V.F. VOYNO-JASSENETSKY. NEW EVIDENCE AND THE NEED FOR THEOLOGICAL STUDY OF THE HERITAGE OF ARCHIBISHOP LUCAS
- Authors: Werner A.1
- Affiliations:
- Issue: No s (2017)
- Pages: 38-40
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1854
- Cite item
Abstract
The article raises the importance of the theological heritage of Archbishop Lucas.
Full Text
Вернер Артур - доктор медицины; Artyom.Verner@uni-duesseldorf.de 38 вителя Церкви. Увы, эта работа не цитировалась в обзорных монографиях, вышедших позднее. Отрадно осознавать, что попытки выявить особенности богословско-проповеднической деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого продолжались, о чем свидетельствует появление в 2014 г. важной монографии Л. В. Халезовой, изданной на украинском языке. Мы полагаем, что дальнейший поиск и классификация работ именно духовной деятельности, анализ их, установление адресатов переписки Арх. Луки с другими Иерархами Церкви (Митрополит Вениамин (Федченков), Архим. Борис (Хол-чев) интересны не только сами по себе и важны в изучении фигуры и психограммы Святителя, но и охарактеризует в целом эпоху первой половины XX века через призму ученого и духовного деятеля. После публикации дневниковых записей М. М. Пришвина отошло в прошлое навязанное представление о писателе, как только о «Певце природы». Удачно выбранный символ, тем не менее сужал весь горизонт его представлений. М. М. Пришвин 23 марта 1950 г. записал: «Епископ Лука в Симферополе, хирург и профессор, сана не снимает, и никто его не трогает. Когда приходят больные, он спрашивает: «Православные? И если да, говорит: Помолимся!» И после этого начинает лечить». Такого же характера и Капица, и если не я сам, то мой двойник. Но есть и другой характер советского человека: каждый шаг, каждое слово, как будто если только он ошибется, то его схватят невидимые руки. (Продумать в сопоставлении оба характера)». К. Г. Паустовский вспоминал: «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им - сущие пустяки по сравнению с его дневниками, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти он записи он хотел сохранить для потомства. Это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений - таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу». «Бойся думать без участия сердца», таков был лейтмотив деятельности М. М. Пришвина, этому же вторит и трактат «О духе, душе и теле» и проповеди его современника Архиепископа Луки. Конечно, мы можем ссылаться на известные традиции русской писательской культуры прошлых столетий, однако те императивы, которые в середине 20 века были снова озвучены через «сердечную мысль» (в интерпретации самого М. М. Пришвина- С. Г. Семенова, 1989) и оказались столь свежи. О своей книге архиепископ Лука писал, что она «займет почетное место в религиозно-философской литературе». Он также полагал, что книга его «имела бы огромное значение в деле религиоз- 39 ного просвещения отпавших от веры или никогда не знавших ее, если бы могла быть напечатанной». Как полагал В. Савельев (2005), свое произведение святитель Лука считал апологетическим, цель которого - религиозное просвещение людей, отпавших от веры, и тех, кто с детских лет был воспитан в духе «воинствующего» атеизма. Задача, преследуемая автором, вполне очевидна: человеку нужно сказать правду о человеке, и в первую очередь то, что он - существо духовно-материальное, наделенное разумом, свободой и бессмертием, но отнюдь не самоосознающая глыба материи. В 1948 г. после написания своего сочинения (1945-1947 гг.) Лука Войно-Ясенецкий прочитал в Симферопольском кафедральном соборе серию проповедей-лекций антиматериалистического характера, сердцевину которых составляли основные мысли его работы. Начиналась первая проповедь примерно такими словами: «Некоторые невежественные люди говорят, что Бога нет...». Что можно противопоставить этому вопиющему заблуждению? По убеждению архиепископа Луки фактическая очевидность бессмертия и нематериальности человеческого духа является убедительнейшим аргументом в пользу бытия Божия. Действительно, если человеческий дух бессмертен, о чем свидетельствуют многочисленные факты из жизненного опыта людей, то основания для этого бессмертия нужно искать в вечном и живом Боге (Абсолюте). Ибо только Единый Бессмертный дарует бессмертие; и только Тот, Кто есть Сама Жизнь, дарует жизнь. Принято считать, что одни христианские богословы говорят о трехчастном составе человеческого существа (тело, душа и дух), а другие - о двухчастном (тело и душа). Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим полагал (1991), что предшественником Арх.Луки в таком понимании были св. Тихон Задонский и св. Феофан Затворник. Несмотря на известную самокритику Арх. Луки в отношении недостатка литературы в период написания трактата, именно в таком его апологетическом понимании, Арх.Лука аргументировал трихотомизм данными психофизиологии, парапсихологии и генетики. Он разрабатывал учение о так называемых актах сознания, которые никогда не бывают изолированными, поскольку мысль сопровождается чувством (Гомилетика), а волевые акты связаны не только с восприятиями физических органов, но и с восприятиями души и духа. Арх Лука утверждал, что дух может вести жизнь, раздельную от души и тела, ссылаясь на передачу наследственных свойств от родителей к детям, поскольку наследуются лишь основные «духовные» черты характера родителей, а не их чувственные восприятия и душевные воспоминания.References
- Воспоминания о Михаиле Пришвине; Сборник. - М., Советский писатель, 1991. - С. 306.
Statistics
Views
Abstract - 11
PDF (Russian) - 8