога е) количество пациентов с онкологическими заболеваниями 6. Сведения о госпитализации пациентов: а) плановая; б) экстренная; в) исход стационарного лечения; г) поставлена на диспансерное наблюдение после стационарного лечения. 7. Сведения о вызовах скорой медицинской помощи а) по поводу обострения хронического заболевания; б) по поводу острого заболевания. 8. Охват вакцинацией 10. Вакцинация. 11. Работа на выездах: а) количество подворовых обходов; б) количество выявленных больных; в) охват амбулаторным лечением; г) охват стационарным лечением. 12. Профилактическая работа: а) выезды модульных центров: б) количество осмотренных женщин; в) количество выявленных больных; г) охват амбулаторным лечением; д) охват стационарным лечением; е) охват профилактической беседой Определение показателей проводилось на основе персонифицированного учета пациентов с внедрением в 59 информационную систему данных медицинской помощи пациентам в реальном режиме. Оценка эффективности внедренных мероприятий проводилась на основе социологических опросов пациентов до внедрения пилотных проектов и через год после реализации проекта. Было опрошено по 250 пациентов. До внедрения пилотных проектов в работу поликлиники отношением персонала были удовлетворены 25,0% опрошенных женщин, после их реализации количество положительных ответов достигло 73,0%. Изучение эффективности реализации этих мероприятий положительно отразилось на таких показателях, как удобство записи на прием к врачу (12,0% и 55,0%), отношение врача к пациенту (38,0% и 62,0%), в том числе и медицинской сестры (45,0% и 73,0%). Ответы женщин свидетельствуют, что созданы благоприятные условия для ожидания пациентов в регистратуре, улучшена организация труда медицинских работников, увеличилась возможность получения консультации у заведующих отделениями, необходимых документов и другие. Для оценки эффективности реализованных мероприятий было оценено мнение врачей поликлиник. Были опрошены врачи: терапевты, акушеры-гинекологи, эндокринологи, неврологи, офтальмологи и другие специалисты, всего 126 врачей. Опрос врачей подтвердил, что внедрение проекта в работу поликлиник врачи оценили положительно, на что указывает их ответы на поставленные вопросы. По их данным внедрение проекта способствовало повышению мотивации пациентов к улучшению своего здоровья, так считают 65,0% врачей. Об уменьшении обоснованных жалоб отметили 75,7% врачей, выполнение пациентами назначений врача - 73,8%, из числа опрошенных 45,4% считают, что повысился культурный уровень пациентов. Среди вопросов, касающихся организации медицинской помощи в поликлиниках, врачи положительным считают уменьшение вызовов врача на дом (56,6%), уменьшение очереди на прием (72,0%), увеличение выявляемое™ заболеваний, охват пациентов диспансерным наблюдением (соответственно 56,5% и 72,3%). Таким образом, реализация пилотного проекта по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи привело к повышению критериев удовлетворенности женщин организацией медицинской помощи. Было установлено, что врачи поликлиник оценили внедрение данного проекта как перспективное направление улучшения организации медицинской помощи женщинам.About the authors
N. H Sharafutdinova
Bashkir State Medical University
Ufa
G. T Mustafina
Bashkir State Medical University
Email: nazira-h@rambler.ru
Ufa
V. V Polunina
Russian National Research Medical University named after N.l. Pirogov
Moscow
M. A Sharafutdinov
Bashkir State Medical University
Ufa
References
- Агамов З.Х. Социологическая оценка структуры посещаемости амбулаторно-поликлинических учреждений / З.Х. Агамов, Е.М. Степанюченко // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2016. - № 1. - С. 9-13.
- Ганцев Ш.Х. Амбулаторно-поликлиническая онкология: руководство для врачей / Ш.Х. Ганцев, В.В. Старинский, И.Р. Рахматуллина, Л.Н. Кудряшова, Р.З. Султанов, Д.Д. Сакаева. М.: ГЭОТАР-Медия; 2014. - 212 с.
- Сквирская, Г.П. Современные подходы к формированию организационной структуры амбулаторно-поликлинических учреждений // Заместитель главного врача. - 2013. - № 1 (80). - С. 18-22.
- Шарапов И.В. Амбулаторно-поликлиническая помощь, проблемы и основные направления оптимизации. / И.В. Шарапов, Е.А. Финченко // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2016. - № 1. - С. 187-193.
- Щепин, В.О. Анализ доступности амбулаторнополиклинической медицинской помощи в Москве / В.О. Щепин, А.В. Белостоцкий, В.Г. Винокуров, А.М. Алленов, А.С. Дьячкова // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2014. - № 1. - С. 310-313
- Сороколетов Д.В.1, Черкасов С.Н.* 1 2, Кириченко Ю.Н.1 ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА 1ФКУ Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Курской области; г. Курск, Россия 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Россия
Statistics
Views
Abstract - 19
PDF (Russian) - 9